Лекция 4. Профессионально-прикладная физическая культура

И.Ю.Якимович

Введение

Физическая культура — важная составляющая профилактической медицины.

«Знание основных положений, характеризующих физическую культуру и спорт, обязательно для врачей различных специальностей. Очевидно, что существующая сеть специальных спортивно-медицинских, лечебно-профилактических учреждений и кабинетов не в состоянии обслужить всех желающих приобщиться к занятиям оздоровительной физкультурой и спортом, лечебной физкультурой (для больных), и в эту работу неизбежно включаются врачи общей лечебной сети. Именно к ним идут люди различных возрастов и состояния здоровья за консультацией по поводу оптимальной физической нагрузки, за допуском к занятиям оздоровительной или лечебной физкультурой, и подчас врачи общей лечебной сети, высококвалифицированные специалисты в своей области, оказываются беспомощными при решении, казалось бы, несложных вопросов. Вот почему врачи общей лечебной сети, а также будущие врачи должны быть хорошо ориентированы в основных принципиальных вопросах физической культуры и спорта»: ‑ профессор В.А. Епифанова (1999)

Будущий доктор должен быть компетентным в использовании средств и методов физической культуры для профилактики и лечения заболеваний.

Студент-медик (будущий врач) должен сам владеть методами и средствами физического воспитания и иметь хорошую физическую подготовку.

Профессионально-прикладная физическая культура— одно из направлений физической культуры, используемое в вузах, на производстве, в учреждениях и Вооруженных силах.

Это система физической подготовки и физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирующих прикладные знания, физические, психические и специальные качества, умения и навыки, форма и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.

Профессионально-прикладная физическая культура включает в себя 2 вида: профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) и производственную физическую культуру (ПФК).

4.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка

ППФП — система специальной физической подготовки, формирующая прикладные знания, физические, психические, специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности человека к профессиональной деятельности и защите Родины.

Цель ППФП — развитие и поддержание требуемого уровня профессионально важных физических и психических качеств.

Задачи ППФП врача:

1. Приобретение необходимых прикладных знаний и методико-практических умений и навыков.

преимущественное развитие прикладных основных физических качеств:

ü выносливость;

ü быстрота;

ü сила;

ü ловкость;

ü гибкость.

2. Преимущественное развитие прикладных специальных качеств.

устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, условий труда:

ü устойчивость к гиподинамии;

ü устойчивость к укачиванию;

ü устойчивость к прямостоянию;

ü быстрота зрительного различия;

ü подвижность нервных процессов.

3.Преимущественное развитие прикладных умений и навыков.

прикладные упражнения:

ü ходьба;

ü бег;

ü равновесие;

ü лазание и перелезание;

ü бросание и ловля предметов.

4.Преимущественное развитие прикладных психических качеств:

ü внимание: концентрация и устойчивость;

ü оперативное мышление;

ü эмоциональная устойчивость.

волевых качеств:

ü инициативность;

ü смелость;

ü решительность;

ü самообладание;

ü настойчивость;

ü уверенность в своих силах.

Формы ППФП в системе физического воспитания: учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Цель практических и теоретических занятий по ППФП для студентов-медиков — овладеть, как будущим специалистам, необходимыми знаниями, которые обеспечат правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики выбранной профессии.

Наши рекомендации