Модуль III. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста.
6.Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года).
Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит еѐ освоение в период раннего детства.
Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребѐнок фактически и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.
Задача педагога – сформировать у ребѐнка к трѐм годам умение развѐртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом –заместителем и воображаемым предметом, связать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнѐром – взрослым, а затем сверстником.
Для успешного формирования игровых умений у детей раннеговозраставоспитателю необходимо развѐртывать совместную игру с детьми,последовательно изменяя характер участия в неѐ ребѐнка:
- привлекать к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнѐра – взрослого;
-привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;
- ориентировать на сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий. |
Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом(катать друг другу мяч,тележку,сообщасобирать одну пирамидку и т. д.).Организация условий для совместныхпредметных действий очень быстро даѐт результат, изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слѐзы и крик, реже становятся ссоры, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.
Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребѐнка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретѐнный в семье.
Это не должны быть специально организованные игры- занятия, где взрослый с дидактическими целями демонстрирует тот или иной сюжет. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам. Такая игра педагога – важное условие втягивания малышей в условную ситуацию.
Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Как правило, дети наблюдают за игрой воспитателя: одни подходят к нему, другие, отвлекаясь от своих игрушек, следят за его действиями издали. Если кто-то из детей занят своей игрой, не надо настаивать на том, чтобы он прекратил еѐ.
Начатая воспитателем игра может продолжаться уже с вовлечением в неѐ какого-то определѐнного ребѐнка, в данный момент наиболее расположенного к общению со взрослыми.
Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть – не хочет спать, хочет спать - не хочет спать и т. д. Причѐм ограничивается включением в игру каждый раз двух-трѐх действий в рамках одной сюжетной ситуации.
На этом этапе предполагаются игровые ситуации с предметами, имитирующими реальные, - это помогает детям понять смысл игровой ситуации, включиться в неѐ. Условность подчѐркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, приписывает кукле разные эмоциональные состояния. По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации; связанная друг с другом (варит кашу на плите и кормиткуклу и т. д.).
После того, как дети научились развѐртывать игру с сюжетными игрушками, они могут подключаться к игровым действиям партнѐра- взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем. Необходимость самому использовать предмет-заместитель возникает у ребѐнка только тогда, когда он уже включѐн в условную ситуацию игры, хочет еѐ продолжать, и не видит подходящей сюжетной игрушки. При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предмета.
Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них действие может остаться непонятным ребѐнку. В это же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом. Важно иметь в виду, что детям раннего возраста свойственно употреблятьпредмет-заместитель в самостоятельной игре именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому, в дальнейшем необходимо придавать одному и тому же предмету различное условное значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому в дальнейшем необходимо придавать одному к тому предмету различное условное значение.
Следует также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развѐртывания игры в реалистических предметных опорах. По мере работы с детьми педагог должен переходит к более гибкой организации предметно-игровой среды, представляя, самим малышам возможность дополнять еѐ необходимыми игрушками. Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить, какие на время убрать.
Обычно дети, поиграв ранее с воспитателем или просто понаблюдав его игру, начинают осуществлять игровые действия самостоятельно, они вносят в неѐ изменения, переносят игровые действия на новых персонажей и т. п., такого рода инициатива является показателем усвоения ребѐнком условных действий с предметами.
Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрасти» к какой-то одной игрушке, оставаясь на уровне простых манипуляций с ней, он должен подключиться к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру.
К двум годам можно приобщать ребѐнка к игре с воображаемым предметом,
которого нет. По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 детьми к игре, позволяющей включить в неѐ всех желающих.
Итак, дети научились самостоятельно развѐртывать игровые действия. Теперь воспитатель может направлять ребѐнка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета.
Воспитательдолжентакже иметьввиду,чтовсвязи с возрастнымиособенностями психики дети третьего года жизни ещѐ неспособны к длительному сосредоточению, для них характерно стремление к двигательной активности. Поэтому постоянное перемещение по групповой комнате, смена занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре – нормальная картина в период самостоятельной деятельности.
Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующее воздействие взрослого и самостоятельная игра детей не могут быть разведены во времени.
Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.