Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия
И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. «Здравствуйте – до свидания». Совершать движения стопами от себя – на себя. (5-6 раз.)
2. «Поклонились». Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8-10 раз.)
3. «Большой палец поссорился со своими братьями». Двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. (3-4 раза.) Если не получается, можно помочь руками.
4. «Пальчики поссорились, помирились». Развести носки ног в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)
5. «Пяточки поссорились, помирились». Развести пятки в стороны, свести вместе. (3-4 раза.)
6. «Гусеница пошла гулять». Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперёд, поджимая пальцы. (2-3 раза).
7. «Кружки». Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами вовнутрь, затем наружу. (5-6 раз.)
И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
8. «Ёжик». Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8-10 раз каждой стопой.)
8а. «Перенеси мяч ногами». Массажный мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево». Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4-6 раз.)
8б. «Покажи ёжику солнце». Мячик зажат между стопами. Не сгибая коленей, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счёт 1-3, опустить. (8-10 раз.)
9. «Подними платки». Около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счёт 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз.)
10. «Растяни ленточку».Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить её концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3-4 раза.)
10а. «Спрячь ленточку в домик». Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И.п.: сидя на стуле.
11. «Нарисуй фигуру». Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А, Г, К, Л, П.)
И.п.: стоя.
12. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
13. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
14. «Мишка косолапый». Ходьба на внешней стороне стопы.
15. «Отправляемся в поход». Ходьба с выполнением различных движений, например «как цапля»: высоко поднимая колени, руки в стороны, приговаривая:
Я цапля, цапля, цапля.
Хожу, хожу, хожу.
На всех подружек сверху
Смотрю, смотрю, смотрю.
16. «Шагаем по канату». Пройти по ребристой доске босиком, руки в стороны.
И.п.: сидя на коврике.
17. «Султан». Сесть «по-турецки» (ноги крест-накрест, наружные края стоп опираются о пол), приговаривая:
Я султан, я султан,
Посмотри на мой кафтан.
Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.
18. Ходьба по массажной дорожке:
а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;
б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;
в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;
г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.
19. Ходьба по гимнастическому бревну (высота от пола 5см).
20. Ходьба по ребристой деревянной поверхности.
21. Ходьба по мягкому модулю («гусенице»).
2. Организовать и провести упражнения по оздоровительной гимнастике для детей дошкольного возраста:
ü отобрать из предложенного преподавателем комплекса упражнений по оздоровительной гимнастике и составить свой комплекс из 7 упражнений по коррекции нарушений осанки и 5 упражнений по коррекции уплощения стопы из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на разных боках;
ü провестиотобранные комплексы (2) с одним ребёнком – «студентом», подготовив для этого всё необходимое;
ü научить «ребёнка» правильному выполнению этих упражнений путём показа;
ü следить за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой;
ü использовать в процессе «обучения» чёткую, громкую, выразительную речь.
3. Дать самооценку выполненного задания.
4.Обсудить результаты, выслушать предложения по коррекции процесса физического воспитания, получить отметку, сравнить с самооценкой.
Требования к результатам работы:упражнения по оздоровительной гимнастикедля коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста проведены на занятии.
Форма контроля:наблюдения за проведением комплексов по коррекции нарушений осанки и стопы, составленных студентами на занятии, получение отметки.
Критерии оценки:
Отметка5 (отлично) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит 7 и 5 упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на разных боках); проведён методически правильно; «ребёнок» обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась чёткая, достаточно громкая, выразительная речь.
Отметка 4 (хорошо) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит 7 и 5 упражнений из разных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, лёжа на животе, лёжа на разных боках); проведён методически правильно, но с небольшими неточностями; «ребёнок» обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась чёткая, достаточно громкая, выразительная речь.
Отметка 3 (удовлетворительно) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит менее 7 и 5 упражнений; не из всех исходных положений; проведён с методическими ошибками; «воспитатель» не достаточно следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась не достаточно чёткая, не достаточно громкая, не достаточно выразительная речь.
Отметка 2 (неудовлетворительно) – комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки и стопы для детей дошкольного возраста содержит менее 5 и 4 упражнений; не из всех исходных положений; проведён с методическими ошибками; «ребёнок» не обучался по показу «воспитателя»; «воспитатель» не следил за выполнением движений «ребёнком» с полной амплитудой; в процессе обучения использовалась нечёткая, негромкая, невыразительная речь.
Список рекомендуемой литературы: студенты подбирают самостоятельно.