Школы грамоты и «ученья книжного» при церквях и монастырях
Географические знания
Русские путешественники оставили описания своих путешествий («Хожения»):
новгородец Стефан (середина XIV в.) — поездка в Константинополь;
Зосима, дьяк Троице-Сергиева монастыря — Константинополь, Палестина (1429 г.)
Симеон, суздальский инок — Феррара, Флоренция (1439 г.);
Афанасий Никитин, тверской купец — «Хождение за три моря» — Персия, Индия (1466-1472 гг.);
последняя четверть XVI в. — составление «Большого чертежа» — атласа Русского государства.
Развитие книгопечатания
Иван III приглашает Фарфоломея Готана из Любека для организации печатания
книг.
При Иване IV начинает действовать первая государственная типография:
с 1550 г. — безвыходная печать (без выходных данных);
1 апреля 1564 г.Иван Федоров печатает «Апостол» (с выходными данными).
В 1566 г. И. Федоров и его помощник П. Мстиславец уезжают во Львов, где работа
ют до 1583 г. ,
Переводные сочинения:
«Христианская топография» Козьмы Индикоплова (путешественник VI в.);
«Шестоднев» Иоанна (болгарский экзарх);
комментарии Галена (II в.) к сочинениям Гиппократа (в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, XV в.)
Литература
Повести и сказания
О разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, о Куликовской битве («Задонщина»), сказание о Мамаевом побоище, о нашествии Тохтомыша в 1382 г.
Летописание
Местные летописи включают списки «Повести временных лет», подчеркивая связь с Древнерусским государством и свою независимость. Московское летописание начинается с XIV в.
свод митрополита Киприана (начало XV в.), свод митрополита Фотия;
до XVI в. составлены своды Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский;
Лицевой свод (Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр) — с древнейших времен до Ивана IV (не позднее XV в.).
Хронографы
Хронографы XV—XVI вв. давали обзоры всемирной истории.
Житийная литература
Жития Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Стефана Пермского (XIV—XVI вв.), «Великие Четьи-Минеи» — свод составлен митрополитом Макарием
Публицистика
(слово, послание, поучение)
Тематика:
процесс объединения русских земель Москвой;
образование централизованного государства;
усложнение отношений между сословиями;
проблема взаимоотношений церкви и государства; борьба с Ордой;
падение Константинополя — 1453 г.
Элементы публицистики проникают и в летописи:
Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.);
Степенная книга (1562—1563 гг.);
Казанская история (60-е гг. XVI в.);
сочинения Пересветова, Максима Грека, Андрея Курбского и др. Выделяется
своим полемическим накалом переписка Ивана IV и Андрея Курбского, бежавшего в Литву;
Летописный свод Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря;
полемика иосифлян и нестяжателей.
Повести
«Повесть о прихождении Стефана Баторияна...» — иконописец Василий;
«Повесть о царевиче Федоре Ивановиче» — патриарх Иов
Живопись
С 60—70-х гг. XIV в.— период национального подъема (до XV—XVI вв.).
Расцвет культуры наиболее ярко проявился в иконописи, фреске. Складываются региональные художественные школы и отдельные направления:
Новгородская школа (Феофан Грек);
Московская школа (Андрей Рублев);
Строгановская школа (Прокопий Чирин, Никифор Савин).
Феофан Грек (Гречанин)
Фрески церкви Преображенья на Торговой стороне, церкви Спаса на Ильине,
росписи церквей в Великом Новгороде;
росписи церкви Рождества Богородицы с приделом Лазаря к ней, Москва;
росписи соборов Благовещенского, Архангельского, Москва;
роспись Благовещенского собора и его иконостас, Нижний Новгород
Андрей Рублев (ок. 1360-1370 – ок. 1430 гг)
Благовещенского собора в Кремле;
Успенского собора во Владимире;
фрески и иконы собора Троице-Сергиева и Андроникова монастырей.
Наиболее знаменита работа — икона «Троица».
Дионисий (ок. 1440-1441 — после 1502-1503 гг.)
Росписи:
Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова монастырей;
иконостас Успенского собора Московского Кремля
Архитектура
Каменное строительство на Руси возрождается в конце XIV в.
Москва:
строятся соборы Успенский, Архангельский (в 1344 г. расписан мастерами Захарией, Иосифом, Николаем), Спаса на Бору (в 1345—1346 гг. расписывали мастера Гойтан, Семен, Иван);
1367 г. — построен белокаменный Кремль, позже — каменный собор Чудова монастыря;
• Троице-Сергиев монастырь (построены крепостные стены и башни XVI в., Троиц
кий собор (1422-1423 гг.), Успенский собор (1559-1585 гг.)) и др.
На рубеже XV-XVI вв.:
возводятся новые стены Московского Кремля (стены Белого города, мастер Федор Конь);
новые соборы в Кремле: Успенский, Архангельский, Благовещенский, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата для торжественных приемов (архитекто
ры — Аристотель Фиорованти, Алдевиз, Марко Руффо, Пьетро Солари, Марк
Фрязин);
• начинается формирование архитектурного ансамбля Красной площади.
В XVIв.:
• церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.);
• Покровский собор (собор Василия Блаженного) — мастера Барма и Постник