Методические принципы физического воспитания

Методические принципы физического воспитания рекомендуют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности.

Принцип сознательности и активности предусматривает сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение и устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры.

Сознательность - это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация. Предусматривается довести до сознания занимающихся конкретный смысл выполняемых заданий. Раскрыть суть задания - значит показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели. Вместе с осмыслением сущности деятельности развивается и устойчивый интерес к ней.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активизация деятельности индивида предполагает целенаправленное формирование его индивидуальной позиции в процессе освоения ценностей физической культуры. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Преподаватель всегда остается ведущей фигурой педагогического процесса, но эта его роль не должна противопоставляться активности занимающихся. Важно стимулировать их творческие проявления, воспитывать умение самостоятельно решать двигательные задачи и рационально пользоваться средствами физического воспитания.

Принцип наглядности предусматривает формирование у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техники, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощущениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно и т.д.). Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, плавание и т.д.). Представление характеризуется мысленным воспроизведением двигательной деятельности.

Практически наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах: звуковая (речь преподавателя и различные звуковые сигналы), зрительная (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) и двигательная (направляющая помощь преподавателя и «проведение по движению»).

Следует отметить такую особенность, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему- только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает определение стимулирующей меры трудности заданий в процессе физического воспитания, учитывая особенности возраста, пола, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Доступность зависит как от возможностей занимающихся, так и объективных трудностей, возникающих при выполнении заданий. Соответствие между трудностями и возможностями занимающихся характеризует оптимальную меру доступности. Если уровень сложности задания будет значительно превышать возможности занимающихся, то его выполнение может привести к нарушениям техники движений и функциональным перенапряжениям. И, наоборот, слишком легкие задания будут мало эффективными.

Индивидуализировать процесс физического воспитания необходимо потому, что функциональные возможности и морфологические свойства организма у разных людей всегда различны. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных перестроек.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

1. Обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

2. Исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований и заданий.

Принцип систематичности требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно и последовательно. Это касается последовательности изучения учебного материала, последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, а также целесообразного порядка применения физических нагрузок.

Одним из важных аспектов реализации принципа систематичности является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени.

Систематические физические нагрузки через определенное время приводят к совершенствованию морфологических структур и функциональных систем человека.

Принципы построения занятий в процессе физического воспитания отражают специфические закономерности построения занятий физическими упражнениями в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации.

Принцип непрерывности предусматривает недопустимость дискретности педагогического процесса, приводящей к снижению достигнутого уровня физической подготовленности.

При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их. Это обусловлено наличием различных фаз скорости протекания восстановительных процессов определённых функциональных показателей после физической нагрузки. В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятий.

Первый вариант используется при двух или трех разовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно, главным образом, при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпенсаторного интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха, когда следы предыдущего занятия почти утрачены.

Данная форма организации занятия используется преимущественно в сфере физической рекреации.

Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Принцип прогрессирования тренирующих воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке.

Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей.

Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно - возрастающая схема планирования нагрузки.

При использовании больших энергоёмких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При ее целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воздействия для профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объемным и высокоинтенсивным нагрузкам. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы может привести к перенапряжению функциональных систем организма.

Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий.

В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не более семи дней. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса.

Мезоциклы представляют собой совокупность пяти – шести микроциклов.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительного полугодичного, годичного и многолетнего цикла подготовки. В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной формы, её реализации в соревнованиях и последующей утраты. В физическом воспитании в учебных занятиях выделяются семестры. В кондиционной тренировке выделяют втягивающий период, основной и поддерживающий.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо- и макроциклы). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта.

Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия предусматривает постановку долгосрочных целей, подбор оптимальных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки в различные возрастные периоды. Например, актуальным является определение возрастных периодов, благоприятных для начала спортивной деятельности и для спортивной специализации. Или переход лиц среднего и пожилого возраста к занятиям физической рекреацией оздоровительной направленности.


Наши рекомендации