Тема: «Публицистический стиль»

Часа

План

1. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки выделения публицистического стиля.

2. Подстили и жанры публицистического стиля, преломление в них черт публицистического стиля.

3. Функции публицистического стиля.

4. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доминанта публицистического текста.

5. Соотношение понятий стандарта (клише) и штампа.

6. Экспрессивность публицистического стиля; средства речевой выразительности.

7. Средства массовой информации и культура речи.

8. Язык рекламы.

9. Динамика нормы в публицистике.

Список литературы

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 44-58.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 182-200.

3. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971.

4. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 238-280.

5. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. - М., 1972. - С. 82-104.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 44-56.

7. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. –С. 27-35.

8. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

9. Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

Задания

1. Подготовьте сообщения по статьям:

а) Дунаевская О. В. Фразы, подброшенные в «воздух», или несколько советов публицистам // Рус. речь -1997. - № 1. - С. 51-55.

б) Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопр. языкознания -1996. - № 3. - С. 23-32.

в) Какорина Е. В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1998.

2. Подберите текст публицистического стиля и проанализируйте его стилистику, указав черты: 1) инвариантные и 2) обусловленные жанрово-ситуативной принадлежностью текста. Рассмотрите средства речевой выразительности и изобразительности, сделайте вывод о жанрово-ситуативном характере тропов и фигур речи в публицистическом дискурсе.

Практическая работа №13

Тема: «Разговорный стиль и разговорная речь»

Часа

План

1. Общая характеристика разговорного стиля. Экстралингвистические и стилевые черты разговорного стиля.

2. Прагматика и стилистика разговорной речи. Условия успешного общения.

3. Причины коммуникативных неудач.

4. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

5. Жанры речевого общения.

6. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

Список литературы

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 26-33.

2. Горшков А. И. Русская стилистика. - М., 2001. - С. 277-309.

3. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 5-34.

4. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. - С. 175-201.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 213-218.

6. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 47-94.

7. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь и ее особенности. - М., 1974. - С. 6-40.

8. Сметанина С. И. Разговорный стиль: Учебное пособие. - СПб., 1998. -36 с.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) по статье Едличка А. Проблематика разговорного языка и стиля // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 20. - М., 1988. –С. 111- 122.

б) По разделам главы 1 «Культуры русской речи». - М., 2000:

- Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

- Жанры речевого общения.

- Причины коммуникативных неудач.

2. Из произведений художественной литературы подберите фрагменты текстов, иллюстрирующие функционирование элементов разговорного стиля. Определите функции «разговорной стилистики» в художественном тексте.

Практическая работа №14

Тема: «Основы мастерства публичного выступления»

Часа

План

1. Оратор и его аудитория.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Речевые тактики и стратегия общения.

8. Контакт оратора с аудиторией.

9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?

10. Как готовиться к выступлению.

11. Оценка эффективности публичного выступления.

Список литературы

1. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 271-324.

2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 211-302.

3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 207-220.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М.,2002. - С. 348-361.

5. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие. - М., 2000.

6. Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1999. - С. 22-137.

7. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95, - С. 102-133.

8. Львов М. Р. Риторика. 1995. - М., - С. 23-55.

9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов-н/Д., 2002.

10. Савкова З. В. Искусство оратора. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 143-187.

11. Сергеечева В. Как говорить убедительно. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 4-157.

12. Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234.

13. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. - Ростов-н/Д., 1999.

14. Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480.

Задания

1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1) Читайте, читайте, читайте!

2) О времена! О нравы!

3) Отцы и дети.

4) Ученье – свет.

5) Ода здоровому образу жизни.

6) Ода студенчеству.

7) Легко ли быть молодым.

8) О красоте.

9) Дарите людям радость.

10) Человек и природа.

3. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.

Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002).

Аспекты Возможные ситуации Кол - во баллов
1. Соответствие содержания речи теме а) соответствует полностью
б) не полностью
в) не соответствует
2. Использование фактов а) в достаточном количестве
б) в недостаточном количестве
в) в излишнем количестве
г) не использованы
3. Характер использованных фактов а) интересные факты
б) свежие факты
в) всем известные факты
4. Интерпретация фактов а) удачная интерпретация
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)
5. Количество аргументов а) аргументы содержатся в достаточном количестве
б) в недостаточном количестве
в) в излишнем количестве
г) аргументов по существу нет
6. Характер аргументов а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)
7. Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) а) использование аргументов разных типов
б) типовое однообразие аргументов
8. Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) а) заметная ориентация на всю аудиторию
б) ориентация только на часть аудитории
в) отсутствие ориентации
9. Композиционная (структурная) сторона речи а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны
б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)
10. Выразительность речи а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют
11. Ортологическая сторона речи а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п.
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)
12. Подготовленность речи а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.)
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.)
13. Соблюдение правил произнесения речи а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.)
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них
14. Реакция выступающего на поведение аудитории а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

Практическая работа №15

Наши рекомендации