Тема: «Публицистический стиль»
Часа
План
1. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки выделения публицистического стиля.
2. Подстили и жанры публицистического стиля, преломление в них черт публицистического стиля.
3. Функции публицистического стиля.
4. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доминанта публицистического текста.
5. Соотношение понятий стандарта (клише) и штампа.
6. Экспрессивность публицистического стиля; средства речевой выразительности.
7. Средства массовой информации и культура речи.
8. Язык рекламы.
9. Динамика нормы в публицистике.
Список литературы
1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 44-58.
2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 182-200.
3. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971.
4. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 238-280.
5. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. - М., 1972. - С. 82-104.
6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 44-56.
7. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. –С. 27-35.
8. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.
9. Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.
Задания
1. Подготовьте сообщения по статьям:
а) Дунаевская О. В. Фразы, подброшенные в «воздух», или несколько советов публицистам // Рус. речь -1997. - № 1. - С. 51-55.
б) Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопр. языкознания -1996. - № 3. - С. 23-32.
в) Какорина Е. В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1998.
2. Подберите текст публицистического стиля и проанализируйте его стилистику, указав черты: 1) инвариантные и 2) обусловленные жанрово-ситуативной принадлежностью текста. Рассмотрите средства речевой выразительности и изобразительности, сделайте вывод о жанрово-ситуативном характере тропов и фигур речи в публицистическом дискурсе.
Практическая работа №13
Тема: «Разговорный стиль и разговорная речь»
Часа
План
1. Общая характеристика разговорного стиля. Экстралингвистические и стилевые черты разговорного стиля.
2. Прагматика и стилистика разговорной речи. Условия успешного общения.
3. Причины коммуникативных неудач.
4. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.
5. Жанры речевого общения.
6. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.
Список литературы
1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 26-33.
2. Горшков А. И. Русская стилистика. - М., 2001. - С. 277-309.
3. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 5-34.
4. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. - М., 1979. - С. 175-201.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 213-218.
6. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 47-94.
7. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь и ее особенности. - М., 1974. - С. 6-40.
8. Сметанина С. И. Разговорный стиль: Учебное пособие. - СПб., 1998. -36 с.
Задания
1. Подготовьте сообщения:
а) по статье Едличка А. Проблематика разговорного языка и стиля // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 20. - М., 1988. –С. 111- 122.
б) По разделам главы 1 «Культуры русской речи». - М., 2000:
- Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.
- Жанры речевого общения.
- Причины коммуникативных неудач.
2. Из произведений художественной литературы подберите фрагменты текстов, иллюстрирующие функционирование элементов разговорного стиля. Определите функции «разговорной стилистики» в художественном тексте.
Практическая работа №14
Тема: «Основы мастерства публичного выступления»
Часа
План
1. Оратор и его аудитория.
2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.
3. Композиция публичного выступления.
4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.
5. Аргументация в ораторской речи.
6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.
7. Речевые тактики и стратегия общения.
8. Контакт оратора с аудиторией.
9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?
10. Как готовиться к выступлению.
11. Оценка эффективности публичного выступления.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 271-324.
2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 211-302.
3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 207-220.
4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М.,2002. - С. 348-361.
5. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие. - М., 2000.
6. Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1999. - С. 22-137.
7. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95, - С. 102-133.
8. Львов М. Р. Риторика. 1995. - М., - С. 23-55.
9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов-н/Д., 2002.
10. Савкова З. В. Искусство оратора. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 143-187.
11. Сергеечева В. Как говорить убедительно. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 4-157.
12. Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234.
13. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. - Ростов-н/Д., 1999.
14. Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480.
Задания
1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.
Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)
«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.
И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».
2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:
1) Читайте, читайте, читайте!
2) О времена! О нравы!
3) Отцы и дети.
4) Ученье – свет.
5) Ода здоровому образу жизни.
6) Ода студенчеству.
7) Легко ли быть молодым.
8) О красоте.
9) Дарите людям радость.
10) Человек и природа.
3. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.
Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002).
№ | Аспекты | Возможные ситуации | Кол - во баллов |
1. | Соответствие содержания речи теме | а) соответствует полностью | |
б) не полностью | |||
в) не соответствует | |||
2. | Использование фактов | а) в достаточном количестве | |
б) в недостаточном количестве | |||
в) в излишнем количестве | |||
г) не использованы | |||
3. | Характер использованных фактов | а) интересные факты | |
б) свежие факты | |||
в) всем известные факты | |||
4. | Интерпретация фактов | а) удачная интерпретация | |
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно) | |||
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято) | |||
5. | Количество аргументов | а) аргументы содержатся в достаточном количестве | |
б) в недостаточном количестве | |||
в) в излишнем количестве | |||
г) аргументов по существу нет | |||
6. | Характер аргументов | а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.) | |
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.) | |||
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные) | |||
7. | Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) | а) использование аргументов разных типов | |
б) типовое однообразие аргументов | |||
8. | Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) | а) заметная ориентация на всю аудиторию | |
б) ориентация только на часть аудитории | |||
в) отсутствие ориентации | |||
9. | Композиционная (структурная) сторона речи | а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны | |
б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой) | |||
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить) | |||
10. | Выразительность речи | а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды | |
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются | |||
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют | |||
11. | Ортологическая сторона речи | а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п. | |
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер | |||
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более) | |||
12. | Подготовленность речи | а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна) | |
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.) | |||
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.) | |||
13. | Соблюдение правил произнесения речи | а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.) | |
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна | |||
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них | |||
14. | Реакция выступающего на поведение аудитории | а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам | |
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль |
Практическая работа №15