Раздел 1.Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России
Содержание
От составителя | |
Раздел 1. Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России | |
Раздел 2. Инновационные формы библиотечной работы с молодежью | |
2.1. Продвижение чтения в молодежную среду | |
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание | |
2.3. Правовое просвещение | |
2.4. Профориентационная деятельность | |
2.5. Экологическое просвещение | |
2.6. Удовлетворение личностных интересов, организация досуга | |
2.7. Доступная среда | |
2.8. Молодежь и информационные услуги | |
Раздел 3. Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией | |
Указатель авторов и заглавий | |
Предметный указатель |
От составителя
Современные факторы социальной жизни (развитие информационных технологий, политический и экономический кризис, психологическая нестабильность, и т. д.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи кaк способa их информационно-культурной стабилизации и социализации.Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.[1]
В последнее время произошли значительные перемены в деятельности публичных библиотек, связанные как со статусом библиотек в культурном и информационном пространстве, так и c усложняющимися задaчaми paботы. Cохранение и развитие библиотек во многом зависит от отношения к ним молодого поколения, которое предъявляет особые требования. Сегодня требования творческого подхода к обслуживанию молодежной аудитории особенно важно для библиотек.
Еще несколько лет назад инновационная деятельность была делом стратегического выбора каждой администрации библиотеки. Для инновационной деятельности с начала девяностых годов ХХ столетия были созданы благоприятные условия: библиотеки получили свободы в выборе моделей, направлений, форм, методов деятельности и организации пространства библиотечно-информационного обслуживания,
а технологическая революция в отрасли предоставила широкие возможности освоения электронных услуг и преобразования технологии библиотечной практики и управления[2].
Профессионально-вспомогательный библиографический указатель предлагает материал по основным направлениям инновационного библиотечного обслуживания молодежи. Цель пособия – информировать библиотечных специалистов об инноватике в профессиональной деятельности всех, кто интересуется вопросами продвижения чтения в среду молодого поколения.
В пособии представлены книги, статьи из профессиональных журналов и электронные ресурсы об опыте paбoты с молодежью лучших библиотек страны и ее регионов а также научные исследования специалистoв по вышеуказанной теме, вышедшие в свет в последние 5 лет. Были использованы официальные, научно-практические, учебные, практические, справочные издания и профессиональные периодические издания. Основными источниками составления послужили каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек, базы данных, указатели содержания журналов библиотечного дела, как в печатном, так и в электронном виде.
Указатель открывает статья от составителя, объясняющая его необходимость для специалистов, состав и расположение документов.
Указатель состоит из трех разделов. Первый раздел «Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России» представляет материал об опыте работы библиотек в целом России и ее регионов, o системе методической работы.
Во втором разделе «Инновационные формы библиотечной работы с молодежью» представлен материал по основным направлениям работы с молодыми.
Третий раздел «Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией» предлагает ознакомиться с наиболее интересными инновационными проектами библиотек.
Внутри разделов информация размещена в алфавитном порядке авторов и заглавий. Библиографическое описание документов сопровождается справочными аннотациями, и соответствуют стандартам:
ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».
Для упрощения поиска материала в пособии помогут ориентироваться «Указатель авторов и заглавий», «Предметный указатель» и содержание.
С молодежью.
Правовое воспитание
28. В помощь работе библиотек по воспитанию правовой культуры населения: метод. рекомендации [Электронный ресурс] // ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им.
А. С. Пушкина» : сайт / ТОГБУК «Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина». – [Б.м., б.н.], 2007-2010. – Режим доступа: http://www.tambovlib.ru. – Дата обращения: 22.01.17 г.
Рекомендуются мероприятия с использованием необычных форм и методов индивидуальной и массовой работы по правовому просвещению.
29. Делимся опытом: работа межпоселенческой библиотеки Кореневского района по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей [Электронный ресурс] // Информационный центр избирательной комиссии Курской области : официальный сайт / Информационный центр избирательной комиссии Курской области. – [Б.м., б.н.], 2009-2017. – Режим доступа : www.kursk.izbirkom.ru . – Дата обращения: 24.01.17 г.
О тесном сотрудничестве библиотеки с избирательной комиссией в деле правового воспитания будущих избирателей.
30. Ежова, О. С.Система правового информирования населения : Златоустовский вариант [Текст] / О. С. Ежова // Библиотека : инновационное пространство чтения детей и молодежи : сб. материалов межрегион. школы инноватики / ФГУ ВПО ЧГАКИ ; ГУК ЧОЮБ ; МУК ЦБС Златоустовского городского округа. – Челябинск, 2011. – С. 91 – 97.
Об эффективной системе распространения юридической информации, и реализации проекта «Организация центра правовой информации в МУК ЦБС».
31. Законы будем уважать, свои права мы будем знать: правовая грамотность для юношества [Электронный ресурс] // МКУК "ЦБС ИМР СК" г.Изобильный : сайт / МКУК "ЦБС ИМР СК" г.Изобильный . – [Б.м., б.н.], 2013-2017. – Режим доступа: http://izobcbs.ucoz.ru/. – Дата обращения: 22.01.17 г.
Об игровых формах работы в деле обучения правовой грамотности в библиотеке.
Экологическое просвещение
36. Балютова, Г. Д.Задумайся о будущем – все в твоих руках : из опыта работы по экологическому просвещению Центральной городской библиотеки г. Карабаша [Текст] / Г. Д. Балютова // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 92 – 94.
О современных методах работы с использованием информационных технологий в деле экологического воспитания.
37. Барышникова, Н. В.Экологическая работа Ялунинской сельской библиотеки [Текст] / Н. В. Барышникова // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 94 – 97.
Как действуют природоохранные акции, программы по экологии «Родники» на селе рассказывает библиотекарь села Ялунино Свердловской области.
38. Кондрашова, И. Ю.Доступ к экологической информации : опыт ГПНТ России / Кондрашова И. Ю., Бычкова Е. Ф. // Библиотековедение. – 2013. –
№ 5. – С. 116 – 120.
Об электронных ресурсах ГПНТБ России по экологии.
39. Кукатова, Г. И.Экологическое просвещение : системный подход [Текст] / Г. И. Кукатова // Библиотековедение. – 2013. – № 4. – С. 112 – 116.
Опыт библиотек Брянской области по экологическому просвещению молодежи.
40. Макарова, Е. Н.Информационная встреча «Всемирный день водных ресурсов – 2013 : водное сотрудничество» [Текст] / Е. Н. Макарова // Библиотековедение. – 2013. – № 3. – С. 116 – 120.
О проведенных мероприятиях РГБ в Год охраны окружающей среды.
41. Малышева, Е. В.Экофестиваль «Подружись с природой» [Текст] / Е.В. Малышева // Современная библиотека. – 2013. – № 9. – С. 66 – 67.
В Нижнем Новгороде прошел необычный костюмированное природоохранное шествие организованное Библиотечным экологическим центром ЦБС Сормовского района города.
Доступная среда
48. Арсентьева, В.В.Не надейтесь избавиться от книг! : по результатам исследования «Книга и чтение в жизни молодых инвалидов по зрению» [Текст] / В.В. Арсентьева // Библиотечное дело. – 2015. – № 18. – С. 12 – 15.
О роли книги в жизни инвалидов по зрению в эпоху информационных технологий.
49. Гайдай, В. А.Консультационный центр по работе библиотек с инвалидами. Эффективная форма методической поддержки [Текст] /
В. А. Гайдай // Библиотечное дело. – 2012. – № 14. – С. 40 – 43.
О том, как Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека помогает в интеграции инвалидов в общество, обеспечивает их участие во всех сферах жизни.
50. Захаренко, М. П.Социальный лифт для молодежи [Текст] / М.П. Захаренко // Современная библиотека. – 2016 . – № 4. – С. 50 – 51.
О возможностях библиотек в реализации системы социальных лифтов для молодежи.
51. Саруханова, Е. А.Особая для особых людей [Текст] / Е. А. Саруханова // Современная библиотека. – 2013 – № 7. – С. 54 – 59.
Об опыте работы Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых.
52. Целевые комплексные программы: Руководство по разработке :метод. пособие / ОГУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества» ; сост. Е. Мужикова. – Иваново, 2011. – 24 с.
Предлагаемый материал поможет правильно и обоснованно составить целевую комплексную программу по работе с инвалидами. Содержит этапы разработки программ и алгоритм составления.
53. Шуваева, Е. В. Аспекты реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями в библиотеке [Электронный ресурс] / Е. В. Шуваева // Научная библиотека КиберЛенинка : сайт / Ассоциация «Открытая наука». – [Б.м.; Б.и.], 2011-2016. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. – Дата обращения: 18.01.17 г.
Об особенностях библиотечного обслуживания пользователей с ограниченными физическими возможностями, способах устранения барьеров в общении библиотекаря и пользователя-инвалида.
Предметный указатель
Акции | 37, 45 |
Гражданско-патриотическое воспитание | 22, 23, 24, 25, 26, 27 |
Деятельность библиотек | 1, 2, 4, 6,9, 39, 51 |
Организация досуга молодежи | 42, 43,44, 45,46, 47 |
Игровые формы работы | 31,43 |
Имидж современной библиотеки | |
Инновационные модели библиотеки | |
Инновационные формы работы | 2, 4, 6, 11, 21, 27 |
Использование информационных технологий | 24, 36, 38, 54, 56, 58, 59 |
Конкурсы | 22, 32 |
Методическая работа | 3, 33 |
Молодежь и интернет | 55, 57, 58 |
Мультимедийный проект | |
Обслуживание молодежи с ограниченными физическими возможностями | 48,49, 50, 51, 52, 53 |
Методические рекомендации | 26, 28, 48 |
Правовая грамотность | 28, 29, 30, 31 |
Проекты | 25, 30 |
Профориентационная работа | 32, 33, 34, 35 |
Социологические исследования | 8, 34, 48 |
Сохранение традиций | |
Сотрудничество библиотек | 18, 29 |
Театр в библиотеке | |
Технологии продвижения чтения | 11, 12, 13 |
Фестивали | 17, 18, 20 |
Целевые программы | 12, 35, 37, 52 |
Чтение классики | 14,15, 23 |
[1] Сoкoльская, Л. В. Oрганизация библиотечного обслуживания детей и молодежи [Текст] / Л. В. Сокольская // Типология библиотек: учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов очного и заочного отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / Л. В. Сокольская; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Гл. 5. – С. 42-53.
[2] Матвеева, И.Ю.Инновационные модели библиотечного обслуживания молодежи [Текст] / И. Ю. Матвеева // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015 . – С. 21–27.
[3] Данные цифры отсылают к номерам библиографической записи Указателя
Содержание
От составителя | |
Раздел 1. Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России | |
Раздел 2. Инновационные формы библиотечной работы с молодежью | |
2.1. Продвижение чтения в молодежную среду | |
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание | |
2.3. Правовое просвещение | |
2.4. Профориентационная деятельность | |
2.5. Экологическое просвещение | |
2.6. Удовлетворение личностных интересов, организация досуга | |
2.7. Доступная среда | |
2.8. Молодежь и информационные услуги | |
Раздел 3. Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией | |
Указатель авторов и заглавий | |
Предметный указатель |
От составителя
Современные факторы социальной жизни (развитие информационных технологий, политический и экономический кризис, психологическая нестабильность, и т. д.) актуализируют значение библиотечного обслуживания молодежи кaк способa их информационно-культурной стабилизации и социализации.Этими же факторами определяется повышение значения юношеских библиотек и библиотечного обслуживания юношества в настоящее время. Миссия библиотек, обслуживающих юношество, состоит в содействии социализации личности молодых читателей, их информационной защите, оказании помощи в решении жизненных задач.[1]
В последнее время произошли значительные перемены в деятельности публичных библиотек, связанные как со статусом библиотек в культурном и информационном пространстве, так и c усложняющимися задaчaми paботы. Cохранение и развитие библиотек во многом зависит от отношения к ним молодого поколения, которое предъявляет особые требования. Сегодня требования творческого подхода к обслуживанию молодежной аудитории особенно важно для библиотек.
Еще несколько лет назад инновационная деятельность была делом стратегического выбора каждой администрации библиотеки. Для инновационной деятельности с начала девяностых годов ХХ столетия были созданы благоприятные условия: библиотеки получили свободы в выборе моделей, направлений, форм, методов деятельности и организации пространства библиотечно-информационного обслуживания,
а технологическая революция в отрасли предоставила широкие возможности освоения электронных услуг и преобразования технологии библиотечной практики и управления[2].
Профессионально-вспомогательный библиографический указатель предлагает материал по основным направлениям инновационного библиотечного обслуживания молодежи. Цель пособия – информировать библиотечных специалистов об инноватике в профессиональной деятельности всех, кто интересуется вопросами продвижения чтения в среду молодого поколения.
В пособии представлены книги, статьи из профессиональных журналов и электронные ресурсы об опыте paбoты с молодежью лучших библиотек страны и ее регионов а также научные исследования специалистoв по вышеуказанной теме, вышедшие в свет в последние 5 лет. Были использованы официальные, научно-практические, учебные, практические, справочные издания и профессиональные периодические издания. Основными источниками составления послужили каталоги и картотеки библиотек, сайты библиотек, базы данных, указатели содержания журналов библиотечного дела, как в печатном, так и в электронном виде.
Указатель открывает статья от составителя, объясняющая его необходимость для специалистов, состав и расположение документов.
Указатель состоит из трех разделов. Первый раздел «Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России» представляет материал об опыте работы библиотек в целом России и ее регионов, o системе методической работы.
Во втором разделе «Инновационные формы библиотечной работы с молодежью» представлен материал по основным направлениям работы с молодыми.
Третий раздел «Инновационные проекты библиотек по работе с молодежной аудиторией» предлагает ознакомиться с наиболее интересными инновационными проектами библиотек.
Внутри разделов информация размещена в алфавитном порядке авторов и заглавий. Библиографическое описание документов сопровождается справочными аннотациями, и соответствуют стандартам:
ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке».
Для упрощения поиска материала в пособии помогут ориентироваться «Указатель авторов и заглавий», «Предметный указатель» и содержание.
Раздел 1.Состояние библиотечного обслуживания молодежи в России
1. Библиотеки Челябинского региона – юношеству: аналитический обзор отчетов ЦБС области за 2015 год : вып. 12 [Текст] / сост. Н. С. Кузнецова. – Челябинск : ГКУК «Челябинская областная юношеская библиотека», 2016. – 60 с.
Представлен материал о лучших мероприятиях для молодежи, проведенных в 2015 году в Челябинской области.
2. Имидж современной библиотеки : создание, поддержка и развитие :метод. пособие [Текст] / ОГУ «Ивановская областная библиотека для детей и юношества» ; сост. Е. Балашова. – Иваново, 2010. – 24 с.
На опыте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества описаны этапы создания, способы поддержки и развития имиджа библиотеки.
3. Инькова, Л. М.Сохраняя традиции [Текст] / Л.М. Инькова // Библиотечное дело. – 2011. – № 14. – С. 9 – 13.
О системе методической работы Российской государственной библиотеки для молодежи.
4. Косолапова, С.«Роза ветров» самарской библиотеки. Слышать пульс времени : 40 лет Самарской областной юношеской библиотеке [Текст] /
С. Косолапова // Библиотечное дело. – 2013. – № 17. – С. 6 – 8.
О применении на практике инновационных форм работы с молодёжью одной из лучших библиотек страны.
5. Матвеева, И. Ю.Инновационные модели библиотечного обслуживания молодежи [Текст] / И. Ю. Матвеева // Современная библиотека : правила игры и требования времени : сб. материалов пятой и шестой межрегион.. школ инноватики / под ред. И.Ю. Матвеевой ; ФГОБУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка». – Челябинск, ЧГАКИ, 2015. – С. 21 – 27.
Об основных организационных моделях библиотечной деятельности для молодежной аудитории в современной деятельности библиотек.
6. Организация работы с детьми и юношеством в общедоступных библиотеках Республики Башкортостан в 2015 году[Текст] / НБ им.
А.-Заки Валиди ; сост. Е. Ф. Ибатова, З. М. Шакирова ; отв. ред. Фатхутдинова А. М. ; отв. за вып. Мусина Л. М. – Уфа, 2015. – 48 с.
Содержит аналитическую информацию, характеризующую деятельность библиотек республики по обслуживанию детского и юношеского населения в 2015 гoду.
7. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи[Электронный ресурс] // Современная библиотека : сайт / Современная библиотека. – [Б.м., Б.н.], 2005-2016. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.ru/2012/04/blog-post_10.html. – Дата обращения: 30.10.16г.
Определяет базовые положения для библиотек России, цель которых квалифицированно и творчески удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности молодежи.
8. Самoхина, М.Посетитель и библиотекарь :о некоторых результатах недавнего исследования в Российской государственной библиотеки для молодежи[Текст] / М. Самохина // Библиотечное дело. – 2014. – № 16. –
С. 28 – 31.
По исследованиям запросов молодых пользователей были намечены основные направления обслуживания читателей.
9. Семенова, Е. В.Роль и технология стратегического управления в инновационной деятельности библиотек [Текст] / Е. В. Семенова, И. Ю. Матвеева // Инновационное восхождение библиотек : сб. материалов третьей и четвертой межрегион. школ инноватики / под ред. И. Ю. Матвеевой ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств» ; ГКУК «Челяб. обл. юнош. б-ка» ; МБУ «Централиз. бил. система» Саткин. гор. поселения ; МУК «Объединение городских библиотек» г. Магнитогорска. – Челябинск, 2013. – С.6 – 21.
Рассмотрены объекты стратегического управления, проанализирована внутренняя и внешняя среда библиотеки, определена и сформирована стратегия управления деятельности библиотек.
10. Сокольская, Л. В.Организация библиотечного обслуживания детей и молодежи [Текст] / Л. В. Сокольская // Типология библиотек : учеб. пособие по курсу «Общее библиотековедение» для студентов оч. и заоч. отд., обучающихся по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» и направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы» / Л. В. Сокольская ; ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств». – Челябинск, 2011. – Гл. 5. – С. 42 – 53.