Педагогическая поддержка: сущность, способы поддержки, клиенты поддержки.

Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога (Н.А. Соколова) [6]. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (Л.Я. Олиференко и др.) [3], другие — для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка, третьи — для помощи в процессе самореализации (Н.А. Соколова) [6].

Социально-педагогическая поддержка может рассматриваться и как помощь со стороны педагога и привлеченного сообщества личности и группе лиц для решения их проблем, успешного развития и саморазвития в процессе социализации.

В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе [2]. А для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенка — педагогов в широком смысле (родителей, учителей, врачей, социальных педагогов, общественных организаций и лиц и др.). Причем важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, данных от природы, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация в данной статье рассматривается как возможность раскрытия индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности в условиях разнообразной социокультурной среды и культурной среды образовательного учреждения.

Итак, социально-педагогическую поддержку можно рассматривать как оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта.

Социально-педагогическая поддержка, которая является сущностным понятием социального воспитания и социальной педагогики, основана на гуманистических ценностях.

Компоненты социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико-проектировочного, духовно-нравственного, интерактивно-коммуникативного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов.

Организационно-управленческий компонент ориентирован на организацию процесса социально-педагогической поддержки деятельности ребенка. Он решает следующие задачи: участие в разработке программы развития, образовательных программ образовательного учреждения, создание структур, необходимых для социально-педагогической поддержки (методические и психологические службы), организация повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-педагогической поддержки детей, разработка программы мониторинга, материально-техническое обеспечение процесса, установление внешних связей с социокультурной средой города. В основе этого компонента лежит решение проблем внутренней и внешней интеграции. Внутренняя интеграция состоит в объединении усилий структурных подразделений учреждения для разработки программы развития, ориентированной на социально-педагогическую поддержку ребенка, в создании на основе интеграции детских коллективов (школы, студии, ансамбли и др.). Внешняя интеграция заключается в установлении постоянного взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях достижения учреждением целей социально-педагогической поддержки. Вариативность состоит в возможности вариантов разработки программы развития внутренней структуры учреждения в зависимости от ее целей.

Диагностико-проектировочный компоненториентирован на изучение потенциала детей с целью выбора оптимального для них индивидуального образовательного пути и разработку проекта в виде программы деятельности коллектива и личности, способствующей успешности процесса социализации школьников. При этом под диагностикой понимается деятельность по изучению состояния субъектов образовательной деятельности. Под проектированием — деятельность педагога по созданию проекта, представляющего собой прообраз предполагаемого объекта, состояния. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях предопределила интеграцию диагностики и проектирования. С одной стороны, диагностика дает педагогу прямой материал для разработки программы деятельности, с другой — ребенок является субъектом собственной диагностики и проектирования индивидуального процесса социализации.

Интегративность на данном этапе заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности психологов, педагогов, методистов с деятельностью ребенка по его диагностике и определению индивидуального пути социализации. Вариативность состоит в возможности разработки разнообразных вариантов деятельности, исходя из потребностей ребенка.

На диагностическом этапе проводится несколько исследований (социологических, психологических, педагогических), позволяющих впоследствии определить содержание, формы и методы работы с детьми.

Таким образом, этот компонент ответственен за изучение потребностей, способностей, возможностей ребенка, а также за процесс их самопознания, результатом которого становится выбор индивидуально-коллективного пути развития в форме индивидуальной или групповой программы, на содержание которой ребенок имеет право влиять исходя из своих познавательных и творческих потребностей.

Духовно-нравственный компонен — развитие гуманной этической позиции субъектов образовательного учреждения, в т.ч. доброты, эмпатии, толерантности, готовности прийти на помощь другому, эстетического восприятия жизни и деятельности. Духовно-нравственное развитие школьников активно формируется и развивается в процессе деятельности: принятия коллективных решения, дискуссий, КВН, театрализованных действий, конкурсов, познавательных, ролевых, имитационных игр, благотворительной деятельности и др.

Духовно-нравственный компонент школы включает: мировоззренческий и эстетический аспекты, этикет школьного сообщества, направленные на формирование мировосприятия; а также познавательную и социализирующую деятельность и на формирование миропонимания, которое реализуется в работе и общении в урочное и внеурочное время.

Интерактивно-коммуникативный компонентвключает ребенка в познавательную, творческую деятельность, а также деятельность по решению личностных проблем, способствующую его успешной социализации. Этот компонент предполагает:

интеграцию разных видов деятельности ребенка (познавательной, творческой, коммуникативной);

интеграцию внутренней среды учреждения дополнительного образования с внешней социокультурной средой (высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, искусства, спорта, общественными организациями и др.) для организации исследовательской, творческой работы школьника;

интеграцию деятельности педагога, психолога, методиста.

Вариативность проявляется в выборе форм, технологий деятельности педагога и ребенка.

Задача педагога заключается в организации процесса деятельности. Содержание, формы, методы образовательного процесса зависят от его направления.

Однако есть общие аспекты:

практико-ориентированный характер (преобладание в общем объеме времени практических занятий);

личностно-ориентированный характер (определение содержания, форм, методов воспитания исходя из интереса ребенка);

разнообразие форм занятий (деловые, ролевые игры, экскурсии, занятия-диспуты, дискуссии, лабораторные, практические занятия в архивах, мастерских, творческих студиях и др.), праздников и иных мероприятий;

отсутствие оценочной системы.

Педагог в образовательном процессе выступает как старший, опытный коллега, консультант, партнер в совместной деятельности, что определяет необходимость организации воспитательного процесса с преобладанием индивидуальных и групповых форм работы.

Таким образом, содержание интерактивного компонента состоит в осуществлении практической деятельности при поддержке педагога через создание продукта самостоятельной работы в избранной им сфере науки, культуры, искусства.

В общении и коммуникации между взрослыми и детьми утверждаются гуманные и равноправные отношения, гармонического стиля отношения, основанные на взаимном интересе, уважении к чужому мнению, на договоре, демократических принципах, цивилизованном (правовом) решении конфликтных ситуаций.

Интерактивно-коммуникативныйкомпонент социально-педагогической поддержки реализуется и в совместной деятельности по оказанию помощи ребенку в решении его проблем.

Рефлексивно-аналитический компонент состоит в анализе результатов социально-педагогической поддержки детей на четырех уровнях — деятельности ребенка, коллектива учащихся, педагога, учреждения — по итогам которого определяется программа коррекционных мер.

Оценивая деятельность ребенка, педагог определяет результаты его познавательной, творческой деятельности посредством выявления уровня социально-личностной компетентности, оценки качества самостоятельной деятельности. Педагог помогает ученику провести самоанализ собственной работы, что позволяет развивать рефлексию и самокоррекцию личности.

Анализ деятельности коллектива учащихся осуществляется как самостоятельно социальным педагогом путем анкетирования, беседы, наблюдения, так и самим коллективом учащихся, которые в процессе обсуждения не только оценивают свою работу, но и вносят коррективы и предлагает перспективы дальнейшего развития.

Содержание деятельности педагога в рамках этого компонента заключается в анализе и самоанализе степени реализации целей образовательной программы, динамики собственного профессионального развития и, исходя из этого — в определении путей коррекции своей деятельности.

На уровне учреждения анализируются результаты реализации программы развития, образовательной и целевых программ; деятельности методической и психологической служб по повышению профессиональной компетентности педагогов, по разработке и реализации программы мониторинга, его инструментария (экспертиза образовательных и воспитательных программ и др.). Определяются проблемы, разрабатывается система мер коррекционных мероприятий.

Главными задачами в деятельности современного педагога являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка, поддержка в решении жизненных проблем, защита его достоинства и прав. А.С. Макаренко в своих работах указывал на необходимость соблюдения дисциплины, введения законов о защите слабых, младших, «новеньких», а также формирование у детей саморегуляции, оптимизма [1].

Такой подход созвучен с нашими представлениями о социально-педагогической поддержке ребенка в коллективе.

Нормативно-правовой компонент — определение прав ребенка в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения в школе учителей, родителей и учеников; владение нормативно-правовыми документами разного уровня — от государственных законов до распоряжений и приказов на уровне образовательного учреждения, направленных на защиту прав ребенка; просвещение детей в их правах и обязанностях, организация навыков нормотворчества в образовательном процессе, просвещение педагогов и родителей; отстаивание прав ребенка в судебных органах.

Итак, социально-педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации для успешной самореализации.

Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогическом сопровождении или характеризуют средства социально-педагогической поддержки. Самопознание и творчество — это сферы социализации, обеспечивающие активность процесса самореализации.

Виды социально-педагогической поддержки

Социально-педагогическая поддержка имеет следующие виды.

Социальный вид социально-педагогическая поддержки предполагает:

оказание помощи ребенку в установлении дружеских контактов, освоение способов бесконфликтного взаимодействия, договорных отношений;

принятие норм и правил жизнедеятельности коллектива и законов общества;

развитие интеллектуальных, эстетических, этических способностей;

развитие качеств и черт характера, необходимых для полноценной жизнедеятельности, в процессе организации коллективной трудовой и творческой деятельности, нормотворчества (коллективная разработка правил и законов жизни коллектива и их поддержание) и др.

Материальная социально-педагогическая поддержка характеризуется как:

оказание материальной помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей;

воспитание уважения к материальным ценностям;

организация хорошо оборудованного пространства для образовательно-воспитательных целей.

Психологическая социально-педагогическая поддержка — это совокупность способов и мер, которые направлены на:

оказание помощи в психологической стабилизации личности, избавление от комплексов, развитие психологической защищенности;

поддержание положительных эмоций, оптимистического взгляда на мир;

развитие психологической устойчивости личности;

развитие творческой активности личности, способности понять и раскрыть себя, развивать свою Я-концепцию, защищать свою уникальность.

Обеспечение психологической социально-педагогической поддержки включает:

действия, направленные на психологическую стабилизацию личности, на успешное преодоление и прекращение негативных, травмирующих ребенка переживаний;

использование новых способов воспитательных воздействий, нового уровня отношений, создание определенных условий для воспитанников в связи с переходом их от одного этапа психического развития к другому, т.е. с появлением новых психических особенностей личности;

создание атмосферы защищенности в микросоциальной среде и индивидуальную работу по формированию состояния покоя на фоне релаксации, положительной эмоционально насыщенной обстановки.

Физическая социально-педагогическая поддержка — это:

помощь ребенку в своевременном выявлении заболеваний (диспансеризация, индивидуальное обследование, наблюдение) и направлении на лечение;

помощь в овладении основами физической культуры (физические упражнения, спорт, туризм, методы закаливания организма, методы релаксации, массажа и самомассажа);

помощь в овладении способами защиты в случаях природных катаклизмов, опасности материальных объектов путем теоретических и практических занятий на уроках биологии, ОБЖ, во время турпоходов, экскурсий, во внеклассных мероприятиях, использовании здоровьесберегающих технологий в работе.

Процесс развития социально-педагогической поддержки зависит от ряда факторов: внутренних (субъектных) и внешних (культурно-образовательных), оказывающих прямое или косвенное воздействие на эффективность процесса. Важное значение для развития социально-педагогической поддержки школы имеют субъектные факторы, включающие ценностные ориентации, интересы, готовность к оказанию помощи, поддержке и защите ребенка, педагогические способности и качества, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку, взаимодействие субъектов и др. Социокультурные факторы оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие социально-педагогической поддержки школы.

К основным культурно-образовательным факторам по результатам исследования отнесены:

государственные решения в области помощи и поддержки ребенка;

уровень развития науки в стране, свидетельствующий о возможности теоретически обоснованного решения проблемы;

уровень материально-технического и методического обеспечения образовательной деятельности по данной проблеме;

особенности социокультурной среды региона, его культурно-образовательной инфраструктуры.

Итак, социально-педагогическая поддержка как основа социального воспитания характеризует целенаправленный процесс социально-педагогической деятельности, основанный на гуманистических ценностях, и, тем самым, отражает целевое назначение социальной педагогики как науки и практики.

Наши рекомендации