Кафедра дошкольной педагогики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
Педагогический институт
Факультет педагогики и практической психологии
Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Современные проблемы науки и образования»
Направлениеподготовки
050100Педагогическое образование
Магистерская программа «Педагогика дошкольного детства»
Квалификация (степень)
Магистр педагогического образования
Форма обучения
Очная
Тематический план изучения дисциплины
«Современные проблемы науки и образования».
№ | Тема занятий: | Всего | Лекции | Сем.Прак | СРС |
Модуль 1. Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования. | |||||
1.1 | Человек культуры как смысл современного образования. | ||||
1.2 | Теория и практика организации обучения на интегративной основе. | ||||
1.3 | Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования. | ||||
1.4. | Культуросообразный контекст воспитания личности. | ||||
1.5. | Концепции и модели воспитания личности. | ||||
1.6. | Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона. | ||||
1.7. | Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования. | ||||
1.8. | Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе. | ||||
Модуль 2 Ценностно-смысловые аспекты современного образования. | |||||
2.1 | Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности. | ||||
2.2 | Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века. | ||||
2.3 | Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности. | ||||
2.4 | Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития. | ||||
2.5 | Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности. | ||||
Модуль 3 Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема. | |||||
3.1 | Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России. | ||||
3.2 | Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития. | ||||
3.3 | Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом. | ||||
Модуль 4. Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений. | |||||
4.1 | Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры. | ||||
4.2 | Корпоративная культура как показатель развития учреждения. | ||||
4.3 | Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов. | ||||
4.4 | Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях. | ||||
Всего: |
Вопросы к экзамену по курсу
«Современные проблемы науки и образования».
- Народные традиции как фактор воспитания личности и культурной идентификации.
- Роль глобального образования в развитии человечества.
- Интегральное пространство как особая образовательная система.
- Сущностные признаки интегративного процесса в образовании.
- Педагогический анализ теоретических подходов к развитию образования в ХХI веке.
- Региональный компонент образования как путь его гуманизации и культурации.
- Специфика воспитания подрастающего поколения в региональной культуре в системе современного образования.
- Модель психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях ДОУ.
- Управления образовательным учреждением как условие развитие корпоративной культуры специалистов.
- Организационно-педагогические условия психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития
- Цель и задачи поликультурного образования в формировании личности.
- Современное состояние отечественной системы психолого- педагогической помощи детям c нарушениями развития.
- Содержание педагогического образования, выстроенное в контексте поликультурности.
- Инвариантные показатели личностно – профессиональной культуры педагога.
- Корпоративная культура как показатель развития учреждения и управления.
- Роль поликультурного образования в становлении личности
- Интеграция ценности культуры, мировых цивилизаций в содержание педагогического образования.
- Понятия «регион», «регионализация» с позиции качественной характеристики системы образования
- Развитие конкурентноспособности ДОУ в современных социально-экономических условиях.
- Гуманистическая личностно-ориентированная модель воспитания и образования, актуализирующая творческий, ценностный и личностный потенциал человека.
- Теоретико-методологические основания поликультурного образования.
- Развитие проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития за рубежом.
- Концепция педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
- Направления содержания и уровни глобального образования:
- Теоретико-методологические основы управления развитием корпоративной культуры специалистов образовательных учреждений.
- Характеристики интегративного процесса в педагогике.
- Анализ современных теоретических подходов к проблеме регионализации образования.
- Социокультурная модель воспитания как компонент педагогического процесса.
- Культуросообразный контекст воспитания личности.
- Личность педагога в глобальном образовании.
- Воспитание личности в аспекте национальных традиций.
- Роль глобального образования в реформировании образования в России.
- Теория и практика организации обучения на интегративной основе.
- Культура и история народа как хранители ценностей жизни смыслов личности
- Особенности воспитания личности в поликультурном образовательном пространстве Южного региона.
- Культура как методологическая основа управления развитием корпоративной культуры.
- Концептуальные основы поликультурного образования.
- Развитие дошкольного образования как ключевой ступени в становлении личности.
- Концепции и модели воспитания личности.
- Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка
- Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.
- Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития.
- Проектирование и организация региональных систем образования.
- Ценности и смыслы как ключевые понятия образования двадцать первого века.
- Взаимодействие федеральных и региональных программ развития образования на современном этапе.
- Культурная идентификация-механизм ценностно-смыслового развития личности.
- Ценностно-смысловые аспекты современного образования.
- Исторический анализ проблемы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития в России.
- Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями развития - как научная проблема.
- Человек культуры как смысл современного образования.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)«Современные проблемы науки и образования»
Основная литература к курсу:
1. Авсентьев А.В., Авсентьева В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГПИ, 1993.
2. Адаменко С.В., Розова Т.Н. Воспитание культуры межнационального общения посредством поликультурного образования //Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности. М-лы второй Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2001. – М., 2003. – С.11-13.
3. Алиева А.М. Возрождение национальной культуры и ее роль в процессе воспитания молодежи // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.72-73.
4. Базиева Г.Д. Культура как формирующий фактор личности // Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 1996 года. – 324с. – С.81-83.
5. Бермус А.Г. Преподаватель и проблемы культуры речи // Культура речи: наука, образование, повседневность: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования. – М., 1993. – ч.1. – С.19.
6. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Гелиос РАВ, 2000. – 340с.
7. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. – Ростов-н/Д., 1997.
8. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №3. – С.34-38.
9. Бордовский Г.А., Козырев В.А., Радионова Н.Ф. Структурно-содержательные инновации в высшем педагогическом образовании. Мат-лы Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в системе педагогического образования» // Пед. универс. вестн. Алтая, 1999. - №1. – С.59-61.
10. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования – Москва-Ростов-на-Дону, 2004.
11. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Диссертация канд.пед. наук. Ростов-н/Д, 1989,-180 с.
Дополнительная литература к курсу:
1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. –М., 1994.
2. Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дисс… канд. социол. наук. – Минск, 1992.
3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск, 1976.
4. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания //Педагогика, № 5, 1997. – С. 91 – 96.
5. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. – Ростов-на-Дону, 2001.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.
7. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
8. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия //Педагогика, № 2, 2000. – С.90-102.
9. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. – М., 1996.
10. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования. // Педагогика, 1999. - №8. – С.30-34.
11. Гукаленко О.В., Руденко В.Н. Поликультурность как системообразующий принцип культурологического подхода к образованию //Славянский педагогический собор. Тезисы докладов первого международного конгресса. – Тирасполь, 2002. – С. 270-272.
12. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути решения). – М., 1999
13. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1956.
14. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. – №2. – С.14-21.
15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
17. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дисс. ...д-ра пед. наук. Челябинск, 1995.
18. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека. Автореферат дисс… доктора псих. наук. Новосибирск, 2000.- 41 с.
19. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности. Автореферат дисс… доктора псих. наук., Новосибирск, 2000.- 40 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Управление дошкольным образованием»:электронная версия УМК, презентации к лекциям, учебная литература и т.п.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогика дошкольного детства».
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
Педагогический институт
Факультет педагогики и практической психологии
Кафедра дошкольной педагогики
УТВЕРЖДАЮ
"_____"__________________200__ г.
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Современные проблемы науки и образования»
Направлениеподготовки
050100Педагогическое образование