Категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных
и профессиональных образовательных учреждениях
6.1. Основные направления:
модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;
совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечение их к занятиям спортом;
улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста;
улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.
6.2. Комплекс мер:
6.2.1. Физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях:
модернизация физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;
создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;
внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);
совершенствование государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, в том числе средствами физической культуры и спорта в зависимости от возраста и состояния здоровья детей;
увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;
внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
оснащение общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
сохранение обязательной формы физкультурного образования: для обучающихся в объеме не менее 3-х часов, с учетом одного дополнительного часа в неделю, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Существенно увеличить объем спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время, расширив содержание блока дополнительного образования образовательными программами спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки спортивных школ для реализации необходимого недельного объема двигательного режима не менее 8 часов в неделю; для студентов - не менее 4-х часов обязательных занятий в неделю, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов;
совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений;
создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета "Физическая культура";
создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров);
разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры, тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культуры;
разработка примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающие индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и оценка эффективности этих программ;
организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов;
совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
развитие инфраструктуры детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма и его внедрение в образовательных учреждениях, в спортивно-оздоровительных лагерях, базах рекреационно-реабилитационного типа и учреждениях санаторно-курортного профиля;
создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма.
6.2.2. Физическое воспитание взрослого населения:
включение вопросов развития физической культуры и спорта в Коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;
разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющих строительство спортивных сооружений;
разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;
совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства населения;
создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;
содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта;
стимулирование работодателей к созданию условий для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;
разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп.
6.2.3. Физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения:
разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
разработка современных научно-обоснованных методик, программ и технологии физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов;
создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах;
организация на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры научно-практический центр по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;
создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов;
создание федерального государственного учреждения "Центр подготовки спортивных сборных команд России по паралимпийским видам спорта";
разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
принятие необходимых мер по улучшению условий в исправительных учреждениях для занятия осужденными физической культурой и спортом.
6.2.4. Физическое воспитание военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, физическая подготовка молодежи допризывного возраста:
модернизация системы спортивной и технической подготовки допризывной молодежи, в том числе увеличение финансового обеспечения авиационных, технических, военно-прикладных видов спорта, а также единого перечня требований к физической подготовленности призывников;
проведение спортивно-массовой работы среди всех категорий военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу с учетом их физкультурных и спортивных интересов;
проведение ежегодных смотров спортивно-массовой работы;
принятие программ развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
проведение ведомственных и межведомственных физкультурных и спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие служебно-прикладных видов спорта органами безопасности и правопорядка совместно с общественно-государственными организациями;
обеспечение объектов спорта по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта современным оборудованием и инвентарем;
совершенствование системы подготовки и аттестации тренеров и судей по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
развитие системы дополнительного образования детей путем увеличения количества детско-юношеских спортивно-технических школ, а также спортивно-технических клубов для детей и подростков;
создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста;
разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке граждан допризывного и призывного возрастов в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
осуществление спортивного шефства военных частей, высших военных учебных заведений и ВУЗов силовых структур над образовательными учреждениями, детскими спортивными клубами.
6.3. Ожидаемые результаты:
На первом этапе:
обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6 - 8 часов, в зависимости от возраста и состояния здоровья;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 60 % обучающихся и студентов дневной формы обучения;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам и посещающих специальные занятия физической культурой, до 75 %;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 20% от общей численности населения;
введение новых федеральных государственных образовательных стандартов по физическому воспитанию для всех ступеней образования;
реализация мер по внедрению производственной физической культуры и привлечению к занятиям производственной физической культурой до 15 % работников от общей численности данной категории населения;
создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, увеличение числа занимающихся до 10 %.
На втором этапе:
обеспечение 100 % охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой;
привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 80 % обучающихся и студентов дневной формы обучения;
обеспечение образовательных учреждений объектами спорта;
увеличение доли обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95 %;
увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 35% от общей численности населения;
создание в муниципальных образованиях инфраструктуры физкультурно-спортивного и оздоровительного назначения и рекреационных территорий;
увеличение доли занимающихся производственной физической культурой в организациях до 25 % от общей численности их работников;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 20 %;
увеличение доли военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, сдавших нормативы по физической подготовке на "хорошо" и "отлично", до 90 %, имеющих спортивный разряд – до 50 %и занимающихся в свободное от службы время физической культурой и спортом не менее 5 часов в неделю - до 100 %;
увеличение до 80 % доли лиц, физически подготовленных к службе в рядах Вооруженных сил и войсках органов безопасности и правопорядка, от общей численности допризывной молодежи.
VII. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса