Сведения по обеспеченности населения услугами предприятий потребительского рынка

Наименование Ед.изм Рекомендуемая норма Показатель по рекомендуемой норме Фактическое количество в городе процент от рекомендуемой нормы Название организаций
Достаточно развитые сегменты потребительского рынка
Магазины 1 кв.м на 1 тыс.человек 392% Семья, Магнит, Пятерочка, Монетка, Виват, ТГ «Гермес», Вариант, Универмаг «Нефтяник», Торговый центр, ТК «Юбилейный», Мебель Сити, Старый универмаг, Домовой, ТД «Садко», Маяк, Конек-Горбунок, Ромашка, Гарант, Колос, Товары для дома, Универсал и др.
Ритуальные услуги 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,05 1,7 352% ООО «Стикс», Ритуал-Сервис (Юбилейная, 36), ИП Елисеева (ул. Октябрьская)
Изготовление мебели 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,12 4,1 293% Студия«Классика», МАХАОН, ИП Ваганов
Ремонт и пошив одежды 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,5 281% Светлана, Астель, Руковичка, Три нити, Фасон, Силуэт, Шоколад, ИП Миронова и др.
Ремонт обуви 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,17 5,8 207% Ремонт обуви по адресамул.Юбилейная, д.18;ул.Коммунистическая, д.19, рынок «Нефтяник»
Аптеки 1 кв.м на 1 тыс.человек 341,24 673,8 197% ЦРА № 260, ФармГарант, Планета Здоровья, Аптека от склада и др.
Парикмахерские и косметологические услуги 1 рабочее место на 1 тыс.человек 1,5 51,2 168% Локон, Вероника, Миледи, Бирюса, Чарли, Светлана,Эгоист, Шарм, Александра, Ваш стиль, ШиКолад, Маэстро, Гламур,Комильфо, Шанталь, Уют,Шоколад, Инь-Янь, Жеталь и др.
Услуги такси Количество машин на 1 тыс. человек 147% Тройка, Семерочка, Десяточка, Миг, Форсаж, Удача, Железнодорожное, Пилот, Авто-экспресс, Магистраль
Гостиничные услуги 1 рабочее место на 1тыс.человек 130% Весна,Тихий дворик, Гостевой двор,Отель, Мечта,Фаворит, Юность,Султан, Тополя, профилакторий Здоровье
Предприятия общественного питания 1 посадочное место на 1 тыс.человек 116% Тополя, Каменный цветок, Гавань, Летний сад, Центральное, Весна, Стрелка, Остров, Солянка, Блинка, Железнодорожная
Фотоуслуги 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,08 2,7 147% Студия Спектр (ул.Мира, 27), У Саши (Нефтяников,6), Фотосалон (пер.Банковский, 5), Фотостудия Фрагмент (ул.Коммунистическая, 13б)
Услуги химчистки и прачечной 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,08 2,7 110% Надежда (Ленина, 66б), Кристалл (Коммунистическа, 4)
Транспортные услуги (грузовой, неспециализированный транспортмалой грузоподъемности) 1 единица машин на 1000 жителей 1364,96 91% Частные объявления
Ремонт радиоэлектронной и бытовой аппаратуры 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,4 73% Климат сервис, Гарант, Бирюса, Телесервис, Мир антенн и электроники
Отделочные работы не нормируется   Частные объявления
Малоразвитые сегменты потребительского рынка
Автомастерские количество машин на 1 автомастерскую 56% Формула-1, PitStop, Регион-Авто, Автодормашсервис, Тайота мир, Бумеранг, комплекс Стрелка и др.
Придорожный сервис включает в себя: АЗС, СТО, гостиницы,предприятия общественного питания и торговли через 20 км 50% ул.Красноормейчкая, объездная дорога,ул.Ленина
Услуги ломбарда 1 рабочее место на 1 тыс.человек 0,3 10,2 39% Союз ломбардов (Юбилейная, 36), Пермь-Инвест (Ленина, 101), Золотой ломбард (Юбилейная, 1)
Услуги бани 1 рабочее место на 1 тыс.человек 13% Коммунистическая, 4
Малотоннажный спецтранспорт для частного заказа не нормируется 0% Частные объявления
Услуги по проектированию не нормируется 0% ООО «СтройПлюсСервис», МКУ «Городская архитектура»
Фитнес не нормируется 0% Скульптор, Спорт-Люкс, Гармония, бассейн Жемчужина
Работы по электромонтажу не нормируется 0% Частные объявления
Сварка,ковка из металла не нормируется 0% Ломоносова,7, Регионстрой (Пушкина,8), Юбилейная,36, Горького, 46, Конек-Горбунок, на объездной напротив заправки (на Куеду)
Туризм не нормируется 0% Гармония, Инкурорт-сервис
Дизайнер интерьера не нормируется 0% ООО «СтройПлюсСервис»
Не развитые сегменты потребительского рынка
Наименование Фактическое количество в городе Рекомендуемое количество в городе
Медицинские платные услуги Рекомендуется организация медицинских услуг: терапевта,гинеколога, оториноларинголога, окулиста, флеболога, услуги диагностических и консультационных центров.
Заготовительные услуги Рекомендуется организовать прием овощей от населения, строительство овощехранилища объемом 2000 тонны 4 пункта приема овощей от населения
Арендный бизнес квартир  
Прием шкур животных
Цех по забою скота
Общественные уборные
Работы токарей
Переработка мусора
Компьютерная помощь на дому  
Организация помощи в домашнем быте
Мини-садик на дому
Ветеринарная помощь на дому, услуги по уходу за животными на дому, если хозяин в отъезде
Организация по индивидуальной подготовке к ЕГЭ по предметам
Кинотеатр (зал не менее 70 человек)
                 




В Чернушинском городском поселении на 01 июня 2015 г. зарегистрировано 840 индивидуальных предпринимателей.

Рыночная инфраструктура потребительского рынка города представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, число которых постоянно увеличивается. На 1 января 2015 г. функционировало 240 стационарных магазинов (на 01 января 2014 г. -225, на 01января 2013 г. -199), 91 торговый павильон, киоск и тонар (на 01января 2014 г. - 110, на 01 января 2013 г. -111). Общая площадь торговых залов предприятий розничной торговли составила на 01 января 2015 г. - 38,7 тыс.кв. метров (на 01 января 2014 г. - 32,1 тыс.кв.м, на 01 января 2013 г. -26,5 тыс. кв.м). Обеспеченность населения торговыми площадями на начало 2015 г. в расчете на 1 тыс. жителей города составляла 1,13 тыс. кв. м, что в 4 раза выше норматива по СНиП 2.07.01-89.

В сегменте розничной торговли города все большее развитие получает сетевая торговля, создаются крупные продовольственные магазины, супермаркеты, осуществляющие продажу товаров методом самообслуживания с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания обусловило рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках. В настоящее время в городе работает 7 торговых ритейлерских сетей федерального и регионального уровня (Магнит, Пятерочка, Монетка, Виват, Лион, Норман, Красное и Белое). Оборот розничной торговли за 2014 год составил 6623,01 млн. рублей (за 2013 г. -5935,6 млн. руб., за 2012 г. -5383,7 млн. руб.).

Общественное питание представляет собой важную отрасль услуг в сфере обслуживания населения и включает в себя производство, реализацию и организацию потребления кулинарной продукции.

Среди дополнительных услуг предприятий общественного питания развиваются доставка блюд по заказу потребителей.

По состоянию на 1 января 2015 г. услуги общественного питания в городе предоставляли 33 предприятия на 1,9 тыс. посадочных мест, что осталось на уровне предыдущего года.

Уровень обеспеченности жителей города посадочными местами предприятий общественного питания общедоступной сети превышает норматив в 1,4 раза (согласно СНиП 2.07.01-89).

Большую социальную нагрузку несет бытовое обслуживание населения. Это деятельность бытовых служб по оказанию ремонтных и профилактических услуг, выполнению работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, работ, связанных с формированием индивидуального образа человека. Эта отрасль обеспечивает сокращение затрат времени населения на удовлетворение бытовых нужд в домашних условиях и, как следствие, способствует увеличению свободного времени на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.п. В формировании рыночной экономики города сфера бытовых услуг занимает особое место.

В городе наибольшее развитие получили услуги парикмахерских, по ремонту обуви, по ремонту и пошиву одежды, фотоуслуги, ритуальные услуги, изготовление мебели, услуги такси, гостиничные услуги, химчистки, прачечной.

Анализ обеспеченности населения услугами показал, что недостаточно развиты медицинские услуги такие, как:диагностика ивыявление на ранних периодах заболеваний, услуги по ремонту автомашин, придорожного сервиса, для которого имеются свободные площадки, где можно разместить гостиницу, кафе, магазин, станцию техобслуживания, автостоянку, автомойку, автозаправочную станцию.

На территории не развиты услуги по переработке твердых бытовых отходов, услуги по электромонтажу, услуги по проектированию, услуги малоэтажного спецтранспорта для частного заказа, дизайнерские работы, организации помощи домохозяйкам (сантехники, слесари), няня по вызову, цеха по забою скота. Существует потребность в строительстве овощехранилища с объемом 5 тонн.

Проблемными остаются вопросы учета через статистические органы объемов бытовых услуг, оказываемых предпринимателями без образования юридического лица. Сохраняется "теневой" бизнес услуг, так как услуги продолжают оказывать на дому незарегистрированными предпринимателями.

Проблемы малого и среднего предпринимательства обсуждаются на всех политических и экономических площадках страны, затронуты в послании Президента России Федеральному Собранию.

По сей день в этой сфере актуальными остаются следующие проблемы:

- ликвидация «навязчивого надзора и контроля»; налоговые и надзорные каникулы;

- отсутствие стабильности в законодательной базе по отношению к налогам;

- жесткие условия кредитования, недостаточный уровень финансирования, отсюда слабое привлечение инвестиций в сектор малого и среднего предпринимательства;

- неразвитость системы социальных гарантий и социального обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Администрацией городского поселения при разработке плана мероприятий по стабилизации экономики поселения были предусмотрены определенные шаги, это:

- информирование малого и среднего бизнеса о сформированных и выставленных на торги земельных участках на территории поселения;

- информирование субъектов предпринимательства о проводимых закупках для нужд Чернушинского городского поселения;

- снижение финансовой нагрузки на бизнес путем урегулирования уплаты шрафов, пеней, предоставления земельных участков под расширение бизнеса (администрацией были предоставлены земельные участки под складские помещения обратившимся предпринимателям).

Но реализация данных планов не всегда находится в плоскости полномочий администрации городского поселения. Отсюда можно сделать вывод, что поддержка малого и среднего бизнеса в большей степени зависит от решения вопросов в сфере налогового законодательства, надзорных органов.

Доля экономически активного населения, способного производить товары и услуги, на территории Чернушинского городского поселения составляет 62 %. На оставшуюся часть экономически неактивного населения(детей и неработающих пенсионеров) приходится 38 %. То есть в границах Чернушинского городского поселения на одного экономически неактивного человека приходится 1,6 человека, способного осуществлять трудовую деятельность.

Возрастная структура населения представлена тремя группами:

Возрастная группа Структура численности населения за 2014 г., %
город
Доля населения моложе трудоспособного возраста 19%
Доля населения в трудоспособном возрасте 62%
Доля населения старше трудоспособного возраста 19%

В основном жители Чернушинского городского поселения заняты трудом в таких сферах экономики,как: нефтедобывающая промышленность и структуры ее обслуживания, строительство, оптово-розничная торговля, общественное питание, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, производство цельномолочной, хлебобулочной и кондитерской продукции, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, обработка древесины, страхование и другие сферы услуг. Достаточно развита сфера малого бизнеса, индивидуального предпринимательства.

По состоянию на 01 января 2016 г. ситуация на рынке труда города имеет относительно стабильный характер. Показатели регистрируемой безработицы на 1 января 2016 года:

- численность безработных, состоящих на учете – 282 человека;

- уровень регистрируемой безработицы – 1,4% к численности экономически активного населения(на 1 января 2015 года – 0,9%).

Потребность в работниках на 1 января 2015 года зарегистрирована на уровне 156 рабочих мест. Большинствовакансий- в сфере строительства и торговли. Основныепричинынетрудоустройства населения на предложенные рабочие места – это несоответствие профильного образования и заявленная зарплата ниже прожиточного минимума.

Конкурентные преимущества/возможности Основные угрозы/недостатки  
1. Выгодное транспортное расположение на пересечении транспортных коридоров. 2. Благоприятная экологическая обстановка. 3. Наличие инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса. 4. Платежеспособный спрос населения как потенциал для развития потребительского рынка. 5.Активное развитие современных форм торговли. 6. Развитие розничных торговых сетей (федеральных, региональных и городских), способствующих повышению конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности. 6.Наличие свободных земельных участков для привлечения инвесторов и частных застройщиков.   1.Неустойчивость экономического развития, зависимость от конъюнктуры внешних рынков, высокая зависимость экономики района от нефтедобывающей отрасли. 2.Отток трудоспособного населения, квалифицированных кадров, что приводит к недостаточному уровню профессиональной подготовки персонала. 3.Высокая стоимость ресурсов для создания и ведения бизнеса. 4.Высокий уровень износа основных средств хозяйствующих субъектов. 5.Неравномерно развитые потребительские услуги. 6. Ограниченность реального доступа к банковским кредитным ресурсам из-за отсутствия должного залогового обеспечения, высокой стоимости кредита, сложной процедуры оформления кредита, отсутствия кредитных историй.
Ключевые задачи функционально-целевого направления «Экономическое развитие»: 1.Обеспечение координации программ развития города и предприятий для содействия предприятиям города в получении ресурсов на модернизацию и развитие. 2. Подготовка инвестиционных площадок путем формирования земельных ресурсов с коммунальной инфраструктуройдля существующих и новых предприятий города. 3.Подготовка площадок для транспорто-логистических центров с учетом строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, использование логистики пассажирских перевозок 4.Решение кадровых вопросов предприятий и снижение миграционного оттока путем создания для привлечения высших учебных заведений и расширения существующей базы профессионального образования в городе. 5.При условии открытиятранспортно-логистического центра и осуществления логистики пассажирских перевозок - выделение земельного участка с коммунальной инфраструктурой для создания студенческого городка. 6. Ежегодный анализ сегментов рынка, позволяющий рекомендовать предпринимательству свободные ниши, неконкурентные сферы.

Муниципальное имущество

На 01 января 2015 года балансовая стоимость муниципального имущества Чернушинского городского поселения по итогам проведенной инвентаризации составила 593 161,4 тыс. руб., в том числе стоимость имущества муниципальной казны – 330 301,8 тыс. руб.

Для осуществления своих полномочий Чернушинское городское поселениесоздает и реорганизует предприятия, учреждения и организации, осуществляет контроль за эффективностью использования закрепленного за ними муниципального имущества.

Процесс формирования, структура и состав муниципальной собственности во многом зависят от решения вопросов разграничения полномочий, а, следовательно, и собственностимежду муниципальными образованиями. Это отражает и динамика изменения стоимости муниципального имущества, закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, и имущества муниципальной казны.

Использование муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, является, с одной стороны, одним из источников поступления денежных средств в бюджет, а с другой стороны, необходимым условием осуществлениясвоих полномочий органамиместного самоуправления.

Конкурентные преимущества/возможности Основные угрозы/недостатки
1. Наращивание муниципального имущества путем вовлечения в гражданско-правовой оборот бесхозяйного имущества. 2. Наличие нормативно-правовой базы для реализации проектов муниципально-частного партнерства. 3. Возможность постановки на кадастровый учет и проведения государственной регистрации объектов недвижимого имущества в электронном виде. 4. Переход на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. 5. Переход на проведение электронных аукционов по реализации имущества 1. Существенные затраты при оформлении технических документов на объекты недвижимого имущества. 2. Недостаточная развитость муниципально-частного партнерства. 3. Необъективная оценка кадастровой стоимости по объектам недвижимости.
Ключевые задачи функционально-целевого направления «Муниципальное имущество»: 1. Управление муниципальными предприятиями: 1.1.Повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий путем разработки программ развития коммунальной инфраструктуры, применения новых технологий стратегии с учетом развития города. 2. Управление муниципальной казной: 2.1.Введение системного учета результатов инвентаризации. 2.2.Активизация регистрации прав на незарегистрированные объекты муниципальной собственности. 2.3.Проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление фактов неэффективного использования муниципального имущества казны.

Наши рекомендации