Тема № 2Состав слова. Приставки. Орфограммы приставок.
Цель урока: совершенствовать знания учащихся о правописании групп приставок (с-, на з-\с-, при-\пре- и т.д.).
Задачи урока:
Образовательные
-обобщение и систематизация знаний о правописании приставок;
-совершенствование умений формулировать правило на основе нескольких высказываний, группировать слова по заданному основанию, определять орфограммы в слове;
-развитие кругозора;
-обогащение словарного запаса.
Развивающие
-Комплексное развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи)
Воспитательные
-Приобщение учащихся к обсуждению предложенных высказываний, выбору правильных ответов и обоснованию сделанного выбора
-Формирование у учащихся способности учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения, а также осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
Формируемые универсальные учебные действия:
1. Личностные: осознавать важность изучаемого раздела
2. Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять учебную цель.
3. Познавательные: анализировать совместно с учителем информацию для получения необходимого результата
4. Коммуникативные: развивать устную речь путём создания речевой ситуации, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование: презентация, IQ-конструктор «Проверяйка», учебник
Ход урока
Этапы урока/время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания | Формируемые УУД |
I. Оргмомент 1-2 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Познакомимся и проверим присутствующих Список класса передо мной. Проверяю присутствующих | Приветствуют учителя | Знакомство с классом. | Коммуникативные: сотрудничество с учителям |
II. Актуализация знаний 2-3 мин | Включаю презентацию с наборами букв: пр..х..д в..с..д р..зб..г Ребята, посмотрите на экран. Можно ли прочитать эти слова? Почему? Что нужно изменить, чтобы у слов появился смысл? Смотрим первую строчку. В каких местах пропущены недостающие буквы? Какие буквы вы бы вставили, чтобы получилось целое слово? Какое теперь получилось слово? Верно! Смотрим вторую строчку. Как называются части слова, в которых пропущены буквы? Какие буквы нужно добавить, чтобы получилось полное слово? Какое у нас получилось слово? Читаем последнюю строчку. Как называются части слова, в которых пропущены буквы? Какие буквы нужно добавить, чтобы получилось полное слово? Какое у нас получилось слово? Вспомним теперь то, что проходили ранее. Что такое корень слова? Какая часть слова называется приставкой? | Ответ: нет Ответ: нужно вставить пропущенные гласные буквы Ответ: в приставке, корне Ответ: -и, о Ответ: приход Ответ: корень, приставка Ответ: две буквы о Ответ: восход Ответ: приставка, корень Ответ: а, е Ответ: разбег Ответ: корень слова – общая часть родственных слов Ответ: приставка – изменяемая часть слова, которая находится перед корнем | Использование презентации PowerPoint | Познавательные коммуникативные |
III. Определение темы и цели урока | В словах перепутались буквы. Попробуйте расшифровать слова. Что такое орфограмма? Какую тему мы будем проходить сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать цель нашего урока. | Ответ: орфограммы приставок Ответ: орфограмма – это проверяемая часть слова Ответ: Сегодня мы будем проходить орфограммы приставок Цель урока – научиться определять орфограммы в приставках | В презентации над словами появляется запись: Офргормамы сокпристав В презентации появляется тема «Орфограммы приставок» | личностные |
IV. «Открытие» детьми новых знаний | Откройте ваши тетради. Запишите сегодняшнее число. На следующей слова классная работа. Ниже тему урока «Орфограммы приставок». Ниже запишите слова, которые видите на доске. Подчеркните орфограммы в этих словах. Выделите в них приставки (Даю классу время 1-2 минуты) Проверяем. Какие орфограммы вы подчеркнули в слове «приход»? Какую приставку выделили в этом слове? Проверяем второе слово. Восход. Какие орфограммы подчеркнули в этом слове? Какую приставку выделили? Проверяем второе слово. Разбег. Какие орфограммы подчеркнули в этом слове? Какую приставку выделили? | Ответ: и, о Ответ: в этом слове приставка «при» Ответ: о Ответ: приставку «вос» | Применение фронтального опроса | Познавательные, коммуникативные, регулятивные |
V. Формирование первичных умений А) Рубрика «Вспомни..» страница 54 | Откройте учебники на странице 54. Найдите рубрику «Вспомни..» Прочитайте ответы Жени, Кости, Маши.. А теперь подумайте: согласны ли вы с ребятами? Почему? Чтобы вы добавили? | Варианты ответов детей | Вызываю желающего ученика для чтения рубрики «Вспомни… | Познавательные коммуникативные |
VI. Формирование первичных умений А) Работа с рубрикой «Вспомни…» | Теперь обратимся к нашей рубрике и подумаем на какие группы можно разделить эти приставки? | 1 группа – приставки, которые всегда пишутся одинаково: за-, на-, над-, о-, об-, от-, пере, по-, (па- только под ударением паводок, пасынок), под-, пред-, про- кроме прадедушка, прабабушка), в-, во-, вы-, до-, с-, у- и другие. 2 группа – написание приставок зависит от того, с какого звука начинается корень слова: без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, через-/черес-. 3 группа – приставки, правописание которых зависит от смысла: пре- и при-. | Познавательные Коммуникатиные Личностные | |
Б) Страница 55. Упр. 1 | Рассмотрим упражнение №1 на странице 55. Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Можно ли сразу определить какие слова окажутся в третьей группе? Каким образом? Запишем в тетрадях упражнение №1 Разделите свободную часть листа на три столбика. В одном столбике напишите 1-я группа приставок, во втором – 2-я группа, в третьем – 3-я группа. Теперь самостоятельно распределите слова по столбикам. Кто уже сделал, поставьте руку на локоть. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли он выполнил задание. (Коллективная проверка. Выявление допущенных ошибок при взаимопроверке) | Ответ: Да, корни –пис- и –полез-, т.к. они начинаются с глухого согласного | Формы работы: индивидуальная, в парах | Познавательные коммуникативные |
Физкультминутка | Перед вами необычный конструктор. Попробуйте на этом конструкторе составить слова с приставками: с, раз-, рас-, пре- Какие слова получились? Запишите составленные слова в тетрадь. Попробуйте подобрать к ним родственные слова. (Проверяю) | Ответы детей Дети подбирают родственные слова | Вызываю желающих работать с конструктором | Коммуникативные |
Лексическая пауза | Прочитайте пословицу, которую вы видите на экране. Как вы понимаете слово «безрыбий»? В каких случаях мы используем эту пословицу? | Дети читают: на безрыбий рак рыба | На экране появляется пословица: «На безрыбий рак рыба» | Коммуникативные: речевые навыки |
VII. Работа по теме урока Упр.3 стр. 55 | Обратите внимание на упр.3на странице 55учебника. Что от вас требуется? Выполним это упражнение в парах | Учащиеся читают предложения, слова в скобках заменяют родственными словами с необходимыми приставками и записывают их в тетрадь, графически объясняют написание приставок. (Слова, записанные в тетради: разглядывал, прочитал, пробиралась, достала, припрятанные, съела, нашел, отбежала, оставила, сделала, подумать, запомнила.) | Форма работы: парная | Коммуникативные Познавательные |
VIII. Самостоятельная работа Упр. 4. Стр. 56 | Открываем страницу 56. Находим упражнение 4. Прочитайте задание. Что требует автор? Это задание мы выполняем самостоятельно. Даю вам три минуты на выполнение. Кто сделал, поднимите руку на локоть. Проверяем. | Ответ: распредели слова по столбикам. | Форма работы: индивидуальная Форма проверки: коллективная | Коммуникативные |
IX. Подведение итогов урока | Наш урок подходит к концу. Подведём его итоги. Какую тему мы проходили сегодня на уроке? Какую цель перед собой ставили? Как можно проверить орфограммы в приставках? | Подводят итоги урока | Форма работы: рефлексия | Коммуникативные Регулятивные |
X. Домашнее задание | Откройте ваши дневники. Запишите домашнее задание. Упражнение № 2 страница 55, Упражнение №5 страница 57. (Если остаётся время разбираем, что надо выполнить в домашних заданиях) Теперь встаньте все! Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. На этом урок окончен. Спасибо за активную работу! Отдыхайте! | Записывают домашнее задание | Д/з отображено на экране | Регулятивные |