Занятие: Что такое ответственность и как ее передавать ребенку?

Цели: 1. Проблематизировать представление родителей об ответственности. Показать значение ответственности для развития самопонимания подростка.

2. Обучение передачи ответственности.

3. Приобретение навыков аутентичного (понимающего) общения.

Содержание занятия.

1. Информационная часть.

а) Понятие об ответственности.

В ответственности выделяются две стороны:

1)ответственность в смысле нормативности, послушности, социального долга;

2) ответственность как сопричастность бытию, как ответственность прежде всего перед самим собой. В первом ответственность отражает подотчетность в плане реализации им требований общества с последующим применением санкций в зависимости от степени вины или заслуг. Следовательно, ответственность выступает здесь как средство внешнего контроля и внешней регуляции деятельности личности. С такой ответственностью (социальной нормативностью) тесно связано понятие конформизма (отказ от себя, тяга к объединению, общности с другими, подчинение в противовес автономии и независимости). Во втором случае ответственность отражает отношение к самому субъекту, его расположенность, принятие, готовность осуществлять должное. Здесь ответственность - следствие самопонимания, которое служит средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности. Принять ответственность на себя – значит осознать свою причастность и готовность действовать, невзирая на обстоятельства, часто даже вопреки им, менять что-либо в себе или окружающей действительности.

б) Три стадии ответственности родителей по К. Роджерсу:

ответственность абсолютная; родители начинают передавать свое «Нет» ребенку; родители приходят к взаимопониманию с ребенком, предлагая объяснение.

в) Технология Р.Т. и Дж. Байярдов, трансактный анализ Э. Берна: Родитель, Взрослый, Ребенок.

г) «Я-высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.

2. Взаимосвязь ответственности и целей воспитания.

3. События жизни родителя и события жизни ребенка. Передача ответственности за события жизни ребёнка.

4. Тренировка аутентичного общения.

Методические приемы.

1. Дискуссия на тему «Что такое ответственность?». Диспут осуществляется по следующему плану: 1. Родители письменно отвечают на два вопроса: Что такое ответственность? Цель (идеал) воспитания? 2. Родителей просят найти взаимосвязь этих понятий и высказаться.

2. Дискуссия «Как передать ответственность ребенку?».

Родители в свободной форме высказываются по этому вопросу.

Что такое ответственность? Цель(идеал) воспитания
   

3. Составление списка событий жизни родителя и событий жизни ребенка. Передача ребенку решения его проблем.

«Составьте список, что беспокоит вас в отношении ребенка. Выберите из него то, что имеет определённые последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас. После этого решите, какие пункты из событий жизни ребёнка вы можете передать прямо сейчас».

16. Техники аутентичного общения:

а) активное слушание (пересказ, молчание, резюме и др.). Это упражнение хорошо выполнять в парах. Например, один родитель рассказывает о своем ребенке, а другой активно слушает.

б) «Я-высказывания» и «ты-высказывания». «Вспомните какую-нибудь ситуацию общения со своим ребенком. В парах разыграйте ее. Используйте «Я-высказывания»;

в) трансактный анализ. «Проанализируйте ваше общение с ребенком с точки зрения эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок. Выявите наиболее часто встречающееся у вас эго- состояние. Определите его внешние признаки. Потренируйтесь в использовании других эго-состояний».

Примечание. Возможно следующее подведение итогов занятий.

Ведущий: «Будьте «живым» родителем, который не просто разрешает-запрещает, а свободно общается на языке своих ценностей. Это создает условие, чтобы ребенок стал причастным к вашей жизни, а следовательно, имел возможность согласиться-не согласиться с вашими ценностями, найти собственную цель, то есть лучше понимать себя и в итоге стать ответственным».

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Наши рекомендации