Социальная адаптация детей с овз через коммуникацию на занятиях физической культурой
Смирнова Анастасия Юрьевна,
студент, кафедра логопедии и клиники онтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет, 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: физическая активность; игровая деятельность; социализация детей с ОВЗ; особенности общения, дети с ОВЗ; инклюзивное образование.
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос социализации детей с ограниченными возможностями, как часть развития психофизического здоровья. Выделен такой фактор социализации как коммуникация во время физической деятельности. Выделены особенности общения на инклюзивных занятиях физической культурой.
SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH HIA THROUGH COMMUNICATION AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE
Smirnova Anastasia Yrievna
Student, Department of Speech Therapy and Ontogeny Clinic, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Key words: physical activity; play activity; socialization of children with HIA; the features of communication; children with HIA; inclusive education.
Abstract. The article deals with the issue of the socialization of children with disabilities as the part of the development of psychophysical health. The factor of socialization as communication during the physical activity is distinguished. The features of communication in conditions of the inclusive physical education are distinguished.
В Российской Федерации в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года планируется нивелировать социальную поляризацию за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества. Успех этой задачи зависит от многих институтов, в том числе от системы инклюзивного образования. Одна из главных целей инклюзивного образования – успешная социализация детей с нарушениями в развитии – то есть усвоение ими определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве равноправного члена общества [4]. Становится особо необходимым научить детей продуктивно взаимодействовать друг с другом, находить новые методы коммуникации, ставить цели совместной деятельности и творчески решать их.
В прошлом дети с ограниченными возможностями здоровья были изолированы от сверстников за стенами школ-интернатов, коррекционных школ, что значительно усложняло их социальную адаптацию. У многих выпускников специализированных школ были неблагоприятные прогнозы на успешную интеграцию в общество. Наихудший прогноз социальной адаптации отмечен для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1]. Так, каждый третий воспитанник детского дома – бомж, каждый пятый – преступник, каждый десятый кончает жизнь самоубийством [2]. Инклюзивное образование призвано решить эту проблему.
Для тех детей, кто не может по состоянию здоровья обучаться в инклюзивной школе, «агентом социализации» могут выступать различные спортивные секции, в которых дети с ОВЗ могут ближе контактировать с нормально развивающимися сверстниками, на важность чего неоднократно указывал один из основателей отечественной дефектологии Л. С. Выготский. Мартене Р. считает, что двигательная активность и в особенности спорт, являются самыми эффективными средствами социализации личности и ребенка, и взрослого человека.
Одной из наиболее эффективных форм физической активности для детей с ОВЗ являются подвижные игры, которые развивают образно-эмоциональное мышление, память, внимание, повышают самоотдачу, снимают умственное утомление, создают творческую атмосферу, уменьшают застенчивость, замкнутость детей-инвалидов. Грамотно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-сказки способствуют улучшению координации движений, их точности, помогают научиться сохранять равновесие, учат дифференцировать усилия, то есть стимулируют психофизиологическое развитие. При этом педагог должен индивидуально подходить к каждому ребенку, при планировании занятий учитывать моторную мобильность, сохранность интеллекта, физическую подготовленность, возраст детей, участвующих в спортивных играх, и корректировать содержание игровой деятельности. Вступая в общение со сверстниками во время спортивных игр, ребенок познает внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость побед и печаль поражений, учится самостоятельно определять свою роль в коллективе. Таким образом, игровая физическая деятельность соединяет в себе те функции, которые способствуют социализации детей с ОВЗ.
Социализация ребенка с нарушениями развития осложняется тем, что у большинства из них имеются отклонения в развитии речи. Чаще всего наблюдаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание. Занятия адаптивной физической культурой предполагают использование довольно широкого спектра видов общения, основанных на прямой и обратной связи (учитель – ученик, ученик – ученик). Общение может иметь разные формы: вербальные и невербальные, в зависимости от степени нарушения речевого развития. Например, слабослышащие и глухие дети могут общаться с помощью дактильной речи как заменителя устной, а также могут «читать с лица», что помогает им понимать собеседника и выстраивать коммуникацию.
Можно выделить следующие особенности общения на инклюзивном занятии физкультурой:
1. Если у всех детей речь развита в соответствии с возрастом, общение не представляет сложности и ребята получают необходимую информацию, используя традиционные формы общения.
2. Уникальной формой общения являются совместные действия при выполнении физических упражнений, во время которых взаимопонимание достигается без слов (парные задания, эстафеты и т.п.). Сам характер движений формирует структуру взаимоотношений: движения согласуются по точности и координации, поддержка друг друга, движение в пространстве, страховка и т.п., что представляет собой невербальное двигательное общение. Этот вид коммуникации помогает детям с ОВЗ и нормально развивающимся детям ближе узнать друг друга, научиться сравнивать и оценивать действия и поступки других и свои собственные, вместе радоваться победам и переживать поражения. Устанавливается доверие, вырабатываются внутренние установки, усваивается стиль поведения, привычка работать в команде.
3. При нарушении артикуляционной моторики занятие физкультурой является благоприятным полем деятельности для единого решения задач физического воспитания и коррекции отклонений в развитии речи путем сочетания специальных упражнений с использованием игрового материала и речитативов. Таким образом, практически реализуются межпредметные связи, следовательно, расширяются возможности общения [3].
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что активное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в занятиях физической культурой вместе с нормально развивающимися сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, улучшает познавательную деятельность, тренирует самоконтроль, формирует личность ребенка, и, следовательно, способствует лучшей социализации в обществе.
Литература:
1. Астафьев, Н. В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников / Н. В. Астафьев, А. С. Самыличев. - Сиб ГАФК,1997. – 215 с.
2. Бгажнокова, И. М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова, Н. А. Гамаюнова // Дефектология. - 1997. - №1. – С. 36 – 39.
3. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: Учебн.пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2004. – 166 с.
4. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. – М. Междунар.педагогич.академия, 1994. – 190 с.