Методические принципы физического воспитания
В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы,отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания. Принцип - «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки».
Общеметодические принципы.
Принцип сознательности и активности: Неосознанное выполнение упражнений является одной из основных причин, не позволяющих овладевать программой, добиваться хороших результатов в двигательной активности и физическом развитии. Отсутствие сознательности затрудняет выработку привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как следствие этого у студентов не формируется потребность в укреплении здоровья, снижается двигательная активность, ослабевают процессы развития адоптивных свойств организма. Обеспечение сознательности и активности в учебновоспитательном процессе достигается путём выполнения ряда педагогических требований:
· Объединение умственной и двигательной деятельности студента в процессе
занятий физическими упражнениями
· Нацеливание на достижение положительного результата
· Достижение самостоятельного выполнения двигательных заданий
· Обеспечение новизны в содержании занятий
Принцип наглядности реализуется посредством формирования представления о разучиваемом двигательном действии. У воспитанника должен возникнуть образ разучиваемого действия - это происходит за счёт сигналов поступающих от органов чувств, и в первую очередь зрения, а так же от органов слуха, вестибулярного аппарата и т.Д. Но нужно учесть, что у одних восприятие происходит в основном с помощью зрения, у других - слуха. В связи с этим различают непосредственную, опосредственную и умозрительную наглядность.
Непосредственнаянаглядность достигается показом упражнений, сопровождая подробным объяснением техники его выполнения.
Опосредственнаянаглядность дополняет непосредственную, позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для «прочувствования» отдельных движений и элементов двигательного действия (прыжок в длину - бег по разметке).
Опосредственную наглядность эффективно подкрепляет умозрительная,когда образным объяснением воздействуют не только на сознание, но и на воображение (подъём в гору на лыжах ёлочкой - забиваете пятками гвозди)
Принцип индивидуальности (доступности) в обучении требует необходимости учёта особенностей каждого учащегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. На начальном этапе усвоения нового материала нужно использовать обычные средства и методы группового обучения. Этот метод обучения хорош если наблюдается прогресс, когда же эффект снижается, следует переходить к персональным заданиям. Это означает то, что один и тот же программный материалом студенты должны осваивать разными методами, с разным распределением нагрузок, отдыха и Т.д. При разработке таких индивидуальных программ преподаватель должен опираться на особенности характера каждого студента, его темперамент, свойства нервной системы и способность переносить нагрузки.
Специфические принципыф.в. Принцип систематичности и последовательности (непрерывности): является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действиям
Во время обучения необходимо добиваться как бы слиянием двух процессов - повторение старого материала и разучивание нового. Систематичность обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие, базируется на временных связях, закреплённых разучиванием предшествующего двигательного действия. Качество усвоенного материала зависит от последовательности обучения. Последовательность достигается через обязательное выполнение дидактических правил: от освоенного - к неосвоенному, от простого - к сложному, от известного - к неизвестному.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующux воздействий.
Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
Принцип цикличного построения занятий.