Прикладная физическая культура
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методическое пособие
к выполнению контрольных требований к зачету
для студентов дистанционной и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие
Октябрьский
Учебно-методическое пособие содержит задания к контрольным работам, а также методические указания для их выполнения по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов дистанционной и заочной формы обучения направления подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» и 21.05.06 «Технологические машины и оборудование» по укрупненной группе специальностей.
При составлении заданий к контрольным работам были учтены требования ФГОС-3+ и ФГОС-3++ ВО и Рабочей программы дисциплины «Прикладная физическая культура».
Пособие предназначено для студентовдистанционной и заочной форм обучения в помощь к подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине «Прикладная физическая культура».
Составитель: Поляков А.Ю., ст. преподаватель каф. ГСЭН
Рецензенты: Данилова О.В., канд. пед. наук, доцент каф. ГСЭН
Иванаевский В.Б., ст. преподаватель каф. ГСЭН
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2017
Содержание
Введение ………………………………………………………………..................4
1. Тематический план и содержание учебного материала...……………………...5
2. Текущий и итоговый контроль…………………………………………………...6
3. Требования к оформлению реферата…………………………………………....7
3.1 Образец оформления титульного листа………………………………….8
3.2 Требования к оформлению текста………………………………………...9
3.3 Примеры библиографического описания документов…………………10
4. Темы рефератов……………………………………………………………….…11
5. Перечень контрольных вопросов………………………………………………12
6. Ключевые термины……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» входит в раздел учебного плана ФГОС-3+ и ФГОС-3++. Является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и направлена на формирование общей физической культуры личности, т.е. потребности и способности методически обоснованно и целенаправленно использовать средства физической культуры для обеспечения профессиональной физической и психофизиологической надежности и обладать универсальными и специализированными компетенциями, необходимыми для самоутверждения, социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Цель дисциплины – формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций через усвоение знаний и овладение умениями и навыками в сфере физической культуры для направленного использования средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
Образовательные задачи – формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни, обеспечение необходимого уровня физической и психической подготовленности студентов для оптимизации жизнедеятельности, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий физической культурой, формирование компетенций будущих специалистов.
Воспитательные задачи – формирование потребностей в физическом самосовершенствовании и подготовке к профессиональной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни, воспитание морально-волевых качеств, содействие эстетическому воспитанию и нравственному поведению
Оздоровительные задачи – укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния, повышение уровня функционального состояния организма студентов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента.
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Физическая культура в структуре профессионального образования.
Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания.
Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Физическое развитие человека.
Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности.
Здоровье человека как ценность. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
Тема 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП).
Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства. Место ППФП в системе подготовки будущего специалиста. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП.
Лекционный материал «Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов» можно получить в электронном виде в главном корпусе, кабинет № 515 (кафедра ГСЭН.)
2 ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Прикладная физическая культура» включают:
1. Прохождение вводного организационно-методического занятия
2. Самостоятельное изучение теоретического материала
3. Выполнение реферата и письменных вопросов
4. Защита реферата
5. Дифференцированный зачет
Написание реферата по дисциплине «Прикладная физическая культура» является формой самостоятельной работы с источниками: учебниками, учебными пособиями, научной литературой и выполняется обучающимися в межсессионный период.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Тема реферата определяется преподавателем совместно со студентом. Работы выполняются в объеме 8 – 25 страниц печатного текста.
Реферат представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу по подбору, изучению и обобщению информации по выбранной теме. При оценке реферата учитывается содержание работы, а также умение студента излагать и обобщать свои мысли, аргументировано отвечать на вопросы.
Компоненты содержания:
• титульный лист;
• план-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
• введение (обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются вопросы,которые предполагается раскрыть, определяются цели и задачи работы);
• основная часть (описание современного состояния явлений, рассмотрение путей и способов решения вопросов, поставленных во введении, на основе изучения литературных источников, наблюдений и собственного опыта);
• заключение (подведение итогов дается обобщенный вывод по теме реферата);
• списоклитературы (следует использовать не менее пяти источников).
Содержание работы должно отражать:
• знание современного состояния проблемы;
• обоснование выбранной темы;
• использование известных результатов и фактов;
• полноту цитируемой литературы, ссылки на работу ученых, занимающихся данной проблемой;
• актуальность поставленной проблемы;
• материал, подтверждающий научное, либо практическое значение.
3.1 Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра ________________________________
тема Вашего реферата ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ
Реферат по дисциплине «Прикладная физическая культура»
Выполнил студент (ка) гр.______ _______________________________
«___»____________________20___г.
Проверил _______________________________
«___»____________________20___г.
Октябрьский
20___
3.2 Требования к оформлению текста
· Поля: верхнее, правое, левое – 2 см, нижнее – 2,5 см. ориентация книжная
· шрифт Times New Roman, 14 pt
· межстрочный интервал – 1,5
· выравнивание текста – по ширине страницы
· отступ первой строки абзаца – 1,25 см (по умолчанию)
· объем работы 8-10 страниц (без приложений)
· нумерация страниц арабскими цифрами в центре верхней части листа без точки
· каждый структурный элемент реферата следует оформлять с новой страницы
· титульный лист не нумеруется, но входит в общее количество страниц работы
· содержание должно отражать все материалы, представленные в работе
· в содержании перечисляются заголовки разделов, подразделов, список использованных источников, приложения и указываются номера листов (страниц), на которых они начинаются
· СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ служат заголовками структурных элементов реферата, которые следует располагать в середине строки без точки. Их печатать прописными буквами, не нумеруя и не подчеркивая, выделяя жирным шрифтом.
· разделы и подразделы реферата должны иметь заголовки, которые пишутся с красной строки, жирными прописными буквами шрифтом № 14; после цифры и названия заголовка точка не ставится
Например:
ПРИЧИНА СПОРТИВНЫХ ТРАВМ
ГИГИЕНА И ЗАКАЛИВАНИЕ
Примеры библиографического описания документов
1 Анищенко В. С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – 85 с.
2 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: ФиС, 1987. – 58 с.
3 Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента // Среднее профессиональное образование. – 1955, № 4-6; 1996. – № 1-3.
4 Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 № 1025. – 34 с.
5 Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1985. – 72 с.
6 Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: учеб. пособие / Волков В.Ю., Волкова Л.М. – СПб.: Гос. тех. ун-т, Санкт-Петербург, 1998. – 97 с.
7 Физическая культура: учеб. пособие / Под общ. ред. Л.М. Волковой, П.В. Половникова: СПб, 1998. – 153 с.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
2. Понятие об органе и системе органов.
3. Влияние экологии на здоровье человека.
4. Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
5. Понятие о суставах, связках, сухожилия и строении мышечной системы.
6. Центральная нервная система, её отделы и функции.
7. Понятие здоровья и его составляющие.
8. Роль физической культуры в обеспечении здоровья.
9. Здоровый образ жизни студента и его составляющие.
10. Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цели и задачи.
11. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущего специалиста нефтегазового производства (по своей специальности).
12. Профессиональные заболевания и травматизм специалистов нефтегазового производства. Профилактика их средствами физической культуры.
13. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.
14. Массаж и его значение для физического развития человека.
15. Оздоровительный бег, оздоровительная физкультура, оздоровительные тренировки.
16. Основы здорового образа жизни.
17. Основы правильного питания. Питание человека, активно занимающегося физическими упражнениями. Роль витаминов в пищевом рационе.
18. Остеохондроз и его профилактика.
19. Процессы роста и развития организма человека.
20. Травматизм при занятиях физической культурой и спортом, меры по его предупреждению.
21. Физические качества человека, средства и методы их воспитания.
22. Влияние физических упражнений на организм человека.
23. Гимнастика женщин во второй половине беременности.
24. Гимнастика молодой мамы.
25. Долголетие и физическая культура.
26. Закаливание организма средствами физической культуры.
27. Закономерности изменения работоспособности студентов.
28. Биоритмы и их значение для жизни человека.
29. Основы психорегулирующей тренировки. Методы психоэмоциональной разгрузки и самоуправления.
30. Первая помощь при травмах, несчастных случаях и заболеваниях.
31. Нетрадиционные методы лечения.
32. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
33. Основы методики самомассажа.
34. Методика корригирующей гимнастики для глаз.
35. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения.
36. Методы оценки уровня здоровья и физического развития. Антропометрические методы исследования.
37. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма. Функциональные пробы.
38. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.
39. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.
40. Методика проведения производственной гимнастики с учётом заданных условий и характера труда.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Спорт– специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.
Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
Физическое воспитание – вид воспитательного процесса, специфика которого заключена в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека.
Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
Человеческий организм – сложная биологическая система, в которой все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в совокупности являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики, двигательных, вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.
Гомеостаз– поддержание динамического постоянства внутренней среды организма за счет приспособительных реакций, направленных на устранение внешних или внутренних факторов, нарушающих это постоянство.
Адаптация – приспособление организма к общеприродным, бытовым, производственным, социальным условиям.
Гиподинамия – ограничение двигательной активности.
Мышечная работа – перемещение и поддержание положений тела и его частей за счет работы мышц, обеспечиваемой координацией всех физиологических процессов в организме.
Динамическая работа – вид мышечной деятельности, который характеризуется периодическими сокращениями и расслаблениями скелетных мышц с целью перемещения тела или отдельных его частей, а также выполнения определенных рабочих действий.
Статическая работа– вид мышечной деятельности, характеризуемый непрерывным сокращением скелетных мышц без видимых изменений их длины с целью удержания тела или отдельных его частей в определенной позе.
Тренировка – систематическое воздействие физических упражнений на организм человека, служащее повышению работоспособности.
Работоспособность – потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых воспитание и обучение должны играть ведущую роль.
Спортивная форма – готовность спортсмена к выполнению того или иного упражнения в максимальном темпе и необходимой длительности.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Мотивация (целенаправленная потребность) – физиологический механизм, побуждающий к определенному действию.
Образ жизни – способ жизнедеятельности человека (индивида).
Здоровый образ жизни – формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма для наиболее эффективного выполнения человеком различных профессиональных функций.
Установка – цель, направленность, состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерно психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы.
Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы происходит временное снижение работоспособности и ухудшение функционального состояния.
Переутомление – невротическое состояние, возникающее при суммировании остаточных явлений предыдущего утомления с наличным при недостаточном или нерациональном отдыхе (плохой или неполноценный сон), а также при чрезмерной рабочей нагрузке.
Работоспособность – способность человека выполнять определенную работу в течение длительного времени без снижения ее качества и производительности.
Стресс– психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками.
Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные
составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.
Зона физической нагрузки – режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-либо показателями: физиологическими (пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопление лактата в крови и др.) или педагогическими (скорость, темп, усилия и др.).
Общая физическая подготовка– процесс совершенствования физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка – направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
Спортивная подготовка – многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Физические качества – функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. Основные качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда населения.
Двигательная активность – оптимальное количество движений, выполняемых человеком в течение дня при активном участии всех органов и систем организма. Двигательная активность – главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма.
Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления).
Интенсивность – время, затраченное на выполнение конкретного объема работ, а также мощность (работа, выполненная за единицу времени).
Общеразвивающие упражнения – упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника.
Физическая нагрузка – определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающегося.
Физическое самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека над формированием физических качеств личности и опыта физической деятельности.
Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества.
Спорт высших достижений – различные формы организации и проведения систематических занятий, тренировок, соревнований, используемые с целью достижения максимальных спортивных результатов.
Фитнес – комплексная система, направленная на формирование навыков здорового образа жизни.
Психологическая подготовка – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Тактика – совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику.
Тактическая подготовка – подготовка, направленная на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта.
Техническая подготовка – подготовка, направленная на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
Физическая подготовка – подготовка, направленная на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических способностей.
Врачебный контроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом.
Диагностика физического состояния студентов – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей студентов, истолкование и обобщение полученных данных об их здоровье и заболеваниях.
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм.
Профессионально-прикладная физическая подготовка– специализированный вид физического воспитания, направленный на получение обучающимися оптимальной физической подготовки, необходимой для определенной профессиональной деятельности.
Профессиональная адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям производства.
Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачами которых являются повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.
ПФК в рабочее время– производственная гимнастика в виде комплексов специальных гимнастических упражнений, используемых в режиме рабочего дня, с целью повышения общей и специальной работоспособности при производственно-трудовой деятельности.
ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном носят рекреационный характер (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).
Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных трудовых процессов.
Профессиональное утомление– объективное снижение работоспособности, связанное с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кафедра физического воспитания Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), организуя учебно-познавательный процесс в условиях технического вуза, направляет усилия на развитие у студентов дистанционного и заочного обучения тех компетенций, которые позволяют им овладеть знаниями и средствами физической культуры на уровне сформулированной в рабочей программе цели с актуализацией в профессиональной подготовке.
В учебных материалах по прикладной физической культуре, предназначенных для студентов дистанционного и заочной форм обучения, раскрывается содержание дидактических единиц государственного образовательного стандарта: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка; спорт и индивидуальный выбор видов спорта; особенности методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма; производственная физическая культура; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
В содержании учебных материалов отражены современные достижения науки, формирующие прикладную физическую культуру, ее понятийный аппарат и практическое использование в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Самостоятельная работа обучающихся направлена на закрепление теоретических знаний, их практическое использование в профессиональной деятельности и в жизненных ситуациях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2012, - 218 с.
2 Муллер А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дедичкина, Ю.А. Богащенко. – М.: Юрайт, 2013.
3 Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов [Электронный ресурс] : учебное пособие / УГНТУ, каф. ФВ ; сост. А. В. Греб [и др.]. - Уфа : УГНТУ, 2016. - 992 КБ. - Б. ц.
4 Составление комплексов утренней и производственной гимнастики для студентов 1 курса [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для практических занятий по дисциплине "Физическая культура" / УГНТУ, Октябр. фил., каф. ГСЭН ; сост. А. Ю. Поляков. - Октябрьский : УГНТУ, 2017. - 184 КБ. - Б. ц.
5 Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 366 с.
6 Физическая культура студента [Текст] : учеб. для вузов / ред. В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2007. - 448 с.
7 Теоретические основы самостоятельных занятий физической культурой [Текст] : учеб. пособие / Л. Е. Матузов ; УГНТУ. - 2-е изд., доп. и перераб. - Уфа : Нефтегазовое дело, 2013. - 99 с.
8 Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» от 01.12.1999 № 1025. – 34 с.
9Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80-ФЗ. – 102 с.
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методическое пособие
к выполнению контрольных требований к зачету
для студентов дистанционной и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие
Октябрьский
Учебно-методическое пособие содержит задания к контрольным работам, а также методические указания для их выполнения по дисциплине «Прикладная физическая культура» для студентов дистанционной и заочной формы обучения направления подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» и 21.05.06 «Технологические машины и оборудование» по укрупненной группе специальностей.
При составлении заданий к контрольным работам были учтены требования ФГОС-3+ и ФГОС-3++ ВО и Рабочей программы дисциплины «Прикладная физическая культура».
Пособие предназначено для студентовдистанционной и заочной форм обучения в помощь к подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине «Прикладная физическая культура».
Составитель: Поляков А.Ю., ст. преподаватель каф. ГСЭН
Рецензенты: Данилова О.В., канд. пед. наук, доцент каф. ГСЭН
Иванаевский В.Б., ст. преподаватель каф. ГСЭН
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2017
Содержание
Введение ………………………………………………………………..................4
1. Тематический план и содержание учебного материала...……………………...5
2. Текущий и итоговый контроль…………………………………………………...6
3. Требования к оформлению реферата…………………………………………....7
3.1 Образец оформления титульного листа………………………………….8
3.2 Требования к оформлению текста………………………………………...9
3.3 Примеры библиографического описания документов…………………10
4. Темы рефератов……………………………………………………………….…11
5. Перечень контрольных вопросов………………………………………………12
6. Ключевые термины……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Прикладная физическая культура» входит в раздел учебного плана ФГОС-3+ и ФГОС-3++. Является обязательным разделом гуманитарного компонента образования и направлена на формирование общей физической культуры личности, т.е. потребности и способности методически обоснованно и целенаправленно использовать средства физической культуры для обеспечения профессиональной физической и психофизиологической надежности и обладать универсальными и специализированными компетенциями, необходимыми для самоутверждения, социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Цель дисциплины – формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций через усвоение знаний и овладение умениями и навыками в сфере физической культуры для направленного использования средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
Образовательные задачи – формирование двигательных умений и навыков, приобретение знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни, обеспечение необходимого уровня физической и психической подготовленности студентов для оптимизации жизнедеятельности, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий физической культурой, формирование компетенций будущих специалистов.
Воспитательные задачи – формирование потребностей в физическом самосовершенствовании и подготовке к профессиональной деятельности, формирование привычки к здоровому образу жизни, воспитание морально-волевых качеств, содействие эстетическому воспитанию и нравственному поведению
Оздоровительные задачи – укрепление здоровья, улучшение физического и психического состояния, повышение уровня функционального состояния организма студентов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента.
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества. Средства физической культуры. Физическая культура в структуре профессионального образования.
Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания.
Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Физическое развитие человека.
Тема 3. Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности.
Здоровье человека как ценность. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.
Тема 4. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов (ППФП).
Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства. Место ППФП в системе подготовки будущего специалиста. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП.
Лекционный материал «Основы теории и методики физического воспитания для студентов нефтегазовых вузов» можно получить в электронном виде в главном корпусе, кабинет № 515 (кафедра ГСЭН.)
2 ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Прикладная физическая культура» включают:
1. Прохождение вводного организационно-методического занятия
2. Самостоятельное изучение теоретического материала
3. Выполнение реферата и письменных вопросов
4. Защита реферата
5. Дифференцированный зачет
Написание реферата по дисциплине «Прикладная физическая культура» является формой самостоятельной работы с источниками: учебниками, учебными пособиями, научной литературой и выполняется обучающимися в межсессионный период.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ <