Средства и методы физического воспитания
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1. физические упражнения (содержание и форма физического упражнения)
2. оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода)
3. гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена)
Физические упражнения- это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание ФУ - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Выполнение фу вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Под воздействием ФУ можно существенно изменить формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения ФУ, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других уменьшают. С помощью ФУ можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразиться на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя ФУ, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений. ФУ требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий ФУ, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и т.д.).
Особенности содержания того или иного ФУ определяются его формой. Форма ФУ это определённая упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. Содержание и форма ФУ тесно взаимосвязаны между собой.
Классификация ФУ:
- По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания(типичные группы - гимнастика, игры, спорт, туризм).
- По их анатомическому признаку. Все ФУ группируются по их взаимодействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются комплексы упражнений (гигиеническая, атлетическая гимнастики, разминка...)
- По признаку их преимущественной направленности на воспитание физических качеств. Скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания). Упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание). Упражнения, требующие высокой координации движений (акробатические, гимнастические у-я, прыжки в воду, фигурное катание на коньках). Упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (спортивные игры, борьба, бокс, фехтования).
- По признаку биомеханической структуры движения (циклические, ациклические и смешанные упражнения)
- По признаку физиологических зон мощности (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности).
- По признаку спортивной специализации (соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные).
Под методами ф.в.понимают способы применения физических упражнений. В ф.в. разделяют 2 группы методов.
1. Специфические - которые характерны только для ф.в.
2. Общепедагогические - которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.
К специфическимметодам относятся.
· Метод строго регламентированного упражнения.
· Игровой
· Соревновательный
С помощью этих методов решают конкретные задачи в обучении техники физических упражнений и развития физических качеств.
Общепедагогические методы
· Словесный
· Сенсорный метод (наглядного воздействия)
Ни одним из методов нельзя ограничиваться, как наилучшим, в физическом воспитании. Только сочетание всех методов в целом обеспечивает успешное решение комплекса задач в физическом воспитании.
Метод регламентированного упражненияпредусматривает: твёрдо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений; по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений, чёткое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажёров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Этот метод в Физкультурно-спортивной практики имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определённых физических качеств, способностей.
Игровой методможет быть применён на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми - футбол, волейбол.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
- обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии.
- наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает её эффективным методом воспитания физических способностей;
- широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствует формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремлённости и других ценных личностных качеств;
- соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм;
- присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Соревновательный метод- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1. В виде официальных соревнований различного уровня (ОИ, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенства страны, города, отборочные соревнования).
2. Как элемент организации занятий, любого Физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
- стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию волевых качеств.
Словесные и сенсорные (наглядный) методыпредполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщить необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему студентов, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:
· Дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
· Инструктирования (объяснения заданий, правил их выполнения);
· Сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
· Указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
· Оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
· Словесного отчёта и взаиморазъяснения;
· Самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализовываться в форме:
· Показа самих упражнений;
· Демонстрации наглядных пособий;
· Предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурами игроков);
· Кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);
· Избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).