Сущность и структура культуры. Виды культуры. Субкультура и контркультура. Концепция культурных суперсистем П. Сорокина

Термин культура - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и т.д.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Одно из них, наиболее часто наиболее часто встречается в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученные обществоведы понимают все виды преобразовательской деятельности человека и общества, а также ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т.д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т.п. Все элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; в месте с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, преобразовываются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства и т.д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре. Однако как созданные произведения материальной культуры поступают на «конвейер» они становятся явлением цивилизации. Таким образом, степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Контркультура -- это целый комплекс социально-культурных установок, ориентаций, противопоставляемых традиционной культуре. Контркультура, конечно же, - тоже культура. Но она направлена против, так сказать, социального "болота" (выражение Ницше), того привычного и уже давно устаревшего, которое следует изменить. Контркультура во все времена направляла свои усилия против безразличия и успокоенности, лицемерия, «буржуазности» и социального конформизма (приспособленчества, единомыслия).

Контркультура требовала от общества большей свободы для самореализации личности, полного высвобождения подсознательных сил и влечений из-под социального контроля, обновления всех человеческих связей и контактов и т. п. Таким образом, выражался социальный протест против заорганизованности общества. Соответствующими стали и предполагаемые средства достижения поставленных целей «освобождения» -- и употребление наркотиков, и религиозный экстаз, и неформальные связи между людьми, объединенными в небольшие группы - альтернативные коммуны.

Контркультура обычно бывает вызвана кризисным состоянием общества, дегуманизацией общественных отношений. Эта дегуманизация проявляется в принижении значимости отдельной личности, бюрократизации, отчуждении человека от общества (от политики, труда, культуры), кризисом и потерей авторитета системы образования и воспитания.

Таким образом контркультура -- это используемое в современной социологии и культурологии понятие для обозначения комплекса социально-культурных установок, ориентаций и ценностей, оппозиционных традиционной культуре. Контркультура также отождествляется с молодежной субкультурой 60-70 г.г., отразившей критическое восприятие современной культуры, отрицание ею т.н. «культуры отцов».

Примерное соотношение между культурой и контркультурой

 
Культура Контркультура  
1. Государственная структура; правовые 2. учреждения; экономическая система. 3. 4. Политические и идеологические доктрины. 5. Система образования и воспитания 6. Искусство. 7. Религия 1. Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм. 2. Отказ от политики и идеологии. Деполитизация и деидеологизация. 3.Отказ от старой системы образования; отрицание всякой системы в образовании и воспитания. 4. Нетрадиционное искусство: поп-, рок-, панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т.п.). 5. Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы и т.д.  
     

В 60--70-е гг. понятие контркультуры получило специфическую трактовку как наименование идеологии “мятежных” социальных групп студентов и старших школьников (“новые левые”, хиппи, битники и др.). Некоторые вульгарные проявления контркультуры выглядели как неприятие культуры вообще, т. е. как антикультура, разрушение культуры. Но в целом контркультура этого периода отразила стихийный бунт молодежи против ценностей и ориентации "массового общества" и "массовой культуры".

Контркультура противостоит идеалам обывательского понятия материального благополучия, накопительства, жизненного успеха, социального конформизма и т.п. Контркультура стремится к созданию “нерепрессивного” общества, которое открывало бы перед человеком возможности спонтанной самореализации и установления свободных от диктата и меркантильного интереса отношений с другими людьми и природой.

Кроме того, контркультура имеет непосредственное отношение и к экологической проблематике. Она отводит природе особое место в системе альтернативных ценностей. В природе она усматривает сакральное (священное) начало, источник естественности и чистоты.

Отрицая все политические и идеологические доктрины, контркультура отрицает и социально-политическую революцию. Вместе с тем, она провозглашает необходимость "новой революции", сопровождаемой "новой чувственностью" и "высвобождением подсознательных сил и влечений, развитием “внутреннего опыта” и “религиозным обновлением", истолковываемым в мистическом духе.

Доминирующая культура – это комбинация основных элементов культуры, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

В то же время в обществе существуютсубкультуры- определенные культурные комплексы, которые отличают какую-нибудь социальную группу (например, социальную страту), то или другое сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).

Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, которая состоит из культурных комплексов страны, где они живут в это время, и культурных комплексов, принятых на их бывшем местожительстве.


Каждая из групп людей, которые стоят на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает образа поведения, которые отличают данную группу от всего другого общества, а также свою культуру.

Например, молодежь имеет свой специфический стиль поведения, которое выражается в одежде, определенном стиле общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом, создается молодежная культура.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они представляют контркультуру общества. Контркультура –это совокупность символов, ценностей и норм поведения, которые противостоят доминирующей культуре культурные конфликты, что и порождают.

Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярному в 70-е годы на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой работа представляется нежелательным, а воздержание - ненужной и ограничивающей волю праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - низостью.

Итак, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества.

Некоторые социологи выделяют такие виды культуры в современном обществе, как элитарная, народная и массовая. Главный критерий такого деления – принадлежность к тому или другому социальному классу. Обычно под «культурой» подразумевают такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Мы называем тех, кто регулярно бывает в опере или драматическом театре, культурными, считая, что они способны оценить «тонкие жизненные материи». О других же людях судим не настолько благодушно, считая повседневную культуру принадлежащей к низшему сорту.

Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура содержит в себе изобразительное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура.Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимое от повседневного и практического жизни. Она включает мифы, легенды, сказание, эпос, сказки, песни, танце и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества.

Массовая культура(феномен общества XX столетие) создается профессионалами, однако общедоступная и ориентированная широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.

Теория культурных суперсистем П. Сорокина.Профессор Гарвардского университета Питирим Сорокин — один из выдающихся представителей культурологической мысли. Его взгляды изложены в 4-томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937—-1941). На первый взгляд его концепция близка теориям О. Шпенглера и А. Тойнби, однако, в отличие от последних, Сорокин допускает прогресс в общественном развитии. Он рассматривал историю человечества как смену целостных социокультурных суперсистем, объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процесс представлялся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.

По Сорокину, культура, в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного данным обществом на определенной стадии его развития. В культуре следует различать два аспекта:внутренний — смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов — и внешний — материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях. Таким образом, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов. Культура же есть явление особого рода, гораздо более сложное и совершенное, чем растительный или животный организм. Она не детерминируется экономикой, а выступает как система значений-ценностей, с помощью которых общество интегрирует энергию, поддерживает взаимосвязь своих культурных институтов. Культура определяет энергию и направленность человеческой деятельности.

Главными системообразующими элементами культуры являются значимые, смыслообразующие связи, а не пространственная близость или функциональная взаимозависимость. Примерами таких связей могут служить математические уравнения, логические силлогизмы, юридические и этические нормы. Они и лежат в основе подсистем культуры — математики, логики, физики, этики, права, философии и, т.д. Каждая из подсистем характеризуется особым типом смысловых связей. Наряду с этими основными подсистемами существуют также производные подсистемы в виде технологий, экономики, политики. В совокупности они образуют культурную суперсистему, которую нужно отличать от культурного комплекса,состоящего из множества элементов, не связанных

лучших побуждений. Он считал, что уничтожение культурной традиции лишает социальный организм защиты и неизбежно обрекает на смерть.

Для иллюстрации этого утверждения Малиновский приводит ряд примеров. Так, на одном из островов Тихого океана важнейшим элементом обряда инициации был обычай «охоты за головами». Колониальные чиновники запретили его как антигуманный. Но вскоре выяснилось, что процветавшее до этого общество аборигенов оказалось на грани вымирания из-за наступившей дезорганизации — утраты авторитета старейшинами, отказа от обработки рисовых полей и т.п. Приглашенные антропологи выяснили, что «охота за головами» была пусковым механизмом в целой серии обрядов, необходимых для выживания племени. Когда этот обряд совершать перестали, не смогла происходить инициация (обряд взросления), а значит, нарушилась нормальная смена поколений. Кроме того, частью обрядов инициации было совместное рисосеяние. Дело в том, что большую часть времени на острове можно было прожить за счет рыболовства и сбора фруктов. Но иногда случались неурожаи и периоды отсутствия рыбы. На этот случай и существовали резервные запасы риса. И когда случился очередной неурожай, племя с ослабленной внутренней структурой и с отсутствием необходимых запасов риса просто не смогло адекватно отреагировать на эту ситуацию.

Один из важнейших выводов функционализма — признание самоценности каждой культуры. Важнейшая задача культуры — закрепление, развитие и передача потомкам органической системы социальных институтов, исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни. Ведь каждая из этих форм выполняет определенную функцию по удовлетворению как основных (первичных), так и вторичных потребностей людей. Первичные потребности одинаковы у всех людей, но их удовлетворение у разных народов происходит по-разному. Еще больше это относится к удовлетворению вторичных потребностей, что порождает различия между культурами. Каждая культура оптимальна для конкретных условий обитания народа. Поэтому целостность культурной системы нарушать нельзя. Даже варварские (с нашей точки зрения) обычаи местных народов нельзя уничтожать просто так. Вначале необходимо выяснить все функции, которые они выполняют, и подобрать им полноценную замену.

Наши рекомендации