Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
Компоненты ВП семьи | Характеристики уровней развития компонентов ВП | ||
низкий (н) | средний (с) | высокий (в) | |
Понимание целей и задач воспитания в семье | Отсутствие цели и задач семейного воспитания | Цели и задачи семейного воспитания чаще ставятся не в соответствии с требованиями педагогической науки, а вытекают из представлений данной семьи | Правильно понимают цели и задачи воспитания в семье |
Уровень педагогической культуры | Имеют низкий уровень психолого-педагогичес-ких знаний. От посещений занятий педагогического всеобуча уклоняются, посещая их только после неоднократных приглашений учителя и родительского актива | Знания по педагогике и психологии имеют отрывочный характер. Занятия педагогического всеобуча, в основном, посещают, но часто не придают должного значения полученным на них знаниям. Самообразованием не занимаются | Имеют хорошую подготовку по вопросам педагогики и психологии. Активно занимаются самообразованием, повышением уровня имеющихся знаний |
Умение применять на практике методы и средства воспитания | Не умеют целенаправленно использовать педагогические средства и методы воспитания детей | Не всегда умело применяют теоретические знания на практике. Педагогические методы чаще всего используют интуитивно | Правильно и осознанно применяют соответствующие методы и приемы воспитания ребенка в семье |
Наличие ответственности родителей за воспитание детей | Недостаточно ответственно, а в ряде случаев безответственно относятся к воспитанию своих детей. Не проявляют должных требований к ним, плохо контролируют учебу и поведение, не прививают положительных привычек | Стараются ответственно относиться к воспитанию детей в семье, однако в силу занятости, недостаточной педагогической грамотности или ряда причин внутрисемейного характера допускают отдельные ошибки в воспитании ребенка | Осознают ответственность перед обществом в воспитании детей. Систематически занимаются воспитанием, осуществляют контроль за поведением детей, создают в семье необходимые условия для успешного воспитания |
Характер внутрисемейных отношений | Внутрисемейные отношения носят дезорганизованный, конфликтный, а в ряде случаев и аморальный характер | Видимых конфликтов во внутрисемейных отношениях не наблюдается, однако проявляются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи | Полная согласованность внутрисемейных отношений. Наличие взаимопонимания между членами семьи |
Наличие примера и авторитета родителей | Родители или один из них оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка | Возможны проявления мещанства, вещизма, ложного авторитета и другие отклонения в нравственном примере родителей | Родители являют собой высоконравственный пример для детей и пользуются у них авторитетом |
Согласованность семьи и школы в воспитании детей | Не поддерживают контактов со школой или поддерживают их только под нажимом учителя. К советам учителя либо проявляют равнодушие, либо сопротивляются требованиям школы. В воспитательной работе класса не участвуют | Согласованность только в отдельных случаях. Часто с доверием относятся к школе, но сами активного участия в воспитательных делах класса не принимают | Согласуют свои воспитательные воздействия с требованиями школы, прислушиваются ко всем советам учителя и стараются реализовать их на практике. Отзывчивы, инициативны, активны в воспитании ребенка |
Работа по данной методике строится следующим образом.
Педагог, ответственный за ее проведение, организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания ребенка в семье. Завершается этот цикл знакомством с содержанием анкеты.
Каждый родитель учащихся определенного класса получает задание – изучить в домашних условиях совместно с другими членами семьи содержание анкеты и методом коллективного обсуждения отметить тот или иной уровень развития каждого параметра, окончательный результат сообщить педагогу.
Педагог совместно с представителями родительского комитета класса обобщает эти результаты, по мере необходимости (при наличии конкретных фактов) корректирует ответы и составляет «Диагностическую карту воспитательного потенциала семьи учащихся класса». Подобная карта представлена в таблице.