Групповой тренинг «Общение с ребенком»
Задачи занятия:
1. Введение понятия «принятие».
2. Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
3. Улучшение эмоционального состояния участников.
Структура занятия:
1. Приветствие «Комплимент».
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Информационный блок.
4. Упражнение «Активное слушание».
5. Упражнение «Никто не знает, что…».
6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
7. Рефлексия чувств.
8. Домашнее задание.
Материалы: мяч, бумага, краски, мягкие модули, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
1. Приветствие «Комплимент».
Инструкция: бросить мяч и сказать комплимент участнику.
2. Обсуждение домашнего задания.
Групповая дискуссия «Реальные ответы ребенка», «Что меня радует и что огорчает в ребенке»: обмен мнениями, чувствами, эмоциями, переживаниями, трудностями. Актуализация опыта участников, обмен рекомендациями или советами. Ведущий должен подвести дискуссию к вопросу о том, что продолжением достоинств детей часто являются их недостатки.
3. Информационный блок.
ü Введение понятия «принятие».
ü Ознакомление родителей с зонами принятия.
ü Относительное принятие ребенка родителем. Что влияет (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка) на принятие ребенка.
ü Совместный поиск факторов, которые определяют принятие и непринятие ребенка. Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия». 12 барьеров общения. Вербальное и невербальное выражение принятия и непринятия.
4. Упражнение «Активное слушание».
Инструкция: необходимо предугадать возможную реакцию ребенка на произнесенную фразу и правильно ответить на проявления детских чувств.
Таблица №1
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
Пример: На уроке рисования Петя пролил воду прямо мне на штаны, все ребята смеялись. | Огорчение, обида | Ты очень расстроился, и тебе было обидно |
Сегодня на уроке мы лепили из пластилина, у всех получилось, а у меня нет. | ||
Меня поцарапала кошка, а я просто хотел с ней поиграть. | ||
Я дал игру поиграть Вове, а он ее порвал. | ||
Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась. | ||
Смотри какую красивую картинку я нарисовала. |
5. Упражнение «Никто не знает, что...».
Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.
6. Упражнение «Портрет моего ребенка».
Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.
Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?
7. Рефлексия чувств.
Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии.
8. Домашнее задание.
Нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка рассадить за праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике.
Попросить ребенка нарисовать, какие эмоции и чувства вызывают сидящие за столом. Форма выбирается произвольно.
Групповой тренинг «Покажи мне любовь»
Задачи занятия:
1. Формирование представлений о безусловном принятии, как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви.
2. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
Структура занятия:
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Информационный блок.
4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
5. Упражнение «Искатели».
6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
7. Рефлексия.
Материалы: мяч, ластик.
Ход занятия
1. Приветствие.
Участники по кругу приветствуют группу нетрадиционным способом, невербально.
2. Обсуждение домашнего задания.
Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви.
3. Информационный блок.
· Условное и безусловное принятие ребенка.
· Выражение отрицательных переживаний (ты-сообщение, я-сообщение). Основные принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка.
4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную).
5. Упражнение «Искатели».
Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся предлагается задумать место, куда необходимо положить ластик. Сложность упражнения заключается в двух моментах:
1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;
2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.
Обсуждение:
– Как вы чувствовали себя в своей роли?
– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?
– Как вы чувствуете себя сейчас?
– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.
6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
Участники передают мяч по кругу, завершая фразу «Мне в тебе нравится…».
7. Рефлексия приобретенного на занятии опыта.