Анализ концепций и моделей воспитания личности.
Название концепции и модели воспитания | Автор(ы) | Характеристика концепций и моделей воспитания |
1.2. Заполните таблицу «Этапы развития высшего образования в России»
Таблица 2
Этапы развития высшего образования в России
Название этапов развития высшего образования в России | Характеристика этапов развития высшего образования в России |
1.3. Анализ региональных образовательных программ по дошкольному, начальному образованию по следующей структуре (название, авторы, цель, основные разделы, критерии и уровни усвоения программы, диагностические методики, технологии, предметно-пространственная среда и т.п.).
Таблица 3.
Анализ региональных образовательных программ по дошкольному, начальному образованию
Название | Автор(ы) | Цель | Основные разделы | Критерии и уровни | Диагностические методики | Технологии | Пред.-прост. среда |
3. Проективное задание
3.1.Разработайте содержание педагогического проекта по проблеме «Воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона», «Человек культуры как смысл современного образования» согласно следующей структуры (актуальность проекта, его цель, задачи, содержание, новизна разработки, перспективы развития проекта и т.п.)
3.2. Разработайте проект программы повышения профессиональной компетенции педагогов по проблеме «Интеграция школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования».
Тестовое задание к первому модулю
Задание: выбери правильный вариант (варианты) ответа:
1.Этапы развития высшего образования:
А) дореволюционный;
Б) революционный
Б) период строительства коммунизма;
В) перестройка;
Г) современный период.
2. Личностно - профессиональная культура характеризуется:
А) общая культура;
Б) культура мышления;
В) креативные качества;
Г) экономическая культура;
Д) культура личностного совершенствования
Е) информационно-методическая культура;
Ё) профессиональная компетентность;
Ж) коммуникативная культура
3. Характеристики интегративного процесса в педагогике:
А) целевые характеристики;
Б) содержательные характеристики;
В) уровни интегративного процесса;
Г) масштаб интегративного процесса;
Д) формы интегративного процесса;
Е) исторический аспект
4. Сущностные признаки интегративного процесса:
А) взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов;
Б) количественные и качественные преобразования взаимодействующих элементов;
В) наличие экономического плана;
Г) наличие логико-содержательной основы;
Д) наличие собственной структуры;
Е) педагогическая направленность и относительная самостоятельность.
5. Формы интегративного процесса:
А) предметно-образная;
Б) понятийная форма;
В) мировоззренческая;
Г) концептуальная;
Д) теоретическая.
6. Роль Глобального образования в реформировании образования в России:
А) поиск подходов к обучению мыслить и действовать в новых условиях;
Б) теоретическое обоснование
В) развитие нового образа мышления;
Г) поиск нестандартных ответов в исследовательской деятельности;
Д) развитие потребности в изучении опыта, стиля деятельности.
7.Принципы построения регионального содержания образования:
А) региональности,
Б) субъектности,
В) гуманитаризации,
Г) историзма,
Д) комплексности,
Е) интегративности.
8.Региональный компонент содержания образования:
А) климатический аспект
Б) экономический аспект
В) социальный аспект
Г) экологический аспект
9.Национальный компонент содержания образования включает изучение особенностей:
А) философии,
Б) быта,
В) истории,
Г) географии,
Д) языка.
10. Процессу воспитания свойственно:
А) информационность
Б) стадийность,
В) специфичность,
Г) преемственность
Д) прерывность.
11. Объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития – это__________________________________________________________________________
12. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду – это_______________
13.Процесс обеспечения непрерывности образования ребенка, проживающего на данной территории, учета этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе модернизации образовательных систем – это___________________________________________________________________________
14.Социально-территориальная общность, характеризующаяся единством экономической, политической, духовной жизни, культурно-национальными традициями проживающего в нем населения -это______________________________________________
15. Культурный процесс, в который вовлечены все слои общества, сконцентрирована социальная активность всех участников образовательного процесса – это____________________________________________________________________________
Вопросы к экзамену по курсу
«Современные проблемы науки и образования».
- Народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации.
- Роль глобального образования в развитии человечества.
- Интегральное пространство как особая образовательная система.
- Сущностные признаки интегративного процесса в образовании.
- Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования в ХХI веке.
- Региональный компонент образования как путь его гуманизации и культурации.
- Специфика воспитания подрастающего поколения в региональной культуре в системе современного образования.
- Модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях ДОУ.
- Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.
- Организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития
- Цель и задачи поликультурного образования в формировании личности.
- Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.
- Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности.
- Инвариантные показатели личностно – профессиональной культуры педагога.
- Корпоративная культура как показатель развития учреждения и управления.
- Роль поликультурного образования в становлении личности
- Интеграция ценности культуры, мировых цивилизаций в содержание педагогического образования.
- Понятия «регион», «регионализация» с позиции качественной характеристики системы образования
- Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.
- Гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека.
- Теоретико-методологические основания поликультурного образования.
- Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.
- Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
- Направления содержания и уровни глобального образования:
- Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.
- Характеристики интегративного процесса в педагогике.
- Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.
- Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса.
- Культуросообразный контекст воспитания личности.
- Личность педагога в глобальном образовании.
- Воспитание личности в аспекте национальных традиций.
- Роль глобального образования в реформировании образования в России.
- Теория и практика организации обучения на интегративной основе.
- Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности
- Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.
- Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.
- Концептуальные основы поликультурного образования.
- Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
- Концепции и модели воспитания личности.
- Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка
- Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.
- Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
- Проектирование и организация региональных систем образования.
- Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
- Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.
- Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
- Ценностно-смысловые аспекты современного образования.
- Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.
- Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.
- Человек культуры как смысл современного образования.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)«Современные проблемы науки и образования»
Основная литература к курсу:
1. Авсентьев А.В., Авсентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993.
2. Адаменко С.В., Розова Т.Н. Воспитание культуры межнационального общения посредством поликультурного образования //Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. М-лы второй Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2001. – М., 2003. – С.11-13.
3. Алиева А.М. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.72-73.
4. Базиева Г.Д. Культура как формирующий фактор личности // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.81-83.
5. Бермус А.Г. Преподаватель и проблемы культуры речи // Культура речи: наука, образование, повседневность: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. – М., 1993. – ч.1. – С.19.
6. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Гелиос РАВ, 2000. – 340с.
7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-н/Д., 1997.
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №3. – С.34-38.
9. Бордовский Г.А., Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Структурно-содержательные инновации в высшем педагогическом образовании. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе педагогического образования» // Пед. универс. вестн. Алтая, 1999. - №1. – С.59-61.
10. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования – Москва-Ростов-на-Дону, 2004.
11. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.
Дополнительная литература к курсу:
1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. –М., 1994.
2. Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс… канд. социол. наук. – Минск, 1992.
3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1976.
4. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика, № 5, 1997. – С. 91 – 96.
5. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. – Ростов-на-Дону, 2001.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.
7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
8. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия //Педагогика, № 2, 2000. – С.90-102.
9. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М., 1996.
10. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. - №8. – С.30-34.
11. Гукаленко О.В., Руденко В.Н. Поликультурность как системообразующий принцип культурологического подхода к образованию //Славянский педагогический собор. Тезисы докладов первого международного конгресса. – Тирасполь, 2002. – С. 270-272.
12. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М., 1999
13. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1956.
14. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. – №2. – С.14-21.
15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
17. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 1995.
18. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс… доктора псих. наук. Новосибирск, 2000.- 41 с.
19. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореферат дисс… доктора псих. наук., Новосибирск, 2000.- 40 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Управление дошкольным образованием»:электронная версия УМК, презентации к лекциям, учебная литература и т.п.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогика дошкольного детства».