Росписи в храмах и церквях

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Биография ………………………………………………………………..5

2. Росписи в храмах и церквях…...………………………………………... 9

3. Иконопись…………………….………………………………………… 14

4. Творческая манера Феофана грека ….…………………………………15

Заключение……………………………………………………………….…16

Список использованной литературы…………………………………….. 17

Приложение………………………………………………………………....18

Введение

Средневековье это важный период в становлении и развитии многих стран мира, повлиявший на развитие искусства и духовной культуры людей, не только в Европе, но и на Руси.

В это время Русские княжества вошли в ареал, приняли новую веру - Христианство. Выбор веры, на которой остановился князь Владимир, повлиял на жизнь людей не только с политической стороны, но и на духовную ее часть. Христианство дало грандиозный фон для развития общей культуры, в помощь к которой пришла Византия и ее мастера. Благодаря, этому можно сказать, что русское искусство счастливое, ведь, в длинной истории не один раз являлись с чужой земли талантливые люди, которые творили на русской земле, иногда спасая ее. Русская земля часто переживала падения, нуждалась в поддержке. И как ни странно, в такие моменты появлялись люди, которые давали глоток новой жизни, вдохновение и открытия.
Так, мы можем говорить о Византийских мастерах, которые помогли построить первые храмы каменной постройки на Русской земле, пропитать их верой, надеждой. Интерьеры, которые они привезли с собой, были удивительны для русских людей своей неземной красотой. Интерьеры, украшенные мозайками, фресковыми росписями казались невозможными в подчинении у людей. Но со светлой душой, божьей верой и учениями византийских мастеров русское искусство стало расцветать. Образцами стали живописные иконы и миниатюры манускриптов, привезенных из Константинополя в Киев.

Одним из первых творческих спасителей России стал великий художник Феофан Грек. Он вознес целую эпоху, создав образы, которые до сих пор поражают своими характерами. Феофан Грек стал для русской живописи и иконы, больше чем хороший мастер, в его произведениях читается душа. Во многих городах появились ученики и последователи художника. Он вложил вклад в сокровищницу искусства русской земли. Тот, опыт, который привез Феофан из Византии на Русь, дал сильнейший толчок к развитию живописи и развитию каждого художника, как личности.

Русь стала ученицей гениев, и те задачи, которые они ставили перед Киевской Русью, стали достижимы при взаимодействии творца и народа.
Византия достигла своего высшего расцвета, знания, и навыки античного мира должно было идти дальше. Феофан Грек последовал этому. Его поиски привели его на Русь, где он открыл свой талант в высшей степени.

Актуальность темы обуславливается значимостью произведений Феофана Грека в истории России и современном мире. Искусство Феофана занимает важное место не только, как произведения искусства, но и как учитель. Он стал образцом будущего поколения. Его работы читаются и сейчас, не смотря на время, которое они прошли. Люди не перестают восхищаться его талантом.

Цель данной работы изучить искусство средних веков России в лице иконописца Феофана Грека.

Задачи: изучить технику Феофана Грека, рассмотреть его стилистические особенности.

Биография

Феофан Грек великий иконописец, миниатюрист и мастер монументальной живописи средних веков, который родился в Византии (по некоторым данным в Константинополе) около 1340 – 1410 годах , но по праву по сей день мастера почитают, как русского иконописца, а связующим элементом с родиной становится лишь прозвище: « Грек», напоминающий о рождении художника в Византии.

Епифаний Премудрый древнерусский писатель, живший в те времена, дает нам документальные сведения о живописце. Это частично сохранившееся послание, написанное приблизительно 1415 года, Епифанием игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу. В этом письме подтверждаются факты из биографии иконописца, которые дополняют летописные сведения. В послании он пишет, о творческой жизни художника в Москве. Он рассказывает Кириллу Тверскому, что Феофан успел расписать больше 40 церквей и храмов. Уже на родине он стал прославленным мастером, работал в городах Византийской империи и ее столице. Росписи того времени не дошли до нас, но это не заставляет сомневаться в его мастерстве т.к. количество расписанных им церквей, говорит о доверии людей к его таланту.

Некоторое время он жил Галате, где он окунулся в жизнь западного искусства и культуру жизни людей. Его инетересовала ее палаццо и церкви, наблюдал жизнь людей, которые для него были необычны, как для любого византийца, чрезмерно свободные западные нравы. Жители Византии никуда не спешили, ведя плавный образ жизни, в отличии от деловитости горожан Галаты. Многие его современники одного дела уезжали с Италии, он тоже мог эмигрировать. Но, православная вера, оказалась едина с ним, что расстаться с ней ему было невозможно. Тогда он обратил свое внимания не на запад, а на восток. На Русь, молодое государство, которое переживало критический период своей истории.

Феофан Грек решает отправиться в Великий Новгород в 1370-х годах. С Русью он знакомится зрелым мастером талант которого находится в рассвете сил и жизненной энергии, которая сопровождает его до конца жизни. Его имя станет историей в иконописи. На Руси люди трепетно относились к индивидуальности живописца, возможно, поэтому он полностью открылся в своем творчестве. В то время Русь, переживала тяжелый период. Она начала вести активную борьбу за свободу русского народа и за объединение русских княжеств вокруг Москвы. Для Феофана эта ситуация стала опорой для развития своего дара. Его мастерство, идущие от традиций византийского искусства, начинает сливаться с русской культурой, что впоследствии стало образцом для будущего поколения.

Жизнь Феофана Грека на Руси стала решающей ролью в становлении русских художников. Он познакомил русских живописцев с искусством Византии в исполнении не просто ремесленника, а творческого гения, дав им необычайный опыт. Больше 30 лет он будет обучать учеников в своей мастерской, и после смерти иметь последователей.

"Преславный мудрец, философ зело хитрый...книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец", - так характеризует Феофана Грека талантливый писатель, его современник, монах Епифаний Премудрый.

 

Росписи в храмах и церквях

Феофан Грек было расписано несколько церквей и храмов в Москве, Новгороде. Все они характеризуются особой манерой, в них прослеживается индивидуальность художника. Особый подход цвета, изображения ликов святых и свое настроение.

Творческая жизнь Феофана Грека на Руси начинается с фресковой работы в одном из прекрасных храмов Великого Новгорода – церкви Спаса Преображения на Ильине улицы, которая была построенная в 1374 году. Заказчиками фресок стали горожане с Ильиной улице и боярин Василий Данилович в лето 1378 года. Участия Феофана в росписи церквей стало выдающимся событием того времени, так писалось в новгородских летописях.

Фрески, написанные Феофан сохранились лишь частично. Больше половины из них уничтожены, но те, что сохранились, являются единственными в мире монументальными работами Феофана Грека. Из-за утраты тяжело понять смысл, но все же не большие остатки росписи позволяют понять общий замысел художника, его уникальную манеру письма, которую Епифаний называл «неведомою и необычайною росписью».

Грандиозным изображением церкви является скуфья купола, где изображен Христос Вседержитель, окруженный четырьмя серафимами. В простенках - фигуры праотцев, пророков. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. "Троица" изображение ангелов, юноши с мягкими чертами, так их изображают по канону, но Феофан дает им жизни в образе отрешенности. Каждый из ангелов о чем-то задумался, что не дает покоя зрителю. Смотря на них хочется понять, их. Но они в своем отстранены в своем мире. Самая выразительная фигура ангела в центре. Он статичен, в нем нет движения, и это передает напряжение. Соединяют ангелов, лишь крылья, которые служат для передачи монументальности композиции.

Каждого из святых Феофан Грек пропускает через себя, через свой внутренний мир, дает каждому свою индивидуальность, сложную психологическую характеристику. Но, несмотря на индивидуальность каждого, все они имеют общее, то, что объединяет каждого святого. Это стойкость могучего духа, сила характера. Внешний вид спокойствия скрывает за собой жестокую борьбу с обуревающими человека страстями.

Феофан Грек внес сильное влияние на развитие новгородского искусства. Последующие церкви Новгорода: «Успение Богородицы на Волотовом поле» и «Федора Стратилата на русью» были расписаны местными мастерами, которые ориентировались на манеру письма Феофана. Этих храмы своей живописью напоминает фрески, которые исполнил Феофан Грек в церкви спаса на Ильине. Феофан заразил местных мастеров своей свободной манерой, принципами построения композиций и выбором красок для росписи.

Феофан Грек расписывал и Московские соборы, но, к сожалению, сохранился один памятник, иконостас Благовещенского собора в Кремле, который он создавал с Андреем Рублевым.

Иконостас – это гармония композиции, имеющая единый замысел, единый ритм. В центре иконостаса всегда изображается грозный судия - Христос, сидящий на троне. По обе стороны к нему подходят святые, молящие у Христа за грешное человечество. Святых, Феофан пишет могучими, с индивидуальным подходом к каждому. Делает их сдержанными и величавыми. В Богоматери передает тепло и уют, Архангела Гавриила делает мягким, мудрому апостолу Павлу дает спокойствия.

Монументальность, таким словом можно описать работы иконостаса. Золотой фон четко передает силуэты. Создается напряжение красок, золотой фон, хитон белого цвета у Христа, бархатисто синего цвета мафорий Богоматери, зеленные одежда Иоанна. Все цвета взаимодействуют, создавая особую атмосферу и жизнь. Манера письма Феофана сдержана, проста, но живописна в полную силу.

Благовещенскому собору очень повезло, он был построен в эпоху двух великих мастеров живописи. Два мастера, две творческих противоположности. Феофан выразил свое искусство в трагедии, монументальности, Андрей Рублев в гармоничных светлых образах. В Благовещенском соборе они создали классическую форму русского иконостаса.

Эта работа считается последним известным произведением Феофана. Какая судьба была дальше художника неизвестно, так же неизвестны его последующие работы. Есть версии, что Феофан Грек стал работать в качестве миниатюриста.

Иконопись

Икона от Греч. «образ», «изображение» - священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Но сама по себе история не однозначна, она создается людьми, и иногда становится легендой.

К примеру, по миру ходит легенда о том, что сам Иисус Христос позволил людям написать свой лик, тем самым создал образ на века.

«Правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий "пророк и чудотворец" Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в Него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой о исцелении и нарисовал портрет Иисуса. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ - первую, Самим Господом сотворённую икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление».

Для церкви икона это помощник в вере, она помогает в учении, передает историю, опыт отцов и учителей Церкви. Икона – способ молитвы. Ведь, люди не видят святых, но они верят, глядя на Икону святого лика в церкви, человек видит то, что не видит в обычном мире. Вечность, протекающую через души людей. Икона помогает церкви, показать людям то, что ускользает от привычного взгляда в иконописном образе. Икона не несет в себе внешнюю красоту, икона глубокое письмо, которое идет от души, духовная красота является истинной. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу

Художник, который пишет икону, должен быть чист и крепок душой. Только с чистыми помыслами можно прикоснуться к святому изображению ликов, и истории. Феофан Грек написал несколько икон, которые до сих пор составляют сокровищницу русской культуры.

Одна из икон написанная Феофаном Греком – Донская икона Божией Матери. Икона хранится в Третьяковской галереи. Икона изображающая Богородицу с еще младенцем Христом на руках. Иконографический тип данной иконы пришел в 12 веке, название которого «умиление».

Феофан писал эту икону накануне Куликовской битве. Русские войска одержали победу, икона была подарена Донским казакам. С тех пор Икона считается чудотворной. Празднования в честь нее совершается 19 августа по юлианскому календарю. С ней связанно множество легенд о чуде, котором она совершает, не раз спасая русскую землю.

Икона предоставляет из себя изображение Девы Марии, правой рукой держащей младенца Христа, на классическом золотом фоне, который символизирует святость, чистоту и дает нам цельность передаваемого образа. Маленький Христос касается свои лицом, щеки своей матери легким, нежным движением, говоря зрителю о нежности Богоматери с Христом. Правая рука младенца благословляет, а левой держит свернутый свиток. Особенность иконе придают обнаженные до колена ножки Христа, который в золотых сандаликах оперяются на правую руку Богоматери. Хитон Христа показан нам золотистым, опять же говоря о его святости и чистоте.

Одеяние Богородицы отличается от хитона Христа. Оно выполнено в темно вишневых тонах, украшенный золотой каймой с присутствием бахромы и традиционными золотыми звездами, являющийся символом ее приснодевства. Глаза у Богоматери миндалевидной формы в которых проявляется грусть. Создается ощущение, что Богоматерь чувствует печальную судьбу своего сына. И с нежностью дарит ему минуту спокойствия в изображение. Художник создает Богоматери образ мягкой человеческой натуры.

Так же, Феофану принадлежит авторство иконы «Успения Пресвятой Богородицы», написанный на оборотной стороне иконы Донской Богоматери. Композиция, к которой пришел художник, отличается от канона. Он уходит от пересказа библейского сюжета и многочисленных деталей, он делает работу живой, человечной. Мы можем наблюдать две композиции, которые отличаются настроением. Христос, который принимает душу Богородицы, является главным, все наше внимание обращаются к нему. Его светлая фигура, в золотых одеяниях напоминает о святости его. Маленькая душа у него в руках, окутанная в белые ткани, говорит нам о возрождении души Богородицы. Они светлым силуэтом выделяются на темно зеленом фоне в форме того то, что скрывает его от земного мира, который погружен в траур.

Мир составляет вторая композиция, совершенно противоположного настроения. На ложе лежит Богоматерь, а вокруг нее апостолы, которые прощаются с ней. В них мы видим человеческие страдания, потерю, страх неизвестности, ведь для них умерла Матерь Божья. Феофан Грек каждому из апостолов передает индивидуальную характеристику, каждый из них по своему придается горю. Мимика, жесты, цвет, все это Феофан использует для передачи горя в их душе. Они являются ярким контрастом спокойному, твердо стоящему Христу. Они не видят, не знают, что душа Богородицы спасена, она с Христом. Тело Богоматери, которое уже покинуто душой, Феофан пишет плоским для того, чтобы показать, опустошение земной жизни. Две Богоматери в композиции являются противопоставлением друг другу. Светло написанная душа, и темными тонами взято земная жизнь.

Траур Иконе добавляет одиноко стоящая свеча в низу у ложи. Свеча является символом. Ее можно трактовать как жизнь, которая сгорая, отдает свет, как молитва, возносящая к Богу. Свеча и Христом, это одно целое, которое соединяет два мира. Свеча у ложи, возвышает свой огонь к верху, отдавая душу небесам. За ложей вертикальная фигура Христа, как приемника душ. Рассматривая, икону мы видим, что она является крестом, из вертикали Христа и горизонтали ложи Богородицы. А крест является важной частью верующего человека.

Казалось бы, Феофан Грек упростил композицию, отказавшись от многих деталей, но он гений. Он создал уникальную психологическую икону.

Наши рекомендации