Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт»
Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта.
Продукт - это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.
Производство материального продукта характерно для отраслей производственной сферы, интеллектуального продукта, а также работ и услуг - для отраслей непроизводственной сферы.
Продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т. е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называюттоваром.
Производство и потребление товаров отделено во времени. В связи с этим товары могут быть накоплены непосредственно в виде богатства.
Необходимо иметь в виду, что в отрасли «физическая культура и спорт» существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт, как было показано выше, является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают услуги.
Услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.
В отличие от товара, производство и потребление услуг происходит одновременно, поэтому они, как правило, не могут быть накоплены. Вместе с тем последствия потребления услуг отрасли «физическая культура и спорт» могут иметь материальный и долговременный характер (в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т.п.). Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например, уровень физической подготовленности учащегося определяется не только квалификацией педагога по физической культуре и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя.
Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса.
Введенный впервые в действие в 1994 г. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные).
Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий по заказам, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь - крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.
Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт», относятся именно к социально-культурным услугам.
Социально-культурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик.
Во-первых, неосязаемость. Покупатель социально-культурной услуги вынужден верить продавцу на слово в том, что получит желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшит состояние здоровья в результате занятий в физкультурно-оздоровительном клубе).
Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с участием «своей» команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер.
В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.
В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретшему билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется.
Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли «физическая культура и спорт» требуют от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство и сбыт этого своеобразного продукта.
Говоря об особенностях производства и потребления социально-культурных услуг в отрасли «физическая культура и спорт», необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т.п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь, оборудование и т.д.). Названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.
Для создания более полного представления о продукте отрасли «физическая культура и спорт» приведем мнения ведущих зарубежных специалистов в области экономики спорта по этому поводу.
Специалисты из Великобритании (Curry T.J., Jioly R.M., 1984) характеризуют продукт, производимый в сфере спорта, как соревнование, зрелищное развлечение. Иными словами, продукт отрасли ограничивается зрелищной услугой.
Специалист из Германии (Heinemann К,, 1989) придерживается фактически прямо противоположной точки зрения. Физкультурно-спортивную организацию он рассматривает как специфическое промышленное предприятие, производящее товар. Таким образом, продукт отрасли ассоциируется с товаром, содержание которого рассматривается весьма расширительно, включая такие его разновидности, как «спортивное соревнование» и др.
Специалисты из Франции (AndreffW., Nys J.-F., 1986) подходят к определению продукта отрасли более комплексно, выделяя в его рамках товары спортивного назначения, зрелищные услуги, информационные услуги и специалистов (профессиональные спортсмены, тренеры и т.п.).