Проблема формирования субэтнической группы саянов
Первые славяне появились на территории южнорусского региона еще в I тыс. н.э. К этому времени относятся известия о союзах славянских племен. Согласно терминологии древнерусских летописей, поляне обитали на Днепре, северяне – на Десне, Сейме. Из восточных древнерусских племен вышли современные южнорусские, присущий акающий говор.[36] Для южнорусского населения характерно южнорусское наречие.[37]
На юго-западе региона весь бассейн Сейма, верхнее и среднее течение Ворсклы, Псла и Сулы занимали северяне.[38] Учитывая, что саяны проживают в районе реки Сейм, то нас интересуют северяне, которые в указанное время занимали весь бассейн реки Сейм, верхнее и среднее течение Ворсклы, Псла и Сулы. Бурно славянское расселение в северянской земле относится к VIII веку, когда повсеместно возникали поселения с роменской керамикой.
Северское княжество XII века рисуется нам в следующих пределах: вверх по Десне оно подходило к Брянску, вниз по Десне – до устья реки Сейма, на востоке доходило до Курска, а на юге шло полевому берегу Сейма, доходя до Выря. Таким образом, Северское княжество занимало среднее течение Десны, все течение Сейма и доходило в районе Выря до верховьев Сулы. Столица княжества Новгород – Северский, лежала на Десне. Западная граница проходила далеко от Днепра на линии Стародуб – устье Сейма. Термины «Север», «Северская земля», «Севера» встречаются нам часто и в более позднее время, но всегда прилагаются к этому же району.[39]
Интереснейшим историко-географическим документом является карта русских и удельных княжеств, дошедшая до нас в поздних копиях французских географов Гильома Сансона (1874г.) и Гильома Делиля (1706г.). Границы княжеств относятся к XV века, но в некоторых случаях восходят к еще более раннему времени. Северское княжество на этой карте также занимает только среднее течение Десны и нижнее течение Сейма и по отношению к границам XII века сдвинуто несколько к северу, захватывая Брянск и Карачев. Но западная его граница точно совпадает с границей XII века и также далеко на восток отстоит от Днепра и от Чернигова с Переяславлем.
По документам XVI – XVII веков Северская земля опять-таки выступает в составе только среднедеснинский городов (Новгород – Северский, Трубчевск) и Посемья (Рыльск, Путивль). Такое же обособление Посемья и более западных районов, прилигающих к Днепру, дает нам и современная диалектология.
Итак, начиная XII века, все письменные источники, старинные карты и данные этнографии определяют местоположение Северского, Севска, Путивля, Рыльска, то есть на средней Десне и на Сейме.
Д.Я. Самоквасов попытался определить племенные границы по группировке городищ. Основой такого определения служат допущения, что городища являются пограничными крепостями, отделяющими одно племя от другого. Нанеся все известные ему городища днепровского левобережья на карту, Самоквасов обратил внимание на белые пятна этой карты, на те области, в которых не было городищ. Эти не обитаемые (а потому и не укрепленные области) он счел пограничными полосами.
Там, где не было городищ, не было и курганов, эти пустые полосы представляли собой или болота, или значительные лесные массивы, которые, действительно, в древности могли служить естественными рубежами. Процесс политической и культурной консолидации родовых групп в племенные и племенных групп в союзы племен протекал в рамках известного географического единства. Там, где это единство нарушалось естественно- географическими рубежами: болотами, лесами, горными хребтами, там устанавливался предел племенному объединению.[40]
По различным археологическим данным и историко-географическим изысканиям можно сделать вывод, что область городищ роменского типа VI – IX веков послужила основой сложения племенного союза северян, которые в X – XI веках имели особый обряд погребения (на горизонте) и свои особые вещи. Территория племени северян в основном совпадает с Северским княжеством XII века. В этих же самых пределах Северская земля выступает и в документах XV – XVII веках.
На западной границе Северской земли во все эпохи была линия, шедшая параллельно Днепру от устья Сейма на юго-восток к Гадачу и Полтаве.[41]
С XI века на территории расселения древних славян известны русские княжества. Огромную территорию в бассейнах Десны, Сейма и Верхней Оки, включая и рязанские земли, занимало Черниговское княжество. В начале XII века оно распалось. Из него выделись княжества – Рязанское, Новгород – Северное и другие. Разрастание Черниговской земли происходило в северном и восточном направлениях. Оно сопровождалось ростом населения, строительском городов. Уже в XI – XII веках были известны города Курск, Рыльск, Льгов, Путивль. Археологи в окрестностях Курска и на территории города обнаружили много древних славянских поселений, существовавших задолго до его основания. Кроме этих городов в Посеймье, по-видимому, было много и других населенных мест, о чем свидетельствует летописные сообщения.
Северская земля лежала на самой юго-западной окраине русских пределов и находилась под постоянной угрозой нападения крымских татар. Долгое время там сохранялись удельные княжества, зависимые от литовских князей, а с 1500 года признавшие власть Москвы. В Посемье (сохранилось) скопились много вольных людей – беглых крестьян и холопов, которых исторически называли «севрюками». Однако еще в XVI веке – этот край считался только заселяющимся; небольшие селения были сосредоточены лишь в речных долинах Сейма и Пела.
В результате золотоордынских нашествий XIII века пострадала значительная часть Русской земли и особенно Центрально-Черноземная зона. В XIV – XV веках территории южнее Оки в бассейне Дона, верховий Оки, Сейма назывались «диким полем». Однако полного запустения не произошло. Исторические источники свидетельствуют о том, что в отдельных местах этого обширного края существовали постоянные русские поселения (например, в Посемье, в полесьях, в верховьях Оки и многих других районах).
В XIV – XV веках начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Об активной миграции свидетельствует рост новых и быстрое восстановление старых городов, разрушенных монголо-татарами. Большое число городов указано в замечательном памятнике письменности XIV века «Списке русских городов дальних и ближних», исследованном М.Н. Тихомировым. Более всего городов отмечено в междуречье Волги и Оки, но не мало было их и в бассейне Оки.
С образованием Русского Централизованного государства к Москве присоединяются обширные территории Чернигово-Северной и Рязанской земель по Десне, Сейму, Суле, Пслу, Ворскле, в бассейне Оки и верховьях Дона.
В XVI – XVIII веках под влиянием определенных историко-политических и социально-экономических факторов происходило интенсивное смещение населения к югу из более плотно заселенных северных и западных земель постепенно передвигались в бассейны верховий Сейма, Пела, Ворсклы, Северского Донца и прочие. При этом прослеживается некоторые особенности в заселении восточных и западных районов южнорусской зоны.
В заселении западных районов южнорусской зоны – Курских и Орловских земель (в бассейне верхнего течения Оки, Сейма, Сваны, Верховий Пела, Ворсклы, Северского Донца и Оскола) – более активное выходцы из соседних западных и южнорусских районов, расположенных в бассейне верховий Оки и Десны, в частности и узком левобережье, из городов и уездов тульских (Тула, Одоев, Чернь, Белев, Алексин, Новосиль), калужских (Калуга, Лихвин, Перемышль, Мещовск), орловских (Брянск, Карачев, Орел, Ливны) и прочие.
Этнический состав переселенцев из этих наиболее древних по времени заселения южнорусских земель впитал в себя разные по происхождению и времени появления этнические компоненты. Здесь скрещивались между собой потомки древних славянских племенных объединений домонгольского периода с более поздними выходцами из центральных и южных районов России. Полученные выводы об особенностях формирования населения восточных и западных районов южнорусского региона подтверждаются данными и диалектологии, и антропологии, и этнографии.
По мнению исследователей XIX века, саяны составляют особую «народность», совершенно отдельную «этнографическую ветвь». Это доказывается их своеобразной одеждой, так редко отличающейся от одежды хохлов и русских, особенностями их говора, правах, обычаях, их оригинальными сказками, песнями и, наконец, самим их названием. Саяны издавна живут в близком соседстве с русскими, и если их этнографический тип сохранился до сих пор, то этим они обязаны несомненно тому обстоятельству, что они составляют народность, а не продукт одной только простой областной особенности.
О прошлом своем саяны знают только то, что они числились когда-то монастырскими крестьянами, то потом были освобождены «Екатериной – матушкой» (II) и с тех пор поступили в казну в качестве экономических оброчных крестьян. Г. Бойков в своем «Кратком описании Курской губернии» говорит, что саяны не больше не меньше, как белорусы, добровольно пришедшие сюда (во второй половине XVII века) из своего края «ради нужды и горя» великого, от того-то их и зовут в Путивльском уезде горюнами. Название горюнов, правда, в тех местах за ними держится, но оно существует наряду с названием «саяны», и его они сами объясняют совсем не так, как объясняет Г. Бойков; они говорят, что горюнами их называют по тому, что они много горя натерпелись, находясь под монастырем. Известно еще третье мнение о происхождении саянов. Мнение это принадлежит местному деятелю, хорошо знакомому с внешним бытом и жизнью саянов, с их приданиями, Е.Л. Маркову, что «вероятнее всего саяны принадлежат к группе инородцев финского племени; вероятно они были сюда приведены откуда-нибудь с берегов Волги». Саяны заметно выделяются из среды других здешних крестьян, чисто русского происхождения, как по своему костюму и внешнему образу жизни, так и своими верованиями, обрядами, песнями и сказками. Но соображение это высказано слишком неопределенно, чтобы на нем можно было основывать мнение о финском происхождение саянов.
С другой стороны, саянами в пределах курской и харьковской губерний называют крестьян, бывшей в крепостной зависимости от мест монастырей и нельзя же предположить, что все монастыри, как будто, сговорившись, покупали и выписывали себе крепостных именно с Волги и заселяли ими все свои владения, деревни. Нельзя предположить этого уже по тому одному, что монастыри эти основаны были в разное время и в разное время заводили деревни и получали крестьян в свое владение. Затем, если бы саяны действительно были выходцами с Волги, то нет сомнения, среди них, как бы давно не совершился факт переселения, сохранились бы хотя какие-нибудь смутные предания об этом переселении, а этого среди саянов мы вовсе не находим.
Потом, финское происхождение должно было бы несомненно отразиться и на костюмах, обрядах и устной словесности саянов, но ни чего подобного, по крайней мере на наш взгляд, мы у саянов не находим. Их старинные наряды, а также и все произведения устной словесности носят на себе славянский или еще теснее – русский отпечаток.
По мнению Добротворского, саяны, во-первых, принадлежат несомненно к славянскому типу и, во-вторых, очень вероятно, что они были первозаселенцами посеймского края, или, по крайней мере, давними его обитателями. Это доказывается следующими двумя соображениями.
Во-первых, бросается в глаза то обстоятельство, что все саяны живут по реке Сейму и по поблизости от нее, по большим притокам, по Тускарю, Рати, старого русла Сема. Места, ими занятые, в высшей степени удобны для земледельческой культуры и обладают замечательно хорошей почвой. Известно, что исторический ход процесса колонизации совершается обыкновенно таким образов, что лучшие места занимаются теми, кто пришел раньше, так как им предоставляется широкая возможность свободного выбора незанятых земель; пришедшие же после получают худшую землю. Стало быть, если саяны заняли удобнейшие места по течению главной реки курского края, Сейма, то не в праве ли мы думать, что они были первыми колонизаторами здешнего края?
С другой стороны, знаменателен тот факт, что все саяны, сколько их имеется в курской губернии, принадлежали прежде монастырям, и ни один ни когда не числился за частными владельцами.