Групповой тренинг «Взрослые и дети»

Задачи занятия:

1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.

2. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.

3. Сплочение группы.

Структура занятия:

1. Разминка «Цветок настроения».

2. Выработка и принятие правил группы.

3. Упражнение «Знакомство с семьей».

4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».

5. Информативный блок.

6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».

7. Упражнение «Я - сообщение».

8. Рефлексия, обратная связь.

9. Домашнее задание.

Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.

Ход занятия

1. Разминка «Цветок настроения».

Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

Материал: лепестки из цветной бумаги.

Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.

2. Выработка и принятие правил группы.

Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.

Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.

3. Упражнение «Знакомство с семьей».

Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?

4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».

Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

Ответы заносятся в таблицу.

Таблица №1

Вопрос Ответы за себя Ответы за ребенка Реальный ответ ребенка
· Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему? · Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему? · Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится. · Доброго волшебника я попросил бы о…….., а злого о……. Почему? · В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему?      

Реальные ответы ребенка родитель получает дома.

Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.

5. Информационный блок.

ü Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.

ü Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.

ü Побуждение родителей к актуализации своего опыта.

6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Таблица №2

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка
1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось». 2. Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» 3. Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь». 4. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». 5. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» 6. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»  

Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?

7. Упражнение «Я - сообщение».

В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Таблица №3

Ситуация Ваше чувство Я – сообщение
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.    
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.    
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.    
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.    
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время.    
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб.    

8. Рефлексия, обратная связь.

Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?

9. Домашнее задание.

ü Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»

ü Заполнение таблицы:

Таблица №4

Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке
1. 1.
2. 2.
   
   

Наши рекомендации