Анализ концепций и моделей воспитания личности.

Название концепции и модели воспитания Автор(ы) Характеристика концепций и моделей воспитания
     
     
     

1.2. Заполните таблицу «Этапы развития высшего образования в России»

Таблица 2

Этапы развития высшего образования в России

Название этапов развития высшего образования в России Характеристика этапов развития высшего образования в России
   

1.3. Анализ региональных образовательных программ по дошкольному, начальному образованию по следующей структуре (название, авторы, цель, основные разделы, критерии и уровни усвоения программы, диагностические методики, технологии, предметно-пространственная среда и т.п.).

Таблица 3.

Анализ региональных образовательных программ по дошкольному, начальному образованию

Название Автор(ы) Цель Основные разделы Критерии и уровни Диагностические методики Технологии Пред.-прост. среда
               

3. Проективное задание

3.1.Разработайте содержание педагогического проекта по проблеме «Воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона», «Человек культуры как смысл современного образования» согласно следующей структуры (актуальность проекта, его цель, задачи, содержание, новизна разработки, перспективы развития проекта и т.п.)

3.2. Разработайте проект программы повышения профессиональной компетенции педагогов по проблеме «Интеграция школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования».

Тестовое задание к первому модулю

Задание: выбери правильный вариант (варианты) ответа:

1.Этапы развития высшего образования:

А) дореволюционный;

Б) революционный

Б) период строительства коммунизма;

В) перестройка;

Г) современный период.

2. Личностно - профессиональная культура характеризуется:

А) общая культура;

Б) культура мышления;

В) креативные качества;

Г) экономическая культура;

Д) культура личностного совершенствования

Е) информационно-методическая культура;

Ё) профессиональная компетентность;

Ж) коммуникативная культура

3. Характеристики интегративного процесса в педагогике:

А) целевые характеристики;

Б) содержательные характеристики;

В) уровни интегративного процесса;

Г) масштаб интегративного процесса;

Д) формы интегративного процесса;

Е) исторический аспект

4. Сущностные признаки интегративного процесса:

А) взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов;

Б) количественные и качественные преобразования взаимодействующих элементов;

В) наличие экономического плана;

Г) наличие логико-содержательной основы;

Д) наличие собственной структуры;

Е) педагогическая направленность и относительная самостоятельность.

5. Формы интегративного процесса:

А) предметно-образная;

Б) понятийная форма;

В) мировоззренческая;

Г) концептуальная;

Д) теоретическая.

6. Роль Глобального образования в реформировании образования в России:

А) поиск подходов к обучению мыслить и действовать в новых условиях;

Б) теоретическое обоснование

В) развитие нового образа мышления;

Г) поиск нестандартных ответов в исследовательской деятельности;

Д) развитие потребности в изучении опыта, стиля деятельности.

7.Принципы построения регионального содержания образования:

А) региональности,

Б) субъектности,

В) гуманитаризации,

Г) историзма,

Д) комплексности,

Е) интегративности.

8.Региональный компонент содержания образования:

А) климатический аспект

Б) экономический аспект

В) социальный аспект

Г) экологический аспект

9.Национальный компонент содержания образования включает изучение особенностей:

А) философии,

Б) быта,

В) истории,

Г) географии,

Д) языка.

10. Процессу воспитания свойственно:

А) информационность

Б) стадийность,

В) специфичность,

Г) преемственность

Д) прерывность.

11. Объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития – это__________________________________________________________________________

12. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду – это_______________

13.Процесс обеспечения непрерывности образования ребенка, проживающего на данной территории, учета этно-культурно-исторических, социально-политических особенностей региона в процессе модернизации образовательных систем – это___________________________________________________________________________

14.Социально-территориальная общность, характеризующаяся единством экономической, политической, духовной жизни, культурно-национальными традициями проживающего в нем населения -это______________________________________________

15. Культурный процесс, в который вовлечены все слои общества, сконцентрирована социальная активность всех участников образовательного процесса – это____________________________________________________________________________

Вопросы к экзамену по курсу

«Современные проблемы науки и образования».

  1. Народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации.
  2. Роль глобального образования в развитии человечества.
  3. Интегральное пространство как особая образовательная система.
  4. Сущностные признаки интегративного процесса в образовании.
  5. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования в ХХI веке.
  6. Региональный компонент образования как путь его гуманизации и культурации.
  7. Специфика воспитания подрастающего поколения в региональной культуре в системе современного образования.
  8. Модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях ДОУ.
  9. Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.
  10. Организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития
  11. Цель и задачи поликультурного образования в формировании личности.
  12. Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.
  13. Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности.
  14. Инвариантные показатели личностно – профессиональной культуры педагога.
  15. Корпоративная культура как показатель развития учреждения и управления.
  16. Роль поликультурного образования в становлении личности
  17. Интеграция ценности культуры, мировых цивилизаций в содержание педагогического образования.
  18. Понятия «регион», «регионализация» с позиции качественной характеристики системы образования
  19. Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.
  20. Гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека.
  21. Теоретико-методологические основания поликультурного образования.
  22. Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.
  23. Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
  24. Направления содержания и уровни глобального образования:
  25. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.
  26. Характеристики интегративного процесса в педагогике.
  27. Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.
  28. Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса.
  29. Культуросообразный контекст воспитания личности.
  30. Личность педагога в глобальном образовании.
  31. Воспитание личности в аспекте национальных традиций.
  32. Роль глобального образования в реформировании образования в России.
  33. Теория и практика организации обучения на интегративной основе.
  34. Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности
  35. Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.
  36. Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.
  37. Концептуальные основы поликультурного образования.
  38. Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
  39. Концепции и модели воспитания личности.
  40. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка
  41. Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.
  42. Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
  43. Проектирование и организация региональных систем образования.
  44. Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
  45. Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.
  46. Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
  47. Ценностно-смысловые аспекты современного образования.
  48. Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.
  49. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.
  50. Человек культуры как смысл современного образования.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)«Современные проблемы науки и образования»

Основная литература к курсу:

1. Авсентьев А.В., Авсентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993.

2. Адаменко С.В., Розова Т.Н. Воспитание культуры межнационального общения посредством поликультурного образования //Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. М-лы второй Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2001. – М., 2003. – С.11-13.

3. Алиева А.М. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.72-73.

4. Базиева Г.Д. Культура как формирующий фактор личности // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.81-83.

5. Бермус А.Г. Преподаватель и проблемы культуры речи // Культура речи: наука, образование, повседневность: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. – М., 1993. – ч.1. – С.19.

6. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Гелиос РАВ, 2000. – 340с.

7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-н/Д., 1997.

8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №3. – С.34-38.

9. Бордовский Г.А., Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Структурно-содержательные инновации в высшем педагогическом образовании. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе педагогического образования» // Пед. универс. вестн. Алтая, 1999. - №1. – С.59-61.

10. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования – Москва-Ростов-на-Дону, 2004.

11. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.

Дополнительная литература к курсу:

1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. –М., 1994.

2. Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс… канд. социол. наук. – Минск, 1992.

3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1976.

4. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика, № 5, 1997. – С. 91 – 96.

5. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. – Ростов-на-Дону, 2001.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

8. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия //Педагогика, № 2, 2000. – С.90-102.

9. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М., 1996.

10. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. - №8. – С.30-34.

11. Гукаленко О.В., Руденко В.Н. Поликультурность как системообразующий принцип культурологического подхода к образованию //Славянский педагогический собор. Тезисы докладов первого международного конгресса. – Тирасполь, 2002. – С. 270-272.

12. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М., 1999

13. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1956.

14. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. – №2. – С.14-21.

15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

17. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 1995.

18. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс… доктора псих. наук. Новосибирск, 2000.- 41 с.

19. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореферат дисс… доктора псих. наук., Новосибирск, 2000.- 40 с.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Управление дошкольным образованием»:электронная версия УМК, презентации к лекциям, учебная литература и т.п.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогика дошкольного детства».

Наши рекомендации