Глава II. Как работать во время лекционного занятия
В учебном курсе планируется 26 часов лекционных занятий. Иногда студенты недооценивают эту форму работы, считая, что они в состоянии самостоятельно прочитать рекомендуемую литературу - и этого будет достаточно для отчета на экзамене. Следует обратить внимание на то, что эта позиция не выгодна студенту по следующим обстоятельствам:
- учебный лекционный курс - это не есть повторение информации, содержащейся в литературе; это авторское видение основных позиций учебного курса;
- акценты, расставленные преподавателем при подаче материала, ориентируют студента на правильный отбор и интерпретацию учебной информации во время самостоятельной работы над ней;
- на лекционных занятиях преподаватель обращает внимание на те проблемы, понимание которых необходимо для успешной сдачи экзамена.
Отсюда проистекает необходимость не просто пассивного пребывания на лекции, но активной мыслительной деятельности во время занятия.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется к каждой последующей лекции прочитывать записи, сделанные на предыдущей. При оформлении конспекта лекций необходимо оставлять поля для того, чтобы иметь возможность сделать рабочие пометки: на что обратить внимание, что обсудить позднее на семинарском занятии как мало понятный вопрос, в чем попробовать разобраться самостоятельно, какие вопросы задать преподавателю - сразу же по ходу лекции либо в конце ее.
Если какой-то лекционный материал все-таки остался неусвоенным, то после попытки разобраться в нем самостоятельно еще раз следует обратиться к преподавателю во время предэкзаменационной консультации.
Глава III. Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
§ 1. Как составить конспект при подготовке к семинарскому занятию.
Прежде всего следует прочитать ту литературу, которая рекомендована к семинарскому занятию. При чтении надо обращать внимание на то, какой материал соответствует предложенным к занятию вопросам. Если из прочитанного становится ясно, что основы для ответа есть, то можно приступить к составлению конспекта. Для конспектов целесообразно отвести отдельную тетрадь, в которой необходимо составить широкие поля, для работы на самом семинарском занятии.
При оформлении конспекта надо обратить внимание на:
- объем законспектированного материала, который оптимально должен составлять 3-4 машинописных или 6-8 страниц тетради обычного формата; по одному семинарскому вопросу; это облегчит подготовку к экзамену (основное будет зафиксировано в конспекте);
- грамотное оформление заголовков ответов на каждый вопрос и фрагментов ответа - желательно учебный материал предельно членить на более мелкие по объему куски, что также способствует лучшему усвоению;
- то, что цитируется, следует заключать в кавычки и передавать строго по тексту; то, что передается своими словами излагать четко, ясно, с указанием, откуда почерпнут материал;
- по спорным позициям, которые интерпретируются в литературе неоднозначно, записывать различные точки зрения для того, чтобы иметь возможность их сопоставить и уяснить наиболее грамотное аргументирование и сформулировать собственное понимание проблемы;
- в конце ответа по каждому вопросу сделать обобщения и выводы;
- при оформлении использовать только общепринятые сокращения.
Семинар № I.
Античный мир Европы и его специфические цивилизационные черты
1. | Древнегреческая цивилизация; ее зарождение, развитие, надлом и разложение. |
2. | Эллинизм - "встреча Востока и Запада". |
3. | Ценности древнеримской цивилизации. |
4. | Античная европейская культура как генотип современной Западной цивилизации. |
Рекомендуемая литература:
34. История Европы: в 8 т. Т.1. Древняя Европа. - М., 1988, Ч.2.Гл. I, 5-7, 10.
35. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989, Кн. 2.
36. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1994.
37. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
38. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
39. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
40. История древнего Рима. - М., 1993.
41. Культура древнего Рима: в 2 т. М., 1985.
42. Штаерман Е.М. Проблемы римской цивилизации // Цивилизации. Вып. I. М., 1992. С. 88-111.
43. На пути к современной цивилизации / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Лазебникой. М., 1992. С.52-57.
44. Человек и общество (Основы современной цивилизации): Хрестоматия. М., 1992. С. 85-97.