Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации процесса развития устной речи учащихся поликультурной начальной школы
С целью определения возможностей учебно-методических комплексов (УМК) для проведения работы по совершенствованию речевых навыков школьников был проведён соответствующий анализ.
Представленперечень учебно-методических комплексов, которые подверглись анализу: «Русский язык» системы «Ритм» (автор Т.Г. Рамзаева); «Русский язык» системы «Школа России» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.); «Русский язык» (Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева).
Анализ был направлен на решение следующих задач:
1) выявление установок программы в отношении работы по развитиюустно-речевых умений учащихся;
2) обнаружение в учебниках заданий для совершенствования интонационной выразительности речи младших школьников;
3) обобщение данных (указание достоинств и недостатков каждого УМК вобласти совершенствования речевых умений младших школьников).
Результаты анализа учебно-методических комплексов по русскому языку.
«Русский язык» системы «РИТМ» (автор Т.Г. Рамзаева)
Изучение программы показало, что она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Особый интерес вызвали установки программы на развитие речи младших школьников. В пояснительной записке программы отмечается, что содержание предмета «Русский язык» направлено на формирование:
- речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, интуиции и «чувства языка»;
- умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Значимое место в программе отводится темам, изучение которых позволяет уделять внимание устной речи. Представлен перечень таких тем: в 1-м классе «Слово. Предложение. Текст», «Слово и слог»; во 2-м классе «Текст и предложение в нашей речи», «Слово и предложение – единицы речи», «Речь в жизни человека», «Речь устная и письменная», «Выделение предложений в устной и письменной речи»; в 3-м классе «Предложение», «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения», «Восклицательные и невосклицательные предложения»; в 4-м классе «Предложение».
Анализ учебников «Русский язык» системы «РИТМ»выявил, что они содержат, во-первых, теоретический материалв области устной речи, во-вторых, – специальные задания, позволяющие формировать устную речь учащихся поликультурной начальной школы.
Содержание теоретического материала направленно на развитие устной речи учащихся, по классам. Так, в первом классе дети узнают, что «Текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу» (1 класс, с. 8). Во втором классе учащиеся узнают: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. В устной речи предложения разделяются паузой» (с. 15). В третьем классе учащиеся узнают, что «Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу общей темой. Текст можно озаглавить» (с.8). В четвёртом классе учащиеся узнают, что «По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные» (с. 4).
Представленный перечень свидетельствует о том, что работа по становлениюустной речи происходит в рамках тем, посвящённых предложению и тексту.
Полная информация о теоретическом материале представлена в приложении №1.
Приводится перечень и примеры заданий, направленных на формирование речевых умений.
1.Умение устанавливать смысловую связь между словами в предложении.
Пример задания: «Установи связь между словами по смыслу. Составь предложение. Напиши. Проверь по учебнику» (1 класс, №11, стр. 9).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в учебниках 1-4 классов составляет 31. Это количество распределено автором следующим образом: в 1-м классе – 10 заданий; во 2-м классе – 6 заданий; в 3-м классе – 8 заданий; в 4-м классе – 7 заданий. По нашему мнению, такое количество заданий недостаточно, чтобы обеспечить формирование умения устанавливать связь между словами по смыслу.
2.Умение использовать знаки препинания при интонационном оформлении синтаксической конструкции в устной речи
Примерызаданий на формирование устной речи по классам.
Так, в 1-м классе при изучении темы: «Слово. Предложение. Текст». Учащимся предлагается выполнить такое задание: «Прочитай текст. Сколько предложений в тексте? Какие знаки препинания стоят в конце предложений? О ком или о чём говорится в каждом предложении? Выпиши выделенные слова. Запиши вопросительное предложение» (1 класс, №13 стр. 10).
Во 2-м классе – при изучении темы «Речь» учащимся предлагается прочитать, рассказать следующее правило: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится либо точка, либо вопросительный, либо восклицательный знак. В устной речи предложения разделяются паузой» (2 класс, 1-я часть, №25, с. 15).
В 3-м классе, при изучении темы «Восклицательные и невосклицательные предложения»,учащимся предлагаются следующие задания:
а) «Прочитай. Что значит слово поучительны? Замени его синонимом. Какие знаки препинания стоят в конце предложений? От чего это зависит? Спиши текст. Проверь» (3 класс, 1-я часть, №82, стр. 39)
б) «Из слов каждой строчки выбери два слова, близких по смыслу (синонимы). Напиши. С двумя словами, близкими по смыслу напиши предложения. Какие это предложения по интонации? Какой знак нужно поставить в конце предложения? Напиши предложения. Проверь» (3 класс, 1-я часть, № 91, с. 43);
В 4-м классе – на этапе повторения пройденного при изучении темы: «Слово. Предложение. Текст». Так, на этом этапе авторы предлагают учащимся выполнить следующее задание: «Прочитай. Определи, какие предложения по цели высказывания есть в тексте. Спиши. Почему так называются предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные?» (4 класс, 1-я часть, №5 с. 5).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в учебниках 1-4 классов составляет 27. Это количество распределено автором следующим образом: в 1-м классе – 5 заданий, во 2-м классе – 5 заданий, в 3-м классе – 14 заданий, в 4 классе – 3 задания.
Однако, данного количества заданий недостаточно, чтобы обеспечить формирование умения использовать знаки препинания при воссоздании написанного предложения в устной речи.
3.Умение определять предложения по цели высказывания и интонации.
Пример задания: «Прочитай. Найди предложение, которое содержит вопрос. Такие предложения называются вопросительными. Найди предложения, которые что-то сообщают (повествуют). Они называются повествовательными. Спиши из текста вопрос и ответ на него» (3 класс, 1-я часть, №75, стр. 35).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в учебниках 1-4 классов составляет 18. Это количество распределено автором следующим образом: 1-й класс – 1 задание, 2-й класс – 4 задания, 3-й класс – 10 заданий, 4-й класс – 3 задания. Указанное количество заданий не может обеспечить формирование умения чётко и бегло читать текст.
4.Умение выразительно читать текст.
Пример задания: «Прочитай. Сравни как произносятся выделенные слова. В каких строчках они созвучны? Спиши. Проверь. Обозначь ударение» (2 кл 1-я часть, № 13 стр.8).
Оказалось, что общее количество подобных заданий в учебниках 1-4 классов составляет 3. Это количество распределено автором следующим образом: 1-й класс – 1 задание, 2-й класс – 2 задания. В остальных же классах подобные задания автором не предусматриваются.
Подобное количество заданий не может обеспечить формирования умения выразительно читать текст.
Обобщённая информация о количестве заданий, направленных на развитие интонационных умений младших школьников в УМК «РИТМ», представлена в диаграмме 1.
Рисунок 1
Общее количество всех заданий, содержащихся в УМК «Ритм» (1-4 класс в 2-х частях) – 2019 (100 %). Лишь 79 заданий (3, 9 %) направлены на формирование интонационных умений. В том числе:
a) количество заданий, направленных на формирование умения устанавливать связь между словами в предложении – 31, что составляет 1,5 % от общего количества заданий, направленных на формирование интонационных умений;
b) количество заданий, направленных на формирование умений различать и правильно использовать знаки препинания в устной и письменной речи – 27, что составляет 1,3 % от общего количества заданий направленных на формирование интонационных умений;
c) количество заданий, направленных на формирование умения различать предложения по цели высказывания и интонации – 18 заданий, что составляет 0,8 % от общего количества заданий во всех классах, направленных на формирование интонационных умений;
d) количество заданий во всех классах, направленных на формирование выразительно читать текст – 3, что составляет 0, 1% от общего количества заданий во всех классах, направленных на формирование интонационных умений.
По завершении анализа УМК «Ритм» (автор – Т.Г. Рамзаева), был сделанвывод: учебники содержат специальные задания, направленные на формирование речи учащихся. Общее количество таких заданий 79 (3, 9 % от всего количества упражнений). По нашему мнению, такое количество заданий не может обеспечить совершенствование устной речи учащихся поликультурной начальной школы.