Морфология. орфография. культура речи

Причастие (25 ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не-и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.

Буквы о я епосле шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

I . Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог (11 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 ч + 2 ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (18 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

III. Учебно-тематический план.

Содержание Кол-во часов Кол-во контрольных Развитие речи
Русский язык как развивающееся явление.   -
Повторение пройденного в 5-6 классах.  
Морфология. Орфография. Культура речи. - Причастие.      
- Деепричастие.  
- Наречие.  
- Категория состояния.  
Служебные части речи. Культура речи. - Предлог.    
- Союз.  
- Частица.  
Междометие. Звукоподражательные слова.   -
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах.  
Всего  

VI. Календарно-тематическое планирование.

Дата Тема Кол-во часов Тип урока Словарная работа Домашнее задание
Русский язык как развивающееся явление. Урок усвоения новых знаний    
    Повторение изученного в 5 – 6 классах. 1) Диктант-упр.3.Синтаксис. Синтаксический разбор 12+2       Повторительно-обобщающие уроки    
2)Синтаксис. Синтаксический разбор    
3) Пунктуация. Пунктуационный разбор.    
4)Диктант-упр.12. Лексика и фразеология.    
5) Диктант-упр.16. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.    
6) Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.    
7) Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.    
8) Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.    
9) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.    
10) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
11) Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
КД 12) Контрольный диктант по теме «Повторение». Урок контроля
Р Текст Уроки развития речи    
Р Стили литературного языка.    
    Морфология и орфография. Причастие. 1) Повторение изученного в 5 –6 классах по теме «Глагол».   25+6 Повторительно-обобщающий урок    
2) Причастие как часть речи. Урок усвоения и закрепления новых знаний присутствовать  
Р Публицистический стиль. Свободный диктант по тексту упр.63. Урок развития речи    
3) Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний Колонна Гирлянда Отразить Калитка  
4) Причастный оборот. Пакет  
5) Выделение причастного оборота запятыми.    
Р Описание внешности человека. Урок развития речи    
6) Действительные и страдательные причастия.     Уроки усвоения и закрепления новых знаний Паром  
7) Краткие и полные страдательные причастия.    
8) Действительные причастия настоящего времени.    
9) Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Силуэт Поразительный  
Р Изложение ( упр. 100). Урок развития речи    
10) Действительные причастия прошедшего времени.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний
11) Страдательные причастия настоящего времени.      
12) Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.   Движимый  
13) Диктант-упр 107. Страдательные причастия прошедшего времени.   Приведённый Переведённый  
14) Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.    
15) Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.      
16) Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. (продолжение темы).    
17) Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.   Жёваный кованый    
18) Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких прилагательных (продолжение темы).   Медленный Желанный Священный Нечаянный Невиданный Неслыханный нежданный  
Р Выборочное изложение (упр.130).   Урок развития речи    
19) Морфологический разбор причастия. Урок усвоения и закрепления новых знаний Акварель Аквариум Акваланг  
КД 20) Контрольный диктант за 1-ю четверть.   Урок контроля    
21) Слитное и раздельное написание не с причастиями.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний Выровненный Прекратить  
22) Слитное и раздельное написание не с причастиями (продолжение темы) Претензия Претендовать  
23) Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.    
43-44 Р Сочинение-описание внешности знакомого человека по наблюдениям (упр. 145, 146). Уроки развития речи    
24) Диктант-упр.143Повторение изученного по теме «Причастие». Повторительно-обобщающий урок    
КД 25) Контрольный диктант по теме «Причастие» Урок контроля    
Деепричастие 1) Деепричастие как часть речи. 10+2     Уроки усвоения и закрепления новых знаний    
2) Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.    
3) Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.    
4) Раздельное написание не с деепричастиями.    
5) Раздельное написание не с деепричастиями.
6) Деепричастия несовершенного вида. Бассейн Дистанция Сиять  
7) Деепричастия совершенного вида. Комбинация Галерея Экспресс  
8) Диктант-упр.186. Морфологический разбор деепричастия.    
9) Словарный диктант-упр.191. Повторение изученного по теме «Деепричастие». Повторительно-обобщающий урок    
КД 10) Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Урок контроля    
Р Описание действий людей. Уроки развития речи    
Р Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь».
  Наречие 1) Наречие как часть речи. 28+6     Уроки усвоения и закрепления новых знаний
2) Наречие как часть речи.    
3) Смысловые группы наречий.    
4) Смысловые группы наречий. комбинат  
Р Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». Урок развития речи    
5) Степени сравнения наречий. Уроки усвоения и закрепления новых знаний
6) Диктант-упр.215. Морфологический разбор наречия. эпидемия  
Р Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» ( упр. 217). Урок развития речи    
7) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний Возражение Поражение  
8) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Почтальон Квитанция Штемпель Конверт  
9) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.    
10) Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Никак Нисколечко  
11) Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Ничуть нимало  
12) Диктант-упр.231. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.    
13) Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.    
14) Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.    
Р Описание действий. Собирание материалов к сочинению. Урок развития речи    
15) Буквы о и е после шипящих на конце наречий.   Урок усвоения и закрепления новых знаний    
Р Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. ( упр. 240). Урок развития речи    
16) Буквы о и а на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. Урок усвоения и закрепления новых знаний    
Р Подробное изложение с элементами сочинения ( упр. 248) Урок развития речи    
17) Дефис между частями слова в наречиях. Урок усвоения и закрепления новых знаний Давным-давно Волей-неволей Видимо-невидимо  
Р Сочинение-рассказ от имени героя по картине Е.Н. Широкова «Друзья» ( упр. 249) Урок развития речи    
18) Дефис между частями слова в наречиях.     Уроки усвоения и закрепления новых знаний Мало-помалу Точь-в-точь Бок о бок  
19) Дефис между частями слова в наречиях.    
20) Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных До смерти На лету С налёту На ходу С разбегу На миг  
21) Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных Вмиг На скаку на глазок под силу по двое по трое  
22) Мягкий знак после шипящих на конце наречий.    
23) Повторение изученного по теме «Наречие».   Повторительно-обобщающие уроки    
24) Повторение изученного по теме «Наречие».    
25) Повторение изученного по теме «Наречие». Свободный диктант ( упр. 269)    
КД 26) Контрольный диктант по теме «Наречие». Урок контроля    
27) Анализ контрольного диктанта    
28) Тематический зачёт по теме «Наречие» Урок контроля
Категория состояния 1) Категория состояния как часть речи. 4+2   Уроки усвоения и закрепления новых знаний
2) Категория состояния как часть речи.
  3) Морфологический разбор категории состояния.    
Р Сжатое изложение с описанием состояния природы ( К. Паустовский «Обыкновенная земля», упр. 281) Урок развития речи    
4) Повторение темы «Категория состояния» Повторительно-обобщающий урок    
Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ( упр. 282). Урок развития речи    
Служебные части речи. 1) Самостоятельные и служебные части речи     Уроки усвоения и закрепления новых знаний    
Предлог. 1) Предлог как часть речи. 11+2   Резиденция период  
2) Употребление предлогов. Изобразить  
3) Непроизводные и производные предлоги.    
4) Непроизводные и производные предлоги.    
5) Простые и составные предлоги.    
6) Морфологический разбор предлога.    
7) Слитное и раздельное написание производных предлогов. Впоследствии    
8) Слитное и раздельное написание производных предлогов. Фантазия  
9) Повторение по теме «Предлог». Повторительно-обобщающие уроки    
10) Повторение по теме «Предлог».    
110-111 Р Р Сочинение-репортаж по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» ( упр. 307). Уроки развития речи Гимнастика Осанка Снаряд Чемпион Тренер Тренироваться  
11) Свободный диктант по тексту упр. 311. Урок контроля    
  Союз. 1) Союз как часть речи. 16+2     Уроки усвоения и закрепления новых знаний   Оттого что Вследствие того что В силу того что Благодаря тому что Реальный ситуация  
2) Простые и составные союзы.    
3) Союзы сочинительные и подчинительные. Кромешный Чтобы Для того чтобы С тем чтобы Затем чтобы  
4) Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.    
5) Сочинительные союзы.    
6) Сочинительные союзы.    
Р Сочинение по заданному началу. (упр.335). Урок развития речи    
7) Подчинительные союзы.   Уроки усвоения и закрепления новых знаний Как будто  
8) Подчинительные союзы. Светофор семафор  
9) Морфологический разбор союза. Автор Классик  
Р Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» с использованием заданных высказываний. (упр.343). Урок развития речи    
10) Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Уроки усвоения и закрепления новых знаний Масса    
11) Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Зато ( = но) Кросс  
12) Диктант–упр.350. Повторение сведений о предлогах и союзах.   Повторительно-обобщающие уроки    
13) Словарный диктант (упр.351). Повторение сведений о предлогах и союзах.
14) Урок-зачёт по теме «Союз»    
КД 15)Контрольный диктант по темам «Союз» и «Предлог». Урок контроля    
16) Анализ контрольного диктанта    
Частица. 1) Частица как часть речи. 18+4     Уроки усвоения и закрепления новых знаний     чемпион  
2) Разряды частиц. Формообразующие частицы.    
  3) Смысловые частицы. Предварительный  
4) Смысловые частицы    
5) Смысловые частицы.    
6) Раздельное и дефисное написание частиц. Старательно  
7) Морфологический разбор частицы.    
8) Отрицательные частицы не и ни.    
9) Отрицательные частицы не и ни. Карикатура Сатира  
10) Диктант-упр.392. Различение частицы и приставки не. Недосягаемый  
11) Различение частицы и приставки не.    
12) Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи    
13) Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи    
14) Закрепление правописания частицы НЕ с различными частями речи.
15) Частица ни, приставка ни, союз ни – ни.
16) Частица ни, приставка ни, союз ни – ни.    
17) Повторение по теме «Частицы». Свободный диктантпо тексту упр. 408. Повторительно-обобщающий урок    
КД 18) Контрольный диктант по теме «Частицы». Урок контроля    
Р Придумывание обрамлений к рассказу   Уроки развития речи    
Р Составление «рассказа в рассказе »по данному началу и концу.    
Р Составление «рассказа в рассказе »по данному началу и концу.    
Р Написание рассказа по данному сюжету    
Междометие. 1) Междометие как часть речи.     Уроки усвоения и закрепления новых знаний   Комендант  
2) Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях    
3) Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.    
4) Повторение по теме «Междометие» Повторительно-обобщающий урок    
    Повторение и систематизация изученного в 5 –7 классах. 1) Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. 12+2     Повторительно-обобщающий урок    
Р Контрольное сочинение (упр. 428) Уроки развития речи    
Р Контрольное сочинение (упр. 428)    
2) Фонетика. Графика. Повторительно-обобщающий урок    
КД 3) Итоговый контрольный диктантза курс 7-го класса Урок контроля
4) Лексика и фразеология.     Повторительно-обобщающие уроки
5) Морфемика. Словообразование.
6) Морфология.
7) Синтаксис.
8) Орфография
9) Орфография
10) Пунктуация
11) Диктант по упр. 459. Пунктуация.
12) Итоговый тест

Наши рекомендации