Библиографическое описание источников

Практическое занятие №5

ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ

1. Основные виды научных исследований (статья, монография, реферат, аннотация, рецензия, диссертация, автореферат).

2. Структура аннотации.

3. Способы оформления ссылок и цитат.

Основные теоретические сведения

1. Виды научных исследований многообразны.

М о н о г р а ф и я – большой по объему научный труд, посвященный изучению какого-то одного вопроса, одной темы и написанный, как правило, одним автором.

Н а у ч н а я с т а т ь я – сочинение небольшого объема, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

А н н о т а ц и я – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), в которой излагаются главные вопросы, проблемы первичного текста.

Р е ц е н з и я – развернутая характеристика научной работы, обязательно содержащая критические замечания.

Р е ф е р а т – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста.

Д и с с е р т а ц и я – научная работа, посвященная рассмотрению какого-то одного актуального вопроса.

А в т о р е ф е р а т – небольшое по объему научное сочинение, излагающее основные моменты исследования, написанного самим автором.

2. Аннотация состоит из двух обязательных частей:

1) библиографического описания первоисточника и 2) содержательной характеристики первоисточника.

В аннотации используются следующие языковые клише:

В статье (книге) рассматривается…

В статье анализируется…

В работе обосновывается…

Статья посвящена…

Автор затрагивает проблемы…

Автор выявляет особенности…

В статье содержится…

Цель статьи – показать…

Цель автора – объяснить (раскрыть)…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

Статья делится на… части.

Книга состоит из…

Статья предназначена для…

Статья рекомендуется …

Предназначается широкому кругу читателей…

Упражнения

1. Прочитайте определение аннотации из словаря-справочника «Педагогическое речеведение» (ред., Ладыженская Т. А., Михальская А. К., М.:Флинта, 2000). Представьте данную в статье классификацию аннотаций в виде схемы (таблицы).

АННОТАЦИЯ – краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т.д. Целевое назначение аннотации – проинформировать читателей о существо-вании работы определенного содержания и характера. Аннотации классифицируют: по адресату (не для личного пользования – для себя), по форме (устные – письменные), по объему (краткие аннотации – обычно сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо аспекте, например, с точки зрения основной тематики; развернутые аннотации – боле подробно представляют исходный текст), по наличию оценки первоисточника (описательные аннотации – раскрывают тематику книги, сообщают сведения о ней, но не дают критической оценки; рекомендательные аннотации – оценивают первоисточник с различных точек зрения, например, с точки зрения доступности книги определенной категории читателей); по наличию автора (неавторская аннотация, которой обычно издательство сопровождает новую публикацию; авторские аннотации, среди которых можно выделить аннотации, написанные не известным широкому кругу читателей автором, и аннотации, написанные пользующимся авторитетом, известным, уважаемым или же популярным лицом).

2. Проанализируйте аннотации. Выделите в них структурные части:

Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1998.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

Практическое занятие №5

ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИСТОЧНИКОВ

1. Основные виды научных исследований (статья, монография, реферат, аннотация, рецензия, диссертация, автореферат).

2. Структура аннотации.

3. Способы оформления ссылок и цитат.

Основные теоретические сведения

1. Виды научных исследований многообразны.

М о н о г р а ф и я – большой по объему научный труд, посвященный изучению какого-то одного вопроса, одной темы и написанный, как правило, одним автором.

Н а у ч н а я с т а т ь я – сочинение небольшого объема, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

А н н о т а ц и я – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), в которой излагаются главные вопросы, проблемы первичного текста.

Р е ц е н з и я – развернутая характеристика научной работы, обязательно содержащая критические замечания.

Р е ф е р а т – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста.

Д и с с е р т а ц и я – научная работа, посвященная рассмотрению какого-то одного актуального вопроса.

А в т о р е ф е р а т – небольшое по объему научное сочинение, излагающее основные моменты исследования, написанного самим автором.

2. Аннотация состоит из двух обязательных частей:

1) библиографического описания первоисточника и 2) содержательной характеристики первоисточника.

В аннотации используются следующие языковые клише:

В статье (книге) рассматривается…

В статье анализируется…

В работе обосновывается…

Статья посвящена…

Автор затрагивает проблемы…

Автор выявляет особенности…

В статье содержится…

Цель статьи – показать…

Цель автора – объяснить (раскрыть)…

Целью статьи является изучение…

Автор ставит своей целью проанализировать…

Статья делится на… части.

Книга состоит из…

Статья предназначена для…

Статья рекомендуется …

Предназначается широкому кругу читателей…

Упражнения

1. Прочитайте определение аннотации из словаря-справочника «Педагогическое речеведение» (ред., Ладыженская Т. А., Михальская А. К., М.:Флинта, 2000). Представьте данную в статье классификацию аннотаций в виде схемы (таблицы).

АННОТАЦИЯ – краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, происхождения и т.д. Целевое назначение аннотации – проинформировать читателей о существо-вании работы определенного содержания и характера. Аннотации классифицируют: по адресату (не для личного пользования – для себя), по форме (устные – письменные), по объему (краткие аннотации – обычно сводятся к характеристике исходного текста в каком-либо аспекте, например, с точки зрения основной тематики; развернутые аннотации – боле подробно представляют исходный текст), по наличию оценки первоисточника (описательные аннотации – раскрывают тематику книги, сообщают сведения о ней, но не дают критической оценки; рекомендательные аннотации – оценивают первоисточник с различных точек зрения, например, с точки зрения доступности книги определенной категории читателей); по наличию автора (неавторская аннотация, которой обычно издательство сопровождает новую публикацию; авторские аннотации, среди которых можно выделить аннотации, написанные не известным широкому кругу читателей автором, и аннотации, написанные пользующимся авторитетом, известным, уважаемым или же популярным лицом).

2. Проанализируйте аннотации. Выделите в них структурные части:

Наши рекомендации