Занятие 10. Что такое эмпатия

Цель: осмысление понятия «эмпатия», осознание своих пере­живаний, чувств, развитие эмпатийных свойств личности.

Примерное содержание занятия

I. Рефлексия предыдущего занятия, экспресс-диагностика эмо­ционального состояния участников.

II. Разминка. Игра «Контакт руками».

Ведущий образует из участников два круга: внутренний и внеш­ний, лицом друг к другу.

Все закрывают глаза и движутся по кругу в разные стороны. Затем по команде останавливаются и, не открывая глаз, находят руки партнера, оказавшегося напротив. Задание: потрогать кисти рук, постараться понять, кто перед вами. Затем, не открывая глаз, все продолжают движение по кругу. Останавливаются по команде ведущего, находят руки стоящего напротив и пытаются побороться, отталкиваясь ладонями друг от друга. Ведущий предлагает каждо­му определить, кто перед ним. Затем по его команде все открыва­ют глаза.

Рефлексия возникающих ощущений.

III. Игры и упражнения на осознание сущности эмпатии. «Слепец и поводырь»

Участники игры разбиваются на пары. Один из них исполня­ет роль «слепого», другой — «поводыря». «Поводырь» в течение 5 мин водит своего партнера с завязанными шарфом глазами по комнате. Затем они меняются ролями. Ведущий наблюдает дей­ствия «поводыря».

Рефлексия своих чувств и ощущений в роли «слепого» и «пово­дыря». Оценка «слепым» своего партнера по пятибалльной систе­ме. Совместное определение сущности «эмпатии» как свойства личности.

«Контакт глазами»

Участники разбиваются на пары. В течение 5 мин партнеры смот­рят друг другу в глаза, стараясь понять чувства, мысли другого.

Рефлексия упражнения.

IV. Вопросы для обсуждения в группе: Что такое эмпатия?

Чем отличается эмпатия от эмоциональной идентификации? Как она проявляется в конкретных поступках человека по от­ношению к другим?

V. «Альтернативный выбор».

Задание: прочитайте ситуации и варианты реагирования на зап­рос о помощи, выберите те, которые, с вашей точки зрения, являются наиболее эмпатийными.

Ситуация 1. Ирина: «Живу здесь, в этом месте уже пять лет ...а никого не знаю... в школе у меня тоже нет близких подруг или друзей... мне кажется, что я вообще никогда ни с кем не смогу подружиться. Я пытаюсь быть с ними милой и приветливой... но в глубине души мне плохо... я говорю себе, что не надо обращать на это внимание... на людей не стоит полагаться... их совсем не ин­тересуют другие... каждый сам по себе... не нужны мне никакие друзья... я порой начинаю даже в это верить, думаю, что пусть будет так как есть...»

Вариант А. Да, но нехорошо жить без друзей, я на твоем месте попыталась бы что-либо с этим сделать, как-нибудь решить эту проблему... ведь это ненормально — так изолироваться от людей. Ты многое можешь сделать для того, чтобы научиться ближе схо­диться с людьми... и чем быстрее и энергичнее ты возьмешься за это, тем лучше.

Вариант Б. Вот я тебя слушаю и думаю... а может эти твои мыс­ли о том, что тебе никто не нужен, что тебе не нужны друзья... может за ними скрывается что-то другое...

Вариант В. Знаешь, тебе надо стать членом нашего клуба, того, где я... ты ведь любишь театр, а это клуб любителей театра... мы вместе ходим на спектакли, премьеры, устраиваем обсуждения... это очень интересно, а если ты избегаешь близких отношений, тебе не обязательно их сразу устанавливать, будешь сама для себя что-нибудь интересное делать...

Вариант Г. Когда ты кого-то в первый раз видишь, как ты себя ведешь? Что думаешь об этом человеке? Что говоришь ему?

Вариант Д. Это уже так долго длится, что ты, наверное, потеря­ла надежду, что может быть по-другому... и теперь тебе даже кажет­ся, что ты вообще не нуждаешься в близких отношениях, так?

Ситуация 2. Павел: «У меня проблемы с моей девушкой; она такая наивная и непосредственная... а в то же время такая есте­ственная и искренняя, что меня это просто поражает... я знаю, что это может показаться очень привлекательным, но у меня сильные сомнения, что это — достоинство... я сомневаюсь, может ли жен­щина с такими чертами, такая наивная и легковерная быть подру­гой на всю жизнь, особенно в ситуациях, когда надо слукавить, проявить смекалку... не могу же я все время водить ее за руку как ребенка, не знаю, в состоянии ли я что-нибудь изменить...»

Вариант А. Ты совершенно правильно сомневаешься в своей девушке, надо серьезно все обдумать, она не может всегда оста­ваться наивным ребенком, тебе нечего и думать о браке, пока ты не разберешься во всем этом, вы должны серьезно все обсудить, потому что твои прогнозы на будущее не слишком радужные.

Вариант Б. Говоришь, что она совсем ребенок и тебе надо ее опекать? А может это просто реакция на твое поведение... может, ты так заботился о ней и так оберегал ее с самого начала, что

приучил ее к этому, потому что тебе нравилось, что она такая слабая и беззащитная, а теперь это стало тебя тяготить...

Вариант В. Я-то думал, что у тебя что-то серьезное, а тут — просто не о чем говорить... ну, повзрослеет... может, было бы хуже, если бы она была попроворнее... говорю тебе, все это ерун­да, не осложняй свою жизнь...

Вариант Г. Слушай, а какая она, когда без тебя, так же ведет себя?

Вариант Д. Я так понял, что тебя беспокоит ваше совместное будущее, ты сомневаешься, сможешь ли положиться на нее в труд­ный момент, верно? Мне кажется, что даже ее непосредствен­ность и искренность вызывают у тебя противоречивые чувства...

VI. Обсуждение выбранных вариантов и анализ их в сопостав­лении со способами реагирования на запрос о помощи, выделен­ными К. Роджерсом.

VII. Задачи и упражнения на развитие эмпатийных свойств лич­ности. Предлагается проанализировать и разыграть следующие си­туации.

Ситуация 1. Два человека хотят пройти через лес, и одному из них страшно. Что будет делать тот человек, который не боится? Постройте его монолог, обращенный к другому.

Ситуация 2. Вы ведете ребенка в больницу на укол. Ребенок боится, плачет. Продумайте ваши действия и слова, постройте ваше обращение к ребенку.

Ситуация 3. Ученица на уроке отвечает невпопад. На предыду­щем уроке, когда ее спрашивали, молчала. Сегодня она сказала учителю, что готова к занятию, но отвечает слабо, неуверенно. Учитель кричит на нее, обвиняя в лени, безделии. Что чувствует девочка? Ваша версия? Постройте монолог, передающий ее со­стояние.

Упражнение на эмпатийное слушание.

Участники работают в парах. Один говорит, другой слушает его молча в течение 5 мин.

Если вы доверяете своему партнеру, постарайтесь рассказать ему о чем-то волнующем вас, поделиться чем-то, проговорить то, что бы вы хотели высказать.

Затем участники меняются ролями.

Рефлексия.

VIII. Упражнения на восприятие и передачу эмоционального состояния.

Упражнение 1.

Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него любящим взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2 — 3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увели­чивается.

Упражнение 2.

Все разбиваются на пары. Один из партнеров передает с помо­щью мимики эмоциональные состояния, другой — отгадывает. Затем они меняются ролями.

Упражнение 3. «Я — солнце».

Ведущий предлагает каждому из участников представить себе, что он — солнце, что он излучает свет, тепло, согревая и освещая всех окружающих.

IX. Экспресс-диагностика эмоционального состояния в конце занятия.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Понаблюдайте за собой в процессе взаимодействия с близкими вам людьми, которых вы очень хорошо чувствуете. Как часто их переживания, мысли вы отождествляете со своими, как бы заражаясь их вибрациями? Отследите, способны ли вы раз-отождествляться, т.е. можете ли осуществлять самоконтроль, со­храняя позицию невовлеченного наблюдателя.

Задание 2. Поразмыслите над следующим высказыванием: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя раз-отождествляем» (Р.Ассаджоли).

Задание 3. Прочитайте теоретический материал по теме «Педа­гогическое мышление» и законспектируйте его. Но в ваших конс­пектах не должно быть слов и предложений. Возможны либо ри­сунки, либо схемы, либо какие-то символы. Изобразить текст можно по частям — по абзацам, тогда получится несколько опор­ных сигналов.

Занятие 11. Как развивать мышление

Цель: выявление индивидуальных особенностей мышления, овладение некоторыми приемами развития образно-чувственного и логического мышления.

Примерное содержание занятия

I. Рефлексия прошлого занятия.

II. Экспресс-диагностика эмоционального самочувствия.

III. Творческая разминка. Упражнение «Волшебная тройка».

Инструкция преподавателя: «Встаньте, пожалуйста, вкруг. Возьмите мячик. Сейчас вы будете кидать друг другу мячик, назы­вая по порядку числа, начиная с единицы. Но, внимание, если

попадется число, которое содержит тройку или делится на три, вместо этого числа говорите: "Абракадабра!", а следующий про­должает счет дальше. Тот, кто ошибется, выбывает из круга. Итак, кидайте мячик, называя по порядку числа, не содержащие цифру три и не делящиеся на три».

IV. Проверка домашнего задания.

Инструкция преподавателя: «Продемонстрируйте по оче­реди выполненные вами конспекты-схемы, прокомментируйте их, а все будут оценивать и выбирать наиболее удачные. Учитывайте оригинальность изображаемого. Что дало вам выполнение этого задания?

А сейчас постарайтесь мысленно выделить в изученном тексте ключевые слова. Выпишите на листочек эти слова. Пусть их будет 10, 20, сколько нужно. Пожалуйста, начали! Итак, столбики из ключевых слов записаны. А теперь пусть каждый придумает забав­ную историю, в которой все эти слова последовательно, осмыс­ленно выстраиваются в невероятный сюжет. На подготовку исто­рии одна минута. Через минуту объявляем конкурс занимательных историй. История может не иметь никакого отношения к основ­ному тексту. В конкурсе принимают участие все желающие.

Итак, фантазия исчерпана. Кто желает попробовать, не глядя в учебный текст, а пользуясь только ключевыми словами, воспро­извести свой текст?

Теперь давайте оценим результаты конкурса и ответим на воп­рос: «Что полезного мы можем почерпнуть для себя из этой игры?»

V. Выявление особенностей индивидуального стиля мышле­ния — художник или мыслитель?

Предлагается выявить свою принадлежность к тому или иному типу мышления следующим образом в личностных характеристи­ках.

Сначала по пятибалльной системе определяются проявления в личностных характеристиках художественного склада. Здесь оце­ниваются следующие качества:

эмоциональность восприятия природы;

образность мышления;

мечтательность;

выразительность мимики и пантомимы;

склонность к артистической деятельности;

склонность к импульсивным, необдуманным поступкам;

склонность к конкретным наукам;

простота и непосредственность;

любовь к красивой и оригинальной одежде;

любовь к живописи и сценическому искусству.

Выводится средняя цифра.

Мыслительный склад определяется по таким качествам, как:

обдумывание своих поступков;

склонность к сомнению, стремление самому разобраться во всем, не доверяя чужим заключениям;

склонность к абстрактным наукам;

склонность к анализу и обобщениям;

предусмотрительность;

полнота волевого акта;

хорошая память на факты;

степень самокритичности;

склонность к обсуждению сложных вопросов, размышлениям, теоретизированию;

выбор друзей, избирательность отношений с другими людь­ми.

Снова выводится средняя цифра, затем сравниваются полу­ченные средние баллы. Если показатели художественного типа пре­обладают над мыслительными на 0,3 и более баллов — тип худо­жественный, если наоборот — мыслительный. Если же цифры эти равны в пределах тех же трех десятых — тип средний.

Вы можете дополнительно проверить себя и с помощью следу­ющих тестов:

A. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-то предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый или левый глаз?

B. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука ока­залась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь запишите все буквы в один ряд. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чис­том виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания помогут вам определить степень активности левого и правого полушарий.

И еще несколько заданий для уточнения преобладающего типа мышления.

Задание 1. Преподаватель произносит слово «лист». Участники отмечают, как они восприняли это слово: это был образ или по­нятие? Отсюда несложно определить преобладающий тип мышле­ния.

Задание 2. Выбор предпочтительного пространства. Представь­те, что вы заходите в автобус. Все места справа и слева свободны. В какой ряд вы сядете или садитесь обычно? Как правило, люди с преобладанием активности правого полушария предпочитают ле­вый ряд.

Задание 3. (Задача Арнхейма.) Сейчас 3 часа 40 минут. Сколько будет через полчаса? Предложите участникам подробнее описать способ решения задачи.

Обсуждение результатов. Те, у кого преобладает наглядно-об­разное мышление, скорее представят себе циферблат и минутную стрелку, а у кого логическое — скорее выполнят арифметическое действие.

VI. Упражнения на развитие мышления. Составление предло­жений.

Упражнение 1. Возьмем три слова, мало связанные по смыс­лу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно вклю­чали в себя эти три слова. В решении данной задачи при подве­дении итога важно учесть не только количество предложений, их разнообразие, но и оригинальность, творческую направлен­ность.

Это упражнение развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами.

Упражнение 2. Выделение существенных признаков понятия.

Выбираем всем хорошо известное понятие, например «спорт». Надо выявить только его существенные признаки. Например, на­личие оркестра, трибуны, штанги и т.д. — явно несущественные. А что же существенное? Попытайтесь определить. Побеждает тот, кто называет все важные признаки при условии, что среди них не окажется ни единого несущественного. Ответы обсуждаются все­ми членами группы.

Упражнение 3. Построение причинно-следственных цепо­чек.

Возьмем два не связанных друг с другом события, например «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, т.е. про­следить ряд естественных переходов от первого события ко второ­му, а затем и наоборот. Желательно предложить несколько вари­антов ответов. Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек. Устанавливается дополнительный балл за оригинальность.

Это упражнение формирует такие качества мышления, как сво­бода, раскованность, способность переходить к новым объектам и ситуациям.

Упражнение 4. Образно-чувственное иллюстрирование слов и понятий.

Инструкция преподавателя: «Расслабьтесь, успокойте ваше сознание, сосредоточьтесь на выполнении упражнения.

Постарайтесь вообразить и прочувствовать, что вам легко уда­ется активизировать представления во всех органах чувств и с по­мощью этих представлений одновременно иллюстрировать все предлагаемые слова. Например, слово «лимон» вызывает у вас зрительный образ лимона, телесное ощущение лимона, который находится у вас в руке, запах и вкус лимона, вы можете слышать

и звук разрезаемой кожуры. Такое комплексное иллюстрирование слов способствует развитию образно-чувственного мышления.

Итак, вы готовы к комплексной иллюстрации различных слов (они записаны на доске или высвечены на экране):

аромат оттепель сдобный

золотистый ценный трапеза

сердечный горьковатый коптить

повар вино поджарить

питье кофейный нагрузка

посол пастила настойка

налить кислый сытный

блюдо отвар качество

болезненный рассыпчатый вяленый

раздражитель выпечка прохладный

Что вам удалось лучше активизировать — слуховые, зритель­ные, телесные представления или все одновременно? Используй­те иллюстрирование слов и понятий для развития образно-чув­ственного мышления».

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Познакомьтесь с интеллектуальными играми, пред­ложенными психологом Е. Заикой (см. список рекомендуемой ли­тературы к гл. 3).

Задание 2. Выделите существенные признаки в понятии «учи­тель». Сформулируйте определение: учитель — это...

Задание 3. Выразите другими словами утверждение Д.Дьюи: «Че­ловек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

Занятие 12. Особенности педагогического мышления

Цель: выявление особенностей педагогического мышления при решении педагогических задач.

Примерное содержание занятия

I. Рефлексия прошлого занятия.

II. Экспресс-диагностика эмоционального самочувствия.

III. Творческая разминка. Упражнение «Брито-стрижено».

Инструкция преподавателя: «Выберем ведущего. Он дол­жен выйти вперед и показать какое-либо физическое упражне­ние, а вам нужно будет делать все наоборот. Если ведущий подни-

мет руку, вы должны ее опустить, если он разведет ладони — вы сложите, он быстро махнет рукой справа налево, а вы медленно — слева направо. Кто ошибется — будет ведущим.

Итак, приготовьтесь, ведущий показывает движения, а вы все движения выполняете наоборот. Начали... Спасибо, завер­шаем».

IV. Проверка домашнего задания.

Совместное обсуждение результатов выполненного задания и теоретического материала по теме (работа с ключевыми понятия­ми: «педагогическая задача», «педагогическая ситуация», выявле­ние их роли в развитии мышления учителя).

V. Решение педагогических задач. Вам предлагаются ситуации трех типов.

Ситуация А. Ситуация, описывающая действия педагога в кон­кретных условиях. Она используется для оценки поведения, опре­деления педагогической позиции.

Ситуация Б. Ситуация с альтернативным выбором, позволя­ющая не только оценить различные позиции, варианты решения, но и выбрать один из них или же предложить наиболее оптималь­ный, соответственно аргументировав его.

Ситуация В. Ситуация, не имеющая готового решения, тре­бующая определить способ действия в конкретных условиях, сфор­мулировать и решить педагогическую задачу.

Ситуации этого типа развивают умение оценивать и всесто­ронне анализировать педагогические условия, самостоятельно искать выход, стимулируя творческий подход к решению педаго­гических задач.

Ситуация А

Директор школы пригласил в кабинет опытного классного руководителя и сказал: «Мария Марковна, обратите внимание на этого юношу. Недавно в компании взрослых он пытался вскрыть сейф. Ведется следствие. Чем оно закончится — пока неизвестно. А сейчас рекомендую его в ваш класс в качестве нового ученика».

Учительница внимательно посмотрела на парня. Бежали секун­ды паузы...

— Ну что ж, — сказала Мария Марковна директору, — такой человек в классе нам сейчас как раз нужен: он, наверное, смелый и энергичный парень.

Вопросы и задания:

1. Почему эту ситуацию мы можем назвать педагогической?

2. Попытайтесь определить педагогическую задачу, которую поставили перед собой директор и классный руководитель.

3. Представьте логику рассуждений директора, классного руко­водителя.

4. Оцените способ решения ими педагогической задачи.

5. Можете ли вы предложить иной вариант решения.

6. Какие же свойства мышления проявились в действиях дирек­тора и классного руководителя?

Ситуация Б

К концу первой четверти в 7 «Б» классе сменилось уже два классных руководителя. Первым был сильный и волевой мужчина. «Я их сломаю», — часто заявлял он в учительской. Но «сломать» учеников было нелегко. Как-то раз учитель не сдержался и ударил ученика. Ему пришлось уйти из школы. Другой классный руково­дитель, Нина Дмитриевна, глубоко верила в силу убеждения и ежедневно уговаривала подопечных дать слово быть послушны­ми, дисциплинированными и т.д. Ученики давали слово и про­должали нарушать дисциплину.

Директор предложил взять класс Валентине Петровне. Она пыталась отказаться — не помогло. Проведя урок в этом классе, минут за 10 до перемены Валентина Петровна сообщила учащим­ся, что будет у них классным руководителем. Взрыв неудоволь­ствия. Очевидно, Нина Дмитриевна была им больше по душе. Вдруг кто-то сказал: «Вот это, хлопцы, влипли!», а ученик с последней парты ответил: «Ничего, посмотрим! Не первая и не последняя!»

В классе сразу стало тихо, кто-то засмеялся. Все выжидательно смотрят на учительницу. Что делать? А делать что-то надо и быст­ро, потому что от этого зависит, быть или не быть в этом классе Валентине Петровне классным руководителем.

Эта ситуация обсуждалась на педсовете, и вот какие решения предложили отдельные учителя:

— Немедленно уйти из класса. Я бы не осталась в нем ни минуты.

— Я бы сделала вид, что ничего не расслышала.

— А я бы выгнала этого ученика за дверь и сказала ему, чтобы он больше в моем классе не появлялся, остальное остальные при­тихли бы.

Вопросы и задания:

1. Оцените высказывания каждого педагога.

2. Могла ли воспользоваться одним из них Валентина Петров­на? Да или нет, почему?

3. Попробуйте определить, какие педагогические задачи стоят перед учителем в этой ситуации.

4. Предложите и дайте обоснование вашему варианту решения задачи.

Ситуация В

Когда классный руководитель представил восьмому классу мо­лодую учительницу математики, один из учеников подошел к ней и, протянув руку, сказал: «Здравствуйте, меня зовут Юра».

Задание: определите ваши ответные действия, предварительно проанализировав ситуацию. Сформулируйте педагогическую задачу.

VI. Совместная работа в группе по созданию алгоритма мысли­тельных действий при решении педагогических задач.

VII. Итоговое обсуждение:

Какие же особенности педагогического мышления вам удалось выделить в процессе решения педагогических задач?

Чем отличается педагогическая ситуация от любой другой жиз­ненной ситуации?

Назовите способы развития мышления учителя.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Выберите любую реальную жизненную ситуацию и преобразуйте ее в педагогическую. В яркой, образной форме опи­шите ситуацию, проанализируйте ее, сформулируйте педагоги­ческую задачу, предложите варианты решений.

Задание 2. Познакомьтесь с материалом раздела 3.9 «Формиро­вание культуры педагогического общения».

Занятие 13. Я в ситуациях взаимодействия

Цель: выявление особенностей межличностного общения, де­монстрация определенных стилей общения, приобретение опы­та эффективного взаимодействия при решении групповой зада­чи.

Примерное содержание занятия

I. Рефлексия прошлого занятия.

П. Экспресс-диагностика эмоционального самочувствия.

III. Творческая разминка. Упражнение «Комплименты».

Инструкция преподавателя: «Возьмем в руки мячик и бро­сим его — ловите! — тому, для кого у нас припасены комплимен­ты и лестные замечания. Постарайтесь разнообразить их палитру, не повторяйтесь. Только будьте искренними. Получше пригляди­тесь к друзьям и убедитесь: у каждого есть чему поучиться. Поде­литесь своими впечатлениями».

IV. Проверка домашнего задания.

Преподаватель организует выборочное обсуждение педагоги­ческих ситуаций в микрогруппах. Остальные письменные задания студенты сдают преподавателю для проверки.

V. Упражнение «Стиль общения».

Преподаватель предлагает группе из 5 — 6 человек совместно обсудить и определить тему общей групповой дискуссии. Сами участники устанавливают необходимое им для этого время. Все

остальные члены группы наблюдают, как идет процесс обсужде­ния, фиксируют для себя характерные особенности общения. Пос­ле того как тема избрана, по 10-балльной системе оцениваются: а) удовлетворенность темой; б) удовлетворенность тем, как шло обсуждение, т.е что помогало и что мешало общению.

Члены группы обмениваются своими наблюдениями.

Во время общей дискуссии на заданную тему каждый участник должен выполнить индивидуальное задание, которое в конверте получает от преподавателя. Окружающие не должны знать его со­держание. В ходе дискуссии надо стремиться как можно точнее выполнить инструкцию и в то же время стараться определить, какое задание получили остальные. Через 15 — 20 мин преподава­тель дает знак закончить дискуссию, и все начинают обсуждать, как они поняли роли друг друга, насколько эти роли соответство­вали их внутренней позиции или полностью противоречили ей, как они переживали свою роль.

Каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался вы­полнить. Группа оценивает, как это получилось. В завершение мож­но предложить группе определить условия эффективного обще­ния и ответить на два вопроса:

Как научиться понимать друг друга?

Что значит для человека общение?

НАБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАСТНИКА ДИСКУССИИ

1. Ты должен внимательно слушать других, выступить не менее двух-трех раз, каждую свою реплику начиная с обсуждения того, о чем говорил предыдущий оратор. При этом ты должен спрашивать: «Правильно ли я тебя понял?» — и вносить необходимые поправки в свои слова.

2. Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены на­правления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса.

3. Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее трех раз, чтобы у других создалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил.

4. Ты — ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии.

5. Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как обычно ведешь себя во время групповых обсуждений.

6. Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение.

7. Ты должен высказаться как минимум три раза, всякий раз ты будешь что-то говорить, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слы­шал того, что говорили до тебя...

8. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помо­гать другим как можно полнее выразить свои мысли, а после выступления каждого участника делать небольшое резюме.

9. Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы спло­тить группу, способствовать взаимопониманию между ее членами.

10. Как минимум три раза постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения конк­ретным участникам дискуссии, т.е. ты всех должен оценить.

11. Ты — очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполез­ным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

12. Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует.

13. У одного участника совершенно пустая карточка, он выступает в сво­ей естественной роли.

Если в группе более 13 человек, одно и то же задание можно повторить.

Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение» (по книге Ру-дестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990. — С. 318 — 321).

Это упражнение предназначено для исследования эффектив­ного поведения в ситуациях межличностного и коллективного вза­имодействия в процессе принятия группового решения.

Каждый член группы получает следующее задание (на выпол­нение отводится 10—15 мин):

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результа­те пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медлен­но тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы примерно находитесь на расстоя­нии 6 тысяч миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этом предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с вес­лами, достаточно большим, чтобы выдержать вас. Имущество ос­тавшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот...

Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных пред­метов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 около самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до 15-го, наименее важного, по вашему мнению.

Секстант

Зеркало для бритья

Канистра с водой

Противомоскитная сетка

Коробка с питанием

Карты Тихого океана

Надувная подушка

Канистра с нефтегазовой смесью

Маленький транзисторный радиоприемник

Репеллент, отпугивающий акул

Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика

Бутылка рома

Пятнадцать метров нейлонового каната

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

После того как завершена индивидуальная классификация, мини-группе (5 — 6 чел.) дается 35 — 40 мин для выполнения об­щего задания. Надо прийти к единому мнению относительно мес­та в классификации каждого из 15 предметов.

Группа старается каждую оценку дать таким образом, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Пред­лагается использовать следующие рекомендации для достижения согласия:

Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходи­те к задаче логически.

Избегайте менять свое мнение только ради достижения согла­сия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голо­сование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

После обсуждения в мини-группах каждая из них предлагает и аргументирует свой вариант классификации. При этом обра­щается внимание и на сам процесс принятия группового реше­ния. Предметом анализа могут стать следующие вопросы: какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения со­гласия? Появился ли лидер? Кто участвовал, а кто нет? Кто ока­зывал влияние? Какова была атмосфера в группе во время дис­куссии? Стремилась ли группа включить каждого в процесс дискуссии?

После выполнения задачи преподаватель и те члены группы, которые выступали в качестве наблюдателей, рассказывают о том, как развивался процесс межличностного и группового взаимо­действия.

Пояснение к упражнению «Потерпевшие кораблекрушение».

Согласно заключениям экспертов, основными вещами, необ­ходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и пред­меты, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигацион­ные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, не­возможно на нем создать запас пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Эталонный ряд, определяющий значение каждого предмета, выглядит следующим образом:

1. Зеркало для бритья (важно для сигнализации).

2. Канистра с нефтегазовой смесью (может быть зажжена банкнотом и спичкой и пущена по воде, привлекая внимание спасателей).

3. Канистра с водой.

4. Коробка с питанием.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика (используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии).

6. Две коробки шоколада.

7. Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, потому что нет уверенности, что вы поймаете рыбу).

8. Пятнадцать метров нейлонового каната.

9. Плавательная подушка.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Бутылка рома (может использоваться в качестве антисептика).

12. Маленький транзисторный радиоприемник (имеет незначитель­ную ценность, так как нет передатчика).

13. Карты Тихого океана (бесполезны без дополнительных навигаци­онных приборов).

14. Противомоскитная сетка (в Тихом океане нет москитов).

15. Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен).

Участников игры интересует не только процесс принятия груп­пового решения, но и его результат. Можно сравнить эффектив­ность индивидуальной и групповой работы. Для этого необходимо определить сначала индивидуальную ошибку по каждому предме­ту, сопоставив индивидуальный и эталонный ряды и вычислив разность между рангами каждого из предметов. То же самое надо сделать, сравнивая групповой и эталонный ряды. Сложив все ин­дивидуальные ошибки, мы получим результат индивидуальной работы. Сумма групповых ошибок даст нам результат групповой работы.

Критерий эффективности работы: если получится результат до 60 баллов — спасение гарантировано; от 60 до 66 баллов — имеете шанс на спасение; более 66 баллов — спасение невозможно.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Понаблюдайте за характером своего общения с дру­гими людьми, постарайтесь определить, как часто вы бываете ис­кренни в общении, стремитесь ли вы понять позицию собеседни­ка, помогаете ли ему раскрыться в общении, умеете ли его внимательно слушать.

Задание 2. Подготовьте 1—2 ситуации для обсуждения в груп­пе, когда человек, стремясь стать выше в собственных глазах, са-

моутвердиться, вызывает тем самым у своих товарищей отрица­тельное отношение к себе. Проанализируйте, насколько это пси­хологически оправданно.

Задание 3. Подготовьте небольшую игру и выступите в качестве ее организатора в группе. Подумайте, как заинтересовать группу, привлечь всех к участию. Постарайтесь выбрать игры, позволяю­щие организовать общение в группе. Можете использовать для этого следующую литературу: Аникеева И. П. Воспитание игрой. — М., 1987; Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусин-ского. — М., 1994.

Занятие 14. Я — организатор

Цель: выявление и самоанализ возможностей участников в орга­низации игрового взаимодействия в группе; определение крите­риев успешности организаторской деятельности.

Примерное содержание занятия

I. Экспресс-диагностика эмоционального состояния членов группы.

II. Творческая разминка. Игра на создание творческого эмоцио­нального самочувствия, развитие внимания и самоконтроля.

Все участники встают в круг. Ведущий задает каждому из них вопросы в любой последовательности. Тот, к кому обращается ведущий, не должен отвечать на вопрос, за него ответ дает сосед справа. Задача ведущего — «подловить», заставить заговорить того, к кому он обращается. Поэтому необходимо задавать вопросы в быстром темпе, внезапно переключаясь с одного участника на другого. Тот, кто «проговорится», становится ведущим.

III. Проверка домашнего задания.

Работа в мини-группах из трех человек по обсуждению резуль­татов самонаблюдения и анализу ситуаций.

IV. Организация студентами игр в группе. Рефлексия организа­торов и участников каждой игры.

Вопросы для анализа: ваше настроение? Для чего мы это дела­ли? Что получилось, что не получилось, почему?

V. Совместное определение критериев успешности организа­торской деятельности, необходимых для учителя организаторских способностей и умений.

Задание для самостоятельной работы

Изучение теоретического материала по разделу 3.10 «Слагае­мые профессионально-личностного роста». Подготовка творче-

скими группами устного рассказа «Портрет учителя» или сочине­ния «Мой идеал учителя».

<

Наши рекомендации