Взаимовлияние лектора и аудитории.
Оно возникает не одновременно с установлением зрительного контакта, т.е. в тот момент, когда лектор предстал перед слушателями и сам воочию увидел их, а уже с того момента, когда он начал обдумывать свою лекцию, мысленно представляя себе будущую аудиторию, свое воздействие на нее и ее возможную ответную реакцию.
На этом исходном этапе лектору особенно важно знать систему интересов, ценностных ориентаций, установок его будущей аудитории. Только учитывая их, можно наилучшим образом подготовить и провести лекцию, достигая поставленную перед собой цель и тем самым обеспечивая наибольшую действенность выступления.
Аудитория может быть однородна и неоднородна по различным параметрам: социально-профессиональному составу (учащиеся школ, учителя, врачи, рабочие), культурно-образовательному уровню (начальное, среднее, высшее образование), возрасту, полу, национальности и т.д. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление. Тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория — молодежная. У молодых людей «с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой — крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи» [62, с. 141]. Выступая перед взрослой аудиторией, оратор должен во главу угла ставить логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.
Оратору следует учитывать мотивы, которые привели слушателей на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-либо новую информацию, иногда посещают публичные выступления по обязанности, по приглашению; реже — с целью доставить себе эстетическое удовольствие. Более эффективной речь оратора будет перед аудиторией, объединенной интеллектуальными интересами.
Количественный состав слушателей определенным образом влияет на содержание речи оратора и форму преподнесения материала. Практика показывает, что выступающему легче управлять малочисленной аудиторией, но в этом случае он должен быть весьма компетентным в проблеме, о которой идет речь, и говорить свободно, не смотря в написанный текст. Для создания атмосферы непринужденности в такой аудитории легче выступать не с трибуны, а за столом. Если слушателей много и зал большой, оратор обычно выступает с трибуны, что позволяет видеть всех, чувствовать реакцию слушателей, и пользуется микрофоном. Для работы с микрофоном оратору нужны навыки, иначе микрофон будет «сковывать» выступающего. Перед большой аудиторией при выступлении с трибуны допустимо «чтение с листа».
Читать или говорить?Вопрос о том, следует ли читать текст или выступать устно, в истории ораторского искусства решался неоднозначно. Читать текст принято в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать, если оратор плохо себя чувствует, если материал весьма объемный и новый для выступающего. Устная живая речь, которую оратор произносит «не по бумаге», во время которой смотрит на слушателей и наблюдает за их реакцией, производит более сильное впечатление на аудиторию и способствует успешному достижению воздействующей цели ораторского выступления. Искусство «живой речи», свободного, подчас импровизированного, выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы оратора над своим мастерством.
Особенность устного выступления — возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникающими в ходе выступления или просто «полетом мысли» оратора.
Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления.
От того, сможет ли оратор с самого начала выступления установить контакт с аудиторией и затем поддерживать его, зависит успех речи. Помешать установлению контакта может возникновение барьеров восприятия. Чтобы не возник «барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку» [3, с. 93]. Если оратора некому представить, следует начать выступление с саморекламы, но без хвастовства. Важно продумать свой имидж: внешний вид, манеры поведения, интонация должны импонировать аудитории.