Сенсомоторный уровень развития речи.
Количество детей | Фонематическое восприятие | Артикуляционная моторика | Звукопроизношение | Сформированность звуко слоговой структуры |
2,5 1,75 1,25 1,25 | 2,5 2,5 2,5 | 3,5 3,5 2,25 2,5 | 3,25 3,25 1,25 1,25 1,25 1,25 | |
Общее количество баллов | 17,75 | 24,5 | 22,75 | 16,5 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что у испытуемых недостаточно сформированы фонематическое восприятие и слоговая структура.
Грамматический строй речи
Количество детей | Повторение предложений | Верификация предложений | Составление предложений из слов |
3,5 3,5 2,75 2,75 2,25 | 3,5 3,25 | 3,5 3,5 2,95 | |
2,25 | 2,25 2,25 | ||
Общее количество баллов | 23,75 | 20,45 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых недостаточно сформировано умения составлять предложения из слов.
Связность речи
Количество детей | Смысловая целостность | Лексико-грамматическое оформление | Самостоятельность выполнения | Баллы по критериям | |
Данные исследования свидетельствуют о наличии серьёзных затруднений у учащихся в лексико-грамматическом оформлении высказывания, нарушении смысловой целостности высказывания. Оценка производилась по 30 балльной шкале. Ни один из испытуемых не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи учащихся.
По итогам диагностики была проведена беседа с учителем, направленная на выявление причин выявленных затруднений у испытуемых учеников. Оказалось, что в обследуемой группе учатся дети вынужденных переселенцев из Армении (Назарян М.), Азербайджана (Ким М.), Таджикистана (Нясибуллин И.), Польши (Фельдман Е.), Восточной Украины (Коваленко П., Крещенко А., Чернокондратенко А.). Со слов учителя, на речевые особенности данных испытуемых находятся под влиянием родного языка, у данной категории учащихся наблюдается языковой барьер, так как учащиеся недавно были переведены в 4 «Г» класс школы 507. Это объясняет низкие результаты учащихся категории «дети мигрантов» по методике Т.А. Фотековой.
Выводы:
1. Выявлены проблемные учащиеся категории «дети мигрантов».
2. Определены недостатки в наблюдаемых уроках учителя, которые являются следствием сниженной мотивации у детей мигрантов к урокам русского языка.
3. Составлена характеристика устной речи учащегося поликультурной начальной школы.
2.3. Систематизация результатов формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента
Формирующий этап исследования был проведён с 12 по 17 октября 2017 года в классе 4 «Г» ГБОУ СОШ № 507
Цель: выявить уровень речевого развития младших школьников категории «дети мигрантов»
Задачи:
-проведение первичной диагностики устной речи младших школьников
-выявление детей мигрантов, испытывающих трудности в общении на русском языке
-анализ и систематизация результатов первичной диагностики для написания программы опытного обучения.
Применяемые методы:
-эмпирические, выполнение формирующих заданий, направленных на формирование речевых умений детей мигрантов, проходящих обучение в 4-м классе;
-социологические, подразумевающие выполнение учащимися срезовых заданий.
Вид проводимого исследования – экспериментальный.
В соответствии с пожеланиями учителя была апробирована программа комплексного совершенствования устной речи учащихся в условиях возрастающей миграции на территории РФ. По итогам констатирующего этапа исследования программа была расширена и адаптирована для учащихся 4-х классов, так как её предыдущий вариант был ориентирован на третьеклассников. (Примеры некоторых уроков, реализованных по программе за 3-й, 4-й класс – приложения №3, №4)
На основании результатов первичного тестирования учащихся, а также рекомендаций классного руководителя 4 «Г» класса была составлена и проведена программа комплексного совершенствования устной речи учащихся в условиях возрастающей миграции на территории РФ. Ввиду того, что ранее программа уже была апробирована в третьем классе, её содержание было расширено и адаптировано к работе в 4-м классе.
Цель программы – провести комплексную коррекцию устно-речевых умений младших школьников категории «дети мигранты».
Задачи программы:
Образовательные задачи
-Совершенствование интонационных умений учащихся (усиление работы над основным тоном высказывания, работа над средствами выразительности устной речи: громкость, темп, жест, мимика, развивать умения правильно использовать средства интонационной выразительности в устной речи).
-Совершенствование лексической стороны устной речи учащихся (включает работу с пословицами, значением слов в тексте, работу со словарём).
-Совершенствование синтаксической стороны устной речи (предполагает работу с предложениями по цели высказывания, разбор предложений по членам, синтаксический разбор предложений).
Коррекционные задачи
-Проведении коррекционной работы по преодолению психологических недостатков, учащихся в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости).
-Комплексном совершенствование всех психических процессов, в том числе устной речи.
-Создании необходимых условий для формирования лидерских качеств учащегося, повышении уровня самостоятельности, совершенствованию мотивационной стороны деятельности учащегося, раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей учащегося.
-Формирование у детей мигрантов культурной личности носителя русского языка.
Функции программы:
-нормативная функция – фиксирует нагрузку ребенка, закрепляет порядок освоения индивидуальной программы и выбора образовательного маршрута;
-информационная функция – содержит информацию о совокупности познавательной и образовательной деятельности ребенка за определенный временной промежуток;
-мотивационная функция – определяет цели, ценности и результаты образовательно познавательной деятельности ребенка;
-организационная функция – определяет виды познавательной деятельности ребенка, формы взаимодействия, формы оценивания достижений, поэтапное достижение цели обучения и воспитания;
-функция самоопределения – позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.