Тема: «Культура письменной речи: русская орфография»
Часа
План
1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии.
2. Орфографическая норма. Орфографическое правило. Орфограмма.
3. Трудные случаи русской орфографии.
Список литературы
1. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.
2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.
3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.
Задания
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание буквы о или е после шипящих.
Горяч…, танц…вщик, облуч…нный, алыч…вый, гребеш…к, верблюж…нок, девч…нка, распаш…нка, свеж…, закопч…нный, ситц… вый, понож…вщина, борщ…к, коч…вка, облиц…ванный, добряч…к, крюч…чек, парч…вый, выкорч…вывать, изображ…н.
2. Перепишите текст, раскрывая скобки.
Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было еще сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.
Как всякая (не)позноваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам – (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам – (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.
Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, еще (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)примиримости с рабством.
3. Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъясните их значение.
Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…прятать, пр…верженный, пр…касаться, пр…мерять, пр…бытие, пр…ображать, пр…взойти, пр…верженец, пр…тяжение, пр…возносить, пр…сечь, пр…служиваться, пр…низить, пр…бирать, пр…одеть, пр…забавный, пр…беречь, пр…поднять, пр…восходить, пр…выше всего, пр…образованный, пр…полярный, пр…дисловие, пр…избыток, пр…мириться, пр…нуждение, пр…командированный, пр…емлемый, пр…вносить, пр…одолеть, пр…гнуть, пр…мудрый, пр…вить.
4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание н или нн.
Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор, рама покраше…а; коше…ый или некоше…ый луг, скоше…ая трава, трава скоше…а; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ые стены; балова…ый ребенок – избалова…ое дитя – девочка избалова…а родителями; стриже…ый мальчик – остриже…ая голова, волосы остриже…ы; дистилирова…ая вода.
5. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.
1.(С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Березка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.
6. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(В) следств… ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени… дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени… двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).
(По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени… старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви… я узнал, что не только наводнение являлось причиной вашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби… Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду – задание ответственное (Эренб.).
Практическая работа №26