Школы грамоты и «ученья книжного» при церквях и монастырях

Географические знания

Русские путешественники оставили описания своих путешествий («Хожения»):

новгородец Стефан (середина XIV в.) — поездка в Константинополь;

Зосима, дьяк Троице-Сергиева монастыря — Константинополь, Палестина (1429 г.)

Симеон, суздальский инок — Феррара, Флоренция (1439 г.);

Афанасий Никитин, тверской купец — «Хождение за три моря» — Персия, Ин­дия (1466-1472 гг.);

последняя четверть XVI в. — составление «Большого чертежа» — атласа Русско­го государства.

Развитие книгопечатания

Иван III приглашает Фарфоломея Готана из Любека для организации печатания

книг.

При Иване IV начинает действовать первая государственная типография:

с 1550 г. — безвыходная печать (без выходных данных);

1 апреля 1564 г.Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными).

В 1566 г. И. Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов, где работа­
ют до 1583 г. ,

Переводные сочинения:

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественник VI в.);

«Шестоднев» Иоанна (болгарский экзарх);

комментарии Галена (II в.) к сочинениям Гиппократа (в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, XV в.)

Литература

Повести и сказания

О разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, о Куликовской битве («Задонщина»), сказание о Мамаевом побоище, о нашествии Тохтомыша в 1382 г.

Летописание

Местные летописи включают списки «Повести временных лет», подчеркивая связь с Древнерусским государством и свою независимость. Московское летописание начинается с XIV в.

свод митрополита Киприана (начало XV в.), свод митрополита Фотия;

до XVI в. составлены своды Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никонов­ский;

Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) — с древ­нейших времен до Ивана IV (не позднее XV в.).

Хронографы

Хронографы XV—XVI вв. давали обзоры всемирной истории.

Житийная литература

Жития Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Стефана Пермского (XIV—XVI вв.), «Великие Четьи-Минеи» — свод составлен митрополитом Макарием

Публицистика

(слово, послание, поучение)

Тематика:

процесс объединения русских земель Москвой;

образование централизованного государства;

усложнение отношений между сословиями;

проблема взаимоотношений церкви и государства; борьба с Ордой;

падение Константинополя — 1453 г.

Элементы публицистики проникают и в летописи:

Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.);

Степенная книга (1562—1563 гг.);

Казанская история (60-е гг. XVI в.);

сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского и др. Выделяется
своим полемическим накалом переписка Ивана IV и Андрея Курбского, бежавше­го в Литву;

Летописный свод Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря;

полемика иосифлян и нестяжателей.

Повести

«Повесть о прихождении Стефана Баторияна...» — иконописец Василий;

«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» — патриарх Иов

Живопись

С 60—70-х гг. XIV в.период национального подъема (до XV—XVI вв.).

Расцвет культуры наиболее ярко проявился в иконописи, фреске. Складываются региональные художественные школы и отдельные направления:

Новгородская школа (Феофан Грек);

Московская школа (Андрей Рублев);

Строгановская школа (Прокопий Чирин, Никифор Савин).

Феофан Грек (Гречанин)

Фрески церкви Преображенья на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине,
росписи церквей в Великом Новгороде;

росписи церкви Рождества Богородицы с приделом Лазаря к ней, Москва;

росписи соборов Благовещенского, Архангельского, Москва;

роспись Благовещенского собора и его иконостас, Нижний Новгород

Андрей Рублев (ок. 1360-1370 – ок. 1430 гг)

Благовещенского собора в Кремле;

Успенского собора во Владимире;

фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастырей.
Наиболее знаменита работа — икона «Троица».

Дионисий (ок. 1440-1441 — после 1502-1503 гг.)

Росписи:

Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова монастырей;

иконостас Успенского собора Московского Кремля

Архитектура

Каменное строительство на Руси возрождается в конце XIV в.

Москва:

строятся соборы Успенский, Архангельский (в 1344 г. расписан мастерами Захарией, Иосифом, Николаем), Спаса на Бору (в 1345—1346 гг. расписывали масте­ра Гойтан, Семен, Иван);

1367 г. — построен белокаменный Кремль, позже — каменный собор Чудова мо­настыря;

• Троице-Сергиев монастырь (построены крепостные стены и башни XVI в., Троиц­
кий собор (1422-1423 гг.), Успенский собор (1559-1585 гг.)) и др.

На рубеже XV-XVI вв.:

возводятся новые стены Московского Кремля (стены Белого города, мастер Фе­дор Конь);

новые соборы в Кремле: Успенский, Архангельский, Благовещенский, колоколь­ня Ивана Великого, Грановитая палата для торжественных приемов (архитекто­
ры — Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк

Фрязин);

• начинается формирование архитектурного ансамбля Красной площади.

В XVIв.:

• церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.);

• Покровский собор (собор Василия Блаженного) — мастера Барма и Постник

Наши рекомендации