Раздел 1.Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России

Содержание

От составителя    
Раздел 1. Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России    
Раздел 2. Инновационные формы библиотечной работы с молодежью    
2.1. Продвижение чтения в молодежную среду  
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание  
2.3. Правовое просвещение  
2.4. Профориентационная деятельность  
2.5. Экологическое просвещение  
2.6. Удовлетворение личностных интересов, организация досуга  
2.7. Доступная среда  
2.8. Молодежь и информационные услуги    
Раздел 3. Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией    
Указатель авторов и заглавий  
Предметный указатель  

От составителя

Современные факторы социальной жизни (развитие информационных технологий, политический и экономический кризис, психологическая нестабильность, и т. д.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи кaк способa их информационно-культурной стабилизации и социализации.Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.[1]

В последнее время произошли значительные перемены в деятельности публичных библиотек, связанные как со статусом библиотек в культурном и информационном пространстве, так и c усложняющимися задaчaми paботы. Cохранение и развитие библиотек во многом зависит от отношения к ним молодого поколения, которое предъявляет особые требования. Сегодня требования творческого подхода к обслуживанию молодежной аудитории особенно важно для библиотек.

Еще несколько лет назад инновационная деятельность была делом стратегического выбора каждой администрации библиотеки. Для инновационной деятельности с начала девяностых годов ХХ столетия были созданы благоприятные условия: библиотеки получили свободы в выборе моделей, направлений, форм, методов деятельности и организации пространства библиотечно-информационного обслуживания,
а технологическая революция в отрасли предоставила широкие возможности освоения электронных услуг и преобразования технологии библиотечной практики и управления[2].

Профессионально-вспомогательный библиографический указатель предлагает материал по основным направлениям инновационного библиотечного обслуживания молодежи. Цель пособия – информировать библиотечных специалистов об инноватике в профессиональной деятельности всех, кто интересуется вопросами продвижения чтения в среду молодого поколения.

В пособии представлены книги, статьи из профессиональных журналов и электронные ресурсы об опыте paбoты с молодежью лучших библиотек страны и ее регионов а также научные исследования специалистoв по вышеуказанной теме, вышедшие в свет в последние 5 лет. Были использованы официальные, научно-практические, учебные, практические, справочные издания и профессиональные периодические издания. Основными источниками составления послужили каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек, базы данных, указатели содержания журналов библиотечного дела, как в печатном, так и в электронном виде.

Указатель открывает статья от составителя, объясняющая его необходимость для специалистов, состав и расположение документов.

Указатель состоит из трех разделов. Первый раздел «Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России» представляет материал об опыте работы библиотек в целом России и ее регионов, o системе методической работы.

Во втором разделе «Инновационные формы библиотечной работы с молодежью» представлен материал по основным направлениям работы с молодыми.

Третий раздел «Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией» предлагает ознакомиться с наиболее интересными инновационными проектами библиотек.

Внутри разделов информация размещена в алфавитном порядке авторов и заглавий. Библиографическое описание документов сопровождается справочными аннотациями, и соответствуют стандартам:

ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».

Для упрощения поиска материала в пособии помогут ориентироваться «Указатель авторов и заглавий», «Предметный указатель» и содержание.

С молодежью.

Правовое воспитание

28. В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения: метод. рекомендации [Электронный ресурс] // ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им.

А. С. Пушкина» : сайт / ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина». – [Б.м., б.н.], 2007-2010. – Режим доступа: http://www.tambovlib.ru. – Дата обращения: 22.01.17 г.

Рекомендуются мероприятия с использованием необычных форм и методов индивидуальной и массовой работы по правовому просвещению.

29. Делимся опытом: работа межпоселенческой библиотеки Кореневского района по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей [Электронный ресурс] // Информационный центр избирательной комиссии Курской области : официальный сайт / Информационный центр избирательной комиссии Курской области. – [Б.м., б.н.], 2009-2017. – Режим доступа : www.kursk.izbirkom.ru . – Дата обращения: 24.01.17 г.

О тесном сотрудничестве библиотеки с избирательной комиссией в деле правового воспитания будущих избирателей.

30. Ежова, О. С.Система правового информирования населения : Златоустовский вариант [Текст] / О. С. Ежова // Библиотека : инновационное пространство чтения детей и молодежи : сб. материалов межрегион. школы инноватики / ФГУ ВПО ЧГАКИ ; ГУК ЧОЮБ ; МУК ЦБС Златоустовского городского округа. – Челябинск, 2011. – С. 91 – 97.

Об эффективной системе распространения юридической информации, и реализации проекта «Организация центра правовой информации в МУК ЦБС».

31. Законы будем уважать, свои права мы будем знать: правовая грамотность для юношества [Электронный ресурс] // МКУК "ЦБС ИМР СК" г.Изобильный : сайт / МКУК "ЦБС ИМР СК" г.Изобильный . – [Б.м., б.н.], 2013-2017. – Режим доступа: http://izobcbs.ucoz.ru/. – Дата обращения: 22.01.17 г.

Об игровых формах работы в деле обучения правовой грамотности в библиотеке.

Экологическое просвещение

36. Балютова, Г. Д.Задумайся о будущем – все в твоих руках : из опыта работы по экологическому просвещению Центральной городской библиотеки г. Карабаша [Текст] / Г. Д. Балютова // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 92 – 94.

О современных методах работы с использованием информационных технологий в деле экологического воспитания.

37. Барышникова, Н. В.Экологическая работа Ялунинской сельской библиотеки [Текст] / Н. В. Барышникова // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 94 – 97.

Как действуют природоохранные акции, программы по экологии «Родники» на селе рассказывает библиотекарь села Ялунино Свердловской области.

38. Кондрашова, И. Ю.Доступ к экологической информации : опыт ГПНТ России / Кондрашова И. Ю., Бычкова Е. Ф. // Библиотековедение. – 2013. –

№ 5. – С. 116 – 120.

Об электронных ресурсах ГПНТБ России по экологии.

39. Кукатова, Г. И.Экологическое просвещение : системный подход [Текст] / Г. И. Кукатова // Библиотековедение. – 2013. – № 4. – С. 112 – 116.

Опыт библиотек Брянской области по экологическому просвещению молодежи.

40. Макарова, Е. Н.Информационная встреча «Всемирный день водных ресурсов – 2013 : водное сотрудничество» [Текст] / Е. Н. Макарова // Библиотековедение. – 2013. – № 3. – С. 116 – 120.

О проведенных мероприятиях РГБ в Год охраны окружающей среды.

41. Малышева, Е. В.Экофестиваль «Подружись с природой» [Текст] / Е.В. Малышева // Современная библиотека. – 2013. – № 9. – С. 66 – 67.

В Нижнем Новгороде прошел необычный костюмированное природоохранное шествие организованное Библиотечным экологическим центром ЦБС Сормовского района города.

Доступная среда

48. Арсентьева, В.В.Не надейтесь избавиться от книг! : по результатам исследования «Книга и чтение в жизни молодых инвалидов по зрению» [Текст] / В.В. Арсентьева // Библиотечное дело. – 2015. – № 18. – С. 12 – 15.

О роли книги в жизни инвалидов по зрению в эпоху информационных технологий.

49. Гайдай, В. А.Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами. Эффективная форма методической поддержки [Текст] /

В. А. Гайдай // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 40 – 43.

О том, как Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека помогает в интеграции инвалидов в общество, обеспечивает их участие во всех сферах жизни.

50. Захаренко, М. П.Социальный лифт для молодежи [Текст] / М.П. Захаренко // Современная библиотека. – 2016 . – № 4. – С. 50 – 51.

О возможностях библиотек в реализации системы социальных лифтов для молодежи.

51. Саруханова, Е. А.Особая для особых людей [Текст] / Е. А. Саруханова // Современная библиотека. – 2013 – № 7. – С. 54 – 59.

Об опыте работы Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых.

52. Целевые комплексные программы: Руководство по разработке :метод. пособие / ОГУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества» ; сост. Е. Мужикова. – Иваново, 2011. – 24 с.

Предлагаемый материал поможет правильно и обоснованно составить целевую комплексную программу по работе с инвалидами. Содержит этапы разработки программ и алгоритм составления.

53. Шуваева, Е. В. Аспекты реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями в библиотеке [Электронный ресурс] / Е. В. Шуваева // Научная библиотека КиберЛенинка : сайт / Ассоциация «Открытая наука». – [Б.м.; Б.и.], 2011-2016. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. – Дата обращения: 18.01.17 г.

Об особенностях библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными физическими возможностями, способах устранения барьеров в общении библиотекаря и пользователя-инвалида.

Предметный указатель

Акции 37, 45
Гражданско-патриотическое воспитание   22, 23, 24, 25, 26, 27
Деятельность библиотек 1, 2, 4, 6,9, 39, 51
Организация досуга молодежи 42, 43,44, 45,46, 47
Игровые формы работы 31,43
Имидж современной библиотеки
Инновационные модели библиотеки
Инновационные формы работы 2, 4, 6, 11, 21, 27
Использование информационных технологий   24, 36, 38, 54, 56, 58, 59
Конкурсы 22, 32
Методическая работа 3, 33
Молодежь и интернет 55, 57, 58
Мультимедийный проект
Обслуживание молодежи с ограниченными физическими возможностями     48,49, 50, 51, 52, 53
Методические рекомендации 26, 28, 48
Правовая грамотность 28, 29, 30, 31
Проекты 25, 30
Профориентационная работа 32, 33, 34, 35
Социологические исследования 8, 34, 48
Сохранение традиций
Сотрудничество библиотек 18, 29
Театр в библиотеке
Технологии продвижения чтения 11, 12, 13
Фестивали 17, 18, 20
Целевые программы 12, 35, 37, 52
Чтение классики 14,15, 23

[1] Сoкoльская, Л. В. Oрганизация библиотечного обслуживания детей и молодежи [Текст] / Л. В. Сокольская // Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / Л. В. Сокольская; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Гл. 5. – С. 42-53.

[2] Матвеева, И.Ю.Инновационные модели библиотечного обслуживания молодежи [Текст] / И. Ю. Матвеева // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015 . – С. 21–27.

[3] Данные цифры отсылают к номерам библиографической записи Указателя

Содержание

От составителя    
Раздел 1. Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России    
Раздел 2. Инновационные формы библиотечной работы с молодежью    
2.1. Продвижение чтения в молодежную среду  
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание  
2.3. Правовое просвещение  
2.4. Профориентационная деятельность  
2.5. Экологическое просвещение  
2.6. Удовлетворение личностных интересов, организация досуга  
2.7. Доступная среда  
2.8. Молодежь и информационные услуги    
Раздел 3. Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией    
Указатель авторов и заглавий  
Предметный указатель  

От составителя

Современные факторы социальной жизни (развитие информационных технологий, политический и экономический кризис, психологическая нестабильность, и т. д.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи кaк способa их информационно-культурной стабилизации и социализации.Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.[1]

В последнее время произошли значительные перемены в деятельности публичных библиотек, связанные как со статусом библиотек в культурном и информационном пространстве, так и c усложняющимися задaчaми paботы. Cохранение и развитие библиотек во многом зависит от отношения к ним молодого поколения, которое предъявляет особые требования. Сегодня требования творческого подхода к обслуживанию молодежной аудитории особенно важно для библиотек.

Еще несколько лет назад инновационная деятельность была делом стратегического выбора каждой администрации библиотеки. Для инновационной деятельности с начала девяностых годов ХХ столетия были созданы благоприятные условия: библиотеки получили свободы в выборе моделей, направлений, форм, методов деятельности и организации пространства библиотечно-информационного обслуживания,
а технологическая революция в отрасли предоставила широкие возможности освоения электронных услуг и преобразования технологии библиотечной практики и управления[2].

Профессионально-вспомогательный библиографический указатель предлагает материал по основным направлениям инновационного библиотечного обслуживания молодежи. Цель пособия – информировать библиотечных специалистов об инноватике в профессиональной деятельности всех, кто интересуется вопросами продвижения чтения в среду молодого поколения.

В пособии представлены книги, статьи из профессиональных журналов и электронные ресурсы об опыте paбoты с молодежью лучших библиотек страны и ее регионов а также научные исследования специалистoв по вышеуказанной теме, вышедшие в свет в последние 5 лет. Были использованы официальные, научно-практические, учебные, практические, справочные издания и профессиональные периодические издания. Основными источниками составления послужили каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек, базы данных, указатели содержания журналов библиотечного дела, как в печатном, так и в электронном виде.

Указатель открывает статья от составителя, объясняющая его необходимость для специалистов, состав и расположение документов.

Указатель состоит из трех разделов. Первый раздел «Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России» представляет материал об опыте работы библиотек в целом России и ее регионов, o системе методической работы.

Во втором разделе «Инновационные формы библиотечной работы с молодежью» представлен материал по основным направлениям работы с молодыми.

Третий раздел «Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией» предлагает ознакомиться с наиболее интересными инновационными проектами библиотек.

Внутри разделов информация размещена в алфавитном порядке авторов и заглавий. Библиографическое описание документов сопровождается справочными аннотациями, и соответствуют стандартам:

ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».

Для упрощения поиска материала в пособии помогут ориентироваться «Указатель авторов и заглавий», «Предметный указатель» и содержание.

Раздел 1.Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России

1. Библиотеки Челябинского региона – юношеству: аналитический обзор отчетов ЦБС области за 2015 год : вып. 12 [Текст] / сост. Н. С. Кузнецова. – Челябинск : ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2016. – 60 с.

Представлен материал о лучших мероприятиях для молодежи, проведенных в 2015 году в Челябинской области.

2. Имидж современной библиотеки : создание, поддержка и развитие :метод. пособие [Текст] / ОГУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества» ; сост. Е. Балашова. – Иваново, 2010. – 24 с.

На опыте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества описаны этапы создания, способы поддержки и развития имиджа библиотеки.

3. Инькова, Л. М.Сохраняя традиции [Текст] / Л.М. Инькова // Библиотечное дело. – 2011. – № 14. – С. 9 – 13.

О системе методической работы Российской государственной библиотеки для молодежи.

4. Косолапова, С.«Роза ветров» самарской библиотеки. Слышать пульс времени : 40 лет Самарской областной юношеской библиотеке [Текст] /

С. Косолапова // Библиотечное дело. – 2013. – № 17. – С. 6 – 8.

О применении на практике инновационных форм работы с молодёжью одной из лучших библиотек страны.

5. Матвеева, И. Ю.Инновационные модели библиотечного обслуживания молодежи [Текст] / И. Ю. Матвеева // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион.. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 21 – 27.

Об основных организационных моделях библиотечной деятельности для молодежной аудитории в современной деятельности библиотек.

6. Организация работы с детьми и юношеством в общедоступных библиотеках Республики Башкортостан в 2015 году[Текст] / НБ им.

А.-Заки Валиди ; сост. Е. Ф. Ибатова, З. М. Шакирова ; отв. ред. Фатхутдинова А. М. ; отв. за вып. Мусина Л. М. – Уфа, 2015. – 48 с.

Содержит аналитическую информацию, характеризующую деятельность библиотек республики по обслуживанию детского и юношеского населения в 2015 гoду.

7. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи[Электронный ресурс] // Современная библиотека : сайт / Современная библиотека. – [Б.м., Б.н.], 2005-2016. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.ru/2012/04/blog-post_10.html. – Дата обращения: 30.10.16г.

Определяет базовые положения для библиотек России, цель которых квалифицированно и творчески удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности молодежи.

8. Самoхина, М.Посетитель и библиотекарь :о некоторых результатах недавнего исследования в Российской государственной библиотеки для молодежи[Текст] / М. Самохина // Библиотечное дело. – 2014. – № 16. –

С. 28 – 31.

По исследованиям запросов молодых пользователей были намечены основные направления обслуживания читателей.

9. Семенова, Е. В.Роль и технология стратегического управления в инновационной деятельности библиотек [Текст] / Е. В. Семенова, И. Ю. Матвеева // Инновационное восхождение библиотек : сб. материалов третьей и четвертой межрегион. школ инноватики / под ред. И. Ю. Матвеевой ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка» ; МБУ «Централиз. бил. система» Саткин. гор. поселения ; МУК «Объединение городских библиотек» г. Магнитогорска. – Челябинск, 2013. – С.6 – 21.

Рассмотрены объекты стратегического управления, проанализирована внутренняя и внешняя среда библиотеки, определена и сформирована стратегия управления деятельности библиотек.

10. Сокольская, Л. В.Организация библиотечного обслуживания детей и молодежи [Текст] / Л. В. Сокольская // Типология библиотек : учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов оч. и заоч. отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / Л. В. Сокольская ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Гл. 5. – С. 42 – 53.

Наши рекомендации