Плавание как способ развития координационных способностей у детей, имеющих нарушения двигательной сферы
Флерко Анастасия Сергеевна,
студент, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д.26; e-mail: n-flerko2mail.ru
Ключевые слова: плавание; ограниченные физические возможности; координационные способности; реабилитация; коррекция движений.
Аннотация. В статье рассмотрен такой вид физической активности для детей с ОВЗ как плавание. Выделены основные положительные моменты занятий плаванием и преимущества данного вида спорта.
SWIMMING AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES FOR CHILDREN WITHIMPAIREDMOTORACTIVITY.
Flerko Anastasia Sergeevna,
Student, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Key words: swimming, limited physical possibilities, coordination abilities, rehabilitation, correction of movements.
Abstract.This article considers this kind of physical activity for children with HIA as swimming. The main positive moments of swimming and the advantages of this sport are singled out.
Плавание – один из самых динамичных и доступных видов спорта. Во время тренировки работают все части тела, задействованы все группы мышц, включая мышцы головы, которая находится в нейтральном устойчивом положении. Плавание требует сочетания физической силы и технической подготовки. Тренировки в водной среде для ребенка с ограниченными физическими возможностями даются легче, чем на суше, так как в воде снижается давление на позвоночник и суставы. Поскольку вода не является естественной для человека средой, технические аспекты движений в воде приобретают особое значение. Все движения во время плавания выполняются в непривычных для ребенка условиях – в безопорном, горизонтальном положении. Чтобы держаться на воде, ребенок должен научиться расслабляться и позволять воде поддерживать его тело, которое имеет естественную плавучесть. В плавании важно научиться взаимодействовать с водой. Чтобы удержаться на поверхности воды надо выполнять специфические, присущие только для плавания движения. Приспособление к выполнению сложных физических действий в этих осложненных условиях требует от ребенка максимального проявления физических сил и координации. Все это обеспечивает более разностороннее и быстрое развитие необходимых качеств, чем при занятиях физическими упражнениями исключительно на суше. Именно поэтому в обязательном порядке программа реабилитационной работы для детей, имеющих нарушения двигательной сферы, должна в себя включать помимо лечебной физической культуры занятия плаванием.
При занятиях плаванием улучшается легочная вентиляция, происходит закаливание организма ребенка, укрепляется опорно-двигательный аппарат, стимулируется кровообращение, улучшается координации движений, двигательные способности расширяются. В плавании координационным способностям отводится значительная роль, ведь решение конкретной двигательной задачи зависит от способности организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое [3].
Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. Оптимальным же возрастом для развития координационных способностей является возраст 8-13 лет. На данном этапе работа по развитию координационных способностей сводится к многократному повторению одних и тех же упражнений, то есть за счет автоматизации движений. Специальные исследования В. М. Платонова выделяют следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей [4]:
- оценивать и регулировать динамические и пространственно-временные параметры движений;
- сохранять устойчивое равновесие (статическое и динамическое);
- чувствовать и усваивать ритм;
- произвольно расслаблять мышцы;
- согласовывать движения в двигательные действия.
Все эти способности проявляются во взаимодействии. При этом в определенных ситуациях отдельные способности играют ведущую роль, другие – вспомогательную [4].
Известно, что координационные способности проявляют себя в выборе тех двигательных действий, которыми овладел ребенок и реализуются посредством сознательной коррекции. При этом, чем большим объемом двигательных умений владеет ребенок, тем более эффективно он решает поставленные двигательные задачи, а их решение, в свою очередь, приводит к увеличению моторной памяти [2].
Для развития координационных способностей у детей с нарушениями двигательной сферы может применяться игровой метод. Разнообразные игры с мячом, водное поло, веселые старты. Так же применяются изолированные упражнения для отработки техники плавания, так как автоматизированность, точность движений приводит к их согласованности и подконтрольности. Примеры упражнений: плавание с доской, колобашкой, плавание на спине с удержанием легкого предмета на голове (игрушка, стаканчик), плавание с чередованием рук, синхронное, зеркальное плавание, кувырки в воде, задержка дыхания под водой на время.
Координация движений осуществляется посредством сенсорных коррекций, т.е. процессов непрерывного корректирования движения на основе поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств. Двигательный опыт, получаемый в водной среде задействует на порядок больше анатомических чувств. У ребенка задействуется зрение, слух, осязание, термоцепция, эквибриоцепция, проприоцепция, что способствует более быстрому развитию двигательных навыков у ребенка, чем при занятиях на суше. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости включения плавания в программу реабилитации для детей с ограниченными физическими возможностями.
Литература:
1. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн. – М.: МПСИ, 2008. – 688 с.
2. Григорян, Э. А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э. А. Григорян. - Киев, 2006. – 134 с.
3. Лях, В. И. Развитие и тренировка координационных способностей юных футболистов 11–19 лет / В. И. Лях, З. Витковски // Физиология человека. - 2010. - Т. 36. - № 1. - С. 74-82.
4. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте (Общая теория и ее практические приложения) / В. Н. Платонов. — Киев: Олимп. лит., 2004. – 543 с.