Социальное бытие культуры. Субкультура и контркультура.
Для рассмотрения проблемы «культура и общество», социальных институтов культуры, их функционирования представляются важными и некоторые типологические проблемы, характеризующие социальное бытие культуры. В социологии культуры принято выделять специфические и срединные (традиционные) культуры.
Культура и общество - формы бытия, находящиеся в постоянном взаимодействии, взаимосвязи и взаимозависимости. С одной стороны, уровень развития культуры (нравственной, правовой, политической) в значительной степени определяет развитие общества. С другой - общество влияет на культуру, порождая самые разнообразные культурные феномены, в том числе и субкультуры.
Любая культура обладает своей спецификой, которая сохраняется и в типологически однородном сообществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных и проявляется по-разному. Рассмотрим сначала специфические культуры - маргинальную, субкультуру и контркультуру.
Маргинальную культуру иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры, от образа жизни большинства людей. Такая культура формируется при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры: при резком изменении образа, условий жизни, например в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду. Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной самоидентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.
Субкультура - особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, традиционной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование. Социальной базой формирования субкультур могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, неформальные образования. Субкультура выступает как способ адаптации доминирующей культуры для различных социальных групп.
Специфическую субкультуру можно рассматривать и как альтернативную общепринятой форму социальной активности, которая дает возможность социальным группам придавать смысл своему особому культурному положению. Важно отметить, что субкультура как бы изолирует свои специфические признаки, ценности от остальной срединной культуры, не ставит задачи изменения этой культуры, довольствуясь автономным положением (примером субкультур являются профессиональные, спортивные, молодежные, музыкальные и другие групповые культуры). Часто в этих условиях субкультурные специфические группы активно стремятся выработать ценности и идеалы, не только не противоречащие доминирующей срединной культуре, но и взаимодействующие с ней.
Контркультура имеет место, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной, доминирующей культуры. В этом случае специфическая культура старается занять место доминирующей, заменить ее фундаментальные ценности своими. О специфической контркультуре можно говорить, если локальные периферийные культурные ценности начинают претендовать на «срединный» характер, выходят за рамки собственной субкультуры. Возможна ситуация, когда специфическая и срединная культура как бы меняются местами.
Срединная (традиционная) культура - устойчивая совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающая единство и ценность его жизни. Такое ядро культуры не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, преодолевает опасность раскола общества на субкультуры, возникновения контркультуры. Срединная культура формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу социального опыта, необходимого для выживания и развития данной культуры.
Срединная культура воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культурной жизни. Разрушение срединной культуры несет огромную опасность для культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) защищает и укрепляет свою срединную культуру - основу жизни и самоидентификации данного социального организма.