Раздел I. Туризм как составная часть сферы услуг

Содержание

1. Предисловие. 4

2. Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения 6

3. Учебно-тематический план дисциплины для заочной формы обучения. 8

4. Методические рекомендации по изучению тем
разделов учебно-тематического плана дисциплины.. 10

Раздел I. Туризм как составная часть сферы услуг 10

Тема 1.1. Экскурс в историю становления туризма. Основные понятия сферы туризма. 10

Тема 1.2. Социально-культурные потребности человека и
сервисная деятельность как способ их
удовлетворения. 11

Тема 1.3. Состав комплексной туристской услуги.
Характеристика основных услуг: перевозки,
размещения, питания. 12

Тема 1.4. Туристские ресурсы как основной фактор
производства турпродукта. 15

Тема 1.5. Классификация и виды туризма. 17

Раздел II. Образование и карьера в туризме. 20

Тема 2.1. Современные тенденции формирования содержания профессионального туристского образования. 20

Тема 2.2. «Социально-культурный сервис и туризм» - новое направление подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства 21

Тема 2.3. Учебный план как основа организации учебно-воспитательного процесса по специальности. 23

Тема 2.4. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 25

Тема 2.5. Профессионально-квалификационная структура кадров туризма и профессиональное образование. 27

Тема 2.6. Профессиональная сфера деятельности специалиста по сервису и туризму. 28

Тема 2.7. Концепция профессионального роста. 30

Тема 2.8. Основы информационной культуры личности
специалиста. 31

5. Лабораторная работа «Составление рабочего учебного плана и графика учебного процесса по специальности». 34

6. Лабораторная работа «Составление списка
используемых источников и литературы». 82

7. Формы контроля и самоконтроля за освоением дисциплины.. 115


1. Предисловие

Учебный курс «Введение в специальность» является пропедевтической дисциплиной, подготавливающей студентов к восприятию и освоению дисциплин образовательной и профессиональной составляющей программы подготовки специалиста по сервису и туризму.

Цель курса – положить начало формированию социально-профессиональной идентичности будущего специалиста по сервису и туризму, дать общее представление о сфере туризма, познакомить с содержанием и основными технологиями освоения специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», с концепцией профессионального роста в индустрии туризма и гостеприимства.

Задачи курса:

1. Ознакомить с основными понятиями сферы туризма и гостеприимства.

2. Дать представление о сервисной деятельности как способе удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

3. Ознакомить с составом и основными характеристиками комплексной туристской услуги.

4. Дать представление о туристских ресурсах как основном факторе производства турпродукта.

5. Ознакомить с различными подходами к классификации туризма.

6. Ознакомить с основными тенденциями формирования содержания профессионального туристского образования.

7. Ознакомить с содержанием Государственного образовательного стандарта и учебного плана по специальности и технологиями освоения специальности.

8. Дать представление о профессионально-квалификационной структуре кадров сферы туризма, о профессиональной сфере деятельности специалиста по сервису и туризму.

9. Ознакомить с понятием карьеры и концепцией профессионального роста;

10. Ознакомить с основами информационной культуры личности специалиста.

11. Ознакомить с историей и современным состоянием университета и факультета.

12. Ознакомить с туристскими ресурсами города, области и региона.

13. Дать представление о политике Администрации города и Правительства области в отношении развития индустрии туризма и гостеприимства.

14. Способствовать профессиональной ориентации и формированию профессиональной направленности студентов-первокурсников в сфере туризма.

15. Способствовать формированию представлений о социальной значимости работы специалиста по сервису и туризму.

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студенту в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины.

Пособие содержит учебно-тематические планы по очной и заочной формам обучения, методические рекомендации по изучению тем, тексты лабораторных работ, описание форм контроля над освоением дисциплины.

Методические рекомендации по изучению конкретной темы включают краткое изложение содержания темы, перечень основных понятий, которые должны быть усвоены при изучении данной темы, вопросы для контроля и самоконтроля по теме, перечень источников информации по теме, перечень знаний и умений, которыми студент должен овладеть в результате освоения темы.

Методические рекомендации к темам, предусматривающим проведение семинарских (практических) занятий, содержат перечень основных вопросов, выносимых на обсуждение, и список источников информации по каждому вопросу.

2. Учебно-тематический план дисциплины
для очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
I. Туризм как составная часть сферы услуг
1.1. Экскурс в историю становления туризма. Основные понятия сферы туризма - -
1.2. Социально-культурные потребности человека и сервисная деятельность как способ их удовлетворения - -
1.3. Состав комплексной туристской услуги. Характеристика основных услуг: перевозки, размещения, питания - -
1.4. Туристские ресурсы как основной фактор производства турпродукта -
1.5. Классификация и виды туризма -
II. Образование и карьера в туризме
2.1. Современные тенденции формирования содержания профессионального туристского образования - -
2.2. Специальность 100103 ‑ «Социально-культурный сервис и туризм» - новое направление подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства - -
2.3. Учебный план как основа организации учебно-воспитательного процесса по специальности - -
2.4. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» - -
2.5. Профессионально-квалификационная структура кадров туризма и профессиональное образование - -
2.6. Профессиональная сфера деятельности специалиста по сервису и туризму - -
2.7. Концепция профессионального роста - - -
2.8. Основы информационной культуры личности специалиста
  Итого

3. Учебно-тематический план дисциплины
для заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические Лабораторные
I. Туризм как составная часть сферы услуг
1.1. Экскурс в историю становления туризма. Основные понятия сферы туризма 0,5 0,5 - - 3,5
1.2. Социально-культурные потребности человека и сервисная деятельность как способ их удовлетворения 0,5 0,5 - - 3,5
1.3. Состав комплексной туристской услуги. Характеристика основных услуг: перевозки, размещения, питания - -
1.4. Туристские ресурсы как основной фактор производства турпродукта 0,5 0,5 -
1.5. Классификация и виды туризма -
II. Образование и карьера в туризме
2.1. Современные тенденции формирования содержания профессионального туристского образования - - - -
2.2. Специальность 100103 ‑ «Социально-культурный сервис и туризм» - новое направление подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства 0,5 0,5 - - 2,5
2.3. Учебный план как основа организации учебно-воспитательного процесса по специальности - -
2.4. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» - - - -
2.5. Профессионально-квалификационная структура кадров туризма и профессиональное образование - -
2.6. Профессиональная сфера деятельности специалиста по сервису и туризму - - - -
2.7. Концепция профессионального роста - - - -
2.8. Основы информационной культуры личности специалиста 0,5 - 0,5 - 11,5
  Итого

4. Методические рекомендации по изучению тем разделов учебно-тематического плана дисциплины

Раздел II. Образование и карьера в туризме

Тема 2.1. Современные тенденции формирования содержания профессионального туристского образования. Основные факторы и новые тенденции ХХI века. Влияние процессов глобализации, информатизации и стремительного технологического развития на профессиональное туристское образование. Основные функции и задачи современного профессионального туристского образования.

Общепедагогические принципы формирования содержания профессионального образования. Концепция развития профессионального образования ЮНЕСКО.

Профессиональная компетентность как результат профессионального образования.

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» об уровнях высшего профессионального образования, сроках и формах его получения; о правах и обязанностях студентов (ст. 16); о льготах, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в вузе с работой; о документах о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Основные понятия темы: фактор, тенденция, глобализация, информатизация, технологизация, профессиональное образование, функции и задачи профессионального туристского образования, принципы формирования содержания профессионального образования, концепция ЮНЕСКО, компетентность, компетенции.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определения понятий: фактор, тенденция, глобализация, информатизация, технологизация, принципы, компетентность, компетенции.

2. Перечислите основные факторы и новые тенденции XXI века.

3. Раскройте содержание понятия «профессиональное образование».

4. Охарактеризуйте функции и основные задачи современного профессионального туристского образования.

5. Перечислите общепедагогические принципы формирования содержания профессионального образования.

6. Дайте общую характеристику концепции развития профессионального образования ЮНЕСКО.

Источники и литература по теме:

1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г.

2. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления [Текст]: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с. (С. 255-262).

3. Концепция развития профессионального образования ЮНЕСКО. // Портал ЮНЕСКО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://unesco.org/webworld/ifap

4. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст]: Учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма – М.: Советский спорт, 2005. – 528 с. (С. 14-56).

В результате изучения темы студент должен

знать:

· основные термины и определения темы: фактор, тенденция, глобализация, информатизация, технологизация, профессиональное образование, функции и задачи профессионального туристского образования, принципы формирования содержания профессионального образования, концепция ЮНЕСКО, компетентность, компетенции;

· факторы, тенденции и принципы формирования содержания профессионального туристского образования в XXI веке;

· функции и задачи профессионального туристского образования;

· общие сведения о Концепции развития профессионального образования ЮНЕСКО.

Тема 2.2. «Социально-культурный сервис и туризм» - новое направление подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства. Статистика о занятости трудоспособного населения в индустрии туризма и гостеприимства. Появление нового направления подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования как историческая необходимость современного этапа развития Российского общества. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» - государственный документ, устанавливающий комплекс общих требований к содержанию и уровню подготовки специалиста.

Структура ГОС ВПО.

Назначение специалиста по сервису и туризму и виды его профессиональной деятельности.

Специализация как неотъемлемая часть специальности. Назначение специализации.

Виды специализаций по специальности 100103 ‑ «Социально-культурный сервис и туризм», реализуемые на факультете туризма и гостиничного сервиса университета.

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» - первый вуз Свердловской области, получивший лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм». Страницы истории университета и факультета туризма и гостиничного сервиса. Научно-преподавательский состав и материально-техническая база университета и факультета туризма и гостиничного сервиса. Устав УрГПУ, Правила внутреннего распорядка, Положение о статусе «Студент года» по факультету туризма и гостиничного сервиса и др.*

Основные понятия темы: ГОС ВПО, виды профессиональной деятельности, специальность, специализация, квалификация, университет, научно-преподавательский состав, материально-техническая база.

Контрольные вопросы по теме:

1. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2. Дайте определения понятий: ГОС ВПО, профессия, специальность, специализация, квалификация, университет, научно-преподавательский состав, материально-техническая база.

3. Приведите данные ВТО о занятости трудоспособного населения в сфере индустрии туризма.

4. Дайте общую характеристику содержания ГОС ВПО 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм».

5. Охарактеризуйте содержание квалификационных требований к специалисту по сервису и туризму.

6. Перечислите виды профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму.

7. Назовите дату основания ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и дайте общую характеристику его современного состояния.

8. Назовите дату основания факультета туризма и гостиничного сервиса и дайте общую характеристику его современного состояния.

9. Какие преимущества имеет студент, завоевавший статус «Студент года» по факультету туризма и гостиничного сервиса?

Источники и литература по теме:

1. ГОС ВПО 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс].

2. Положения о статусе «Студент года» по факультету туризма и гостиничного сервиса, о стипендии Уральской Ассоциации туризма (УАТ), Положения об именных стипендиях.

3. Правила внутреннего распорядка ГОУ ВПО «УрГПУ».

4. Сенин, В.С. Организация международного туризма [Текст]: Учебник / В.С. Сенин – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с. (С. 196-212).

5. Устав ГОУ ВПО «УрГПУ».

Внеаудиторные формы ознакомления с содержанием темы, организуемые деканатом:

1. Экскурсия в Музей истории УрГПУ.

2. Экскурсия в Муниципальный Музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави» (УрГПУ).

3. Экскурсия по факультету туризма и гостиничного сервиса.

В результате изучения темы студент должен

знать:

· основные термины и определения темы: ГОС ВПО, профессия, виды профессиональной деятельности, квалификация, специальность, специализация, университет, научно-преподавательский состав, материально-техническая база;

· данные статистики о занятости трудоспособного населения в индустрии туризма и гостеприимства;

· структуру и содержание ГОС ВПО 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»;

· содержание квалификационных требований к выпускнику;

· виды профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму;

· виды специализаций, реализуемые на ФТГС в рамках специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»;

· основные сведения об университете и факультете;

· виды именных стипендий, на которые может претендовать студент факультета туризма и гостиничного сервиса;

· права и обязанности студента ГОУ ВПО «УрГПУ».

уметь:

· дать общую характеристику ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и факультету туризма и гостиничного сервиса.

Тема 2.3. Учебный план как основа организации учебно-воспитательного процесса по специальности. Учебный план как государственный документ, регламентирующий выполнение требований ГОС ВПО к содержанию образования и организации учебно-воспитательного процесса по специальности.

Структура учебного плана. Назначение и характеристика блоков дисциплин учебного плана. Понятие о федеральной и национально-региональной (вузовской) составляющих содержания образования. Курсы по выбору и факультативные дисциплины и их значение для обеспечения индивидуальной траектории обучения будущего специалиста в вузе.

Дисциплины специализаций. Инвариантная и вариативная составляющая специализаций.

Последовательность изучения дисциплин учебного плана. Предельная недельная аудиторная нагрузка. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы.

График учебного процесса.

Виды учебной и производственной практики: их цели и содержание. Назначение преддипломной практики.

Формы итоговой государственной аттестации выпускника вуза: подготовка и защита выпускной квалификационной работы и сдача итогового междисциплинарного экзамена.

Экспертиза соответствия учебного плана требованиям ГОС ВПО.

Основные понятия темы: учебный план, учебно-воспитательный процесс, блоки дисциплин, федеральный и национально-региональный компоненты, инвариант, вариатив, аудиторная и самостоятельная виды работ, график учебного процесса, практика, итоговая государственная аттестация.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определения понятий: учебный план, учебно-воспитательный процесс, федеральный и национально-региональный компоненты, инвариант, вариатив, аудиторная и самостоятельная виды работ.

2. Охарактеризуйте структуру и содержание учебного плана по специальности 100103 ‑ «Социально-культурный сервис и туризм».

3. Перечислите вариативные дисциплины специализаций «Туризм» и «Гостиничный сервис».

4. Перечислите виды практик по специальности и дайте общую характеристику их назначения.

5. Перечислите формы итоговой государственной аттестации по специальности.

6. В чем отличие дисциплин федерального компонента ГОС ВПО от дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и курсов по выбору студента?

7. Назовите предельно допустимую недельную аудиторную нагрузку и предельно допустимое число зачетов и экзаменов, выносимых на одну сессию.

Источники информации по теме:

1. Учебный план по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» со специализациями «Туризм» и «Гостиничный сервис» [Электронный ресурс].

В результате изучения темы студент должен

знать:

· основные термины и определения темы: учебный план, учебно-воспитательный процесс, блоки дисциплин, федеральный и национально-региональный компоненты, инвариант, вариатив, аудиторная и самостоятельная виды работ, график учебного процесса, практика, итоговая государственная аттестация;

· структуру и содержание учебного плана по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»;

· перечень дисциплин специализаций «Туризм» и «Гостиничный сервис»;

· виды и назначение практик по специальности;

· формы итоговой государственной аттестации;

уметь:

· «читать» учебный план по специальности;

· составлять рабочий учебный план и график учебного процесса на конкретный курс обучения;

· осуществлять общую экспертизу соответствия учебного плана требованиям ГОС ВПО.

Лабораторная работа «Составление рабочего учебного плана и графика учебного процесса по специальности» (см. раздел 5 учебно-методического пособия).

Тема 2.4. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Понятие об основных компонентах учебно-воспитательного процесса в вузе.

Основные формы организации аудиторной и внеаудиторной работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, практика, курсовое проектирование (курсовые работы). Методы работы студентов в контексте отдельных форм учебного процесса. Технологии восприятия и конспектирования лекций. Работа на семинарских, практических и лабораторных занятиях.

Организация самостоятельной работы студентов во внеучебное время и ее виды.

Работа с источниками информации. Приемы изучения, конспектирования и запоминания прочитанного. Подготовка к семинарским, практическим и лабораторным занятиям.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Курсовые работы (проекты). Участие в научно-практических студенческих конференциях, конкурсах, грантах.

Виды и формы контроля знаний и умений студента. Методика подготовки к зачетам и экзаменам. Понятие академической задолженности.

Участие в работе студенческих клубов, студенческих отрядов, молодежных организаций, общественных движений*.

Традиции факультета туризма и гостиничного сервиса (ФТГС).

Основные понятия темы: формы организации образовательного процесса, лекция, семинар, лабораторные занятия, консультация, зачет, экзамен, практика, учебно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская работа студентов, конкурс, грант, академическая задолженность, студенческий клуб, студенческий отряд.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определения понятий: формы организации образовательного процесса, лекция, семинар, лабораторные занятия, консультация, зачет, экзамен, практика, учебно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская работа студентов.

2. Перечислите и охарактеризуйте формы аудиторной работы в вузе.

3. Перечислите и охарактеризуйте формы внеаудиторной работы со студентами.

4. Перечислите виды самостоятельной работы студентов.

5. Перечислите виды учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

6. Охарактеризуйте виды и формы контроля учебных достижений студентов.

7. Перечислите традиции ФТГС.

8. Перечислите виды внеучебной деятельности студентов, возможные в рамках факультета и университета.

Источники и литература по теме:

1. Устав Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет».

2. Сборники научно-исследовательских работ студентов факультета туризма и гостиничного сервиса.

3. Положение о промежуточной аттестации обучаемых, утвержденное приказом УрГПУ № 3-275 от 09.09.2002 г.

В результате изучения темы студент должен

знать:

· содержание основных терминов и определений темы: формы организации образовательного процесса, лекция, семинар, лабораторные занятия, консультация, зачет, экзамен, практика, учебно-исследовательская работа студентов, научно-исследовательская работа студентов, конкурс, грант, академическая задолженность, студ. Клуб, студенческий отряд;

· характеристику основных форм организации аудиторной и внеаудиторной работы в вузе;

· виды и технологии организации самостоятельной работы;

· виды учебно-исследовательской работы и научно- исследовательской работы студентов;

· виды и формы контроля знаний и умений студентов;

· виды внеучебной деятельности студентов;

· традиции факультета туризма и гостиничного сервиса.

уметь:

· дифференцировать формы организации учебно-воспитательного процесса по их описанию (характеристике).

Тема 2.5. Профессионально-квалификационная структура кадров туризма и профессиональное образование. Определение и классификация профессионально-квалификационной структуры кадров туризма. Группы и подгруппы структуры. Национальная система профессионального образования для сферы туризма и гостеприимства.

Государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования для сферы туризма и гостеприимства.

Перечень основных профессий рабочих и должностей служащих сферы туристского и гостиничного бизнеса.

Система подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства за рубежом. Основные центры и школы подготовки Западной Европы и США*.

«Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии». Содержание квалификационных требований к некоторым должностям работников туриндустрии (секторы «Гостиница», «Турагентство», «Фирма-туроператор», «Экскурсионное бюро»).

Экспертиза соответствия содержания ГОС ВПО и учебного плана по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» квалификационным требованиям к основным должностям работников туристской индустрии.

Основные понятия темы: профессионально-квалификационная структура кадров, система профессионального образования, уровни профессионального образования, профессия, специальность, специализация, должность, квалификация, квалификационные требования к должностям, турагентство, туроператор.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определения понятий: профессия, должность, квалификация, квалификационные требования к должностям, турагентство, туроператор.

2. Назовите нормативные документы, в которых перечисляются профессии рабочих и должности служащих в индустрии туризма.

3. Назовите некоторые должности работников индустрии туризма.

4. Что такое профессиональные стандарты применительно к основным должностям работников индустрии туризма?

5. Охарактеризуйте состав и структуру Российской системы профессионального образования в сфере туризма.

6. Охарактеризуйте структуру и содержание квалификационных требований (профессиональных стандартов) к некоторым должностям работников туриндустрии.

Источники и литература по теме:

1. Квалификационные требования, характеристики должностей, нормативы труда работников гостиничного хозяйства и общественного питания [Текст] / : Практич. пособие / Сост. С.С. Скобкин – М.: Экономистъ, 2004. – 192 с.

2. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления [Текст]: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с. (С. 262-265).

3. Сенин, В.С. Организация международного туризма [Текст] / В.С. Сенин – М., Финансы и статистика, 2003. – 400 с. (С. 196-212).

В результате изучения темы студент должен

знать:

· содержание основных терминов и определений темы: профессионально-квалификационная структура кадров, система профессионального образования, уровни профессионального образования, профессия, должность, квалификация, квалификационные требования к должностям, турагентство, туроператор;

· состав и структуру национальной системы профессионального образования для сферы туризма и гостеприимства;

· общие сведения о государственных образовательных стандартах начального, среднего и высшего профессионального образования;

· общие сведения о системе подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства за рубежом;

· структуру и содержание квалификационных требований к некоторым должностям работников туриндустрии;

уметь:

· осуществлять общую экспертизу соответствия содержания ГОС ВПО и учебного плана по специальности квалификационным требованиям к основным должностям работников туриндустрии.

Тема 2.6. Профессиональная сфера деятельности специалиста по сервису и туризму. Виды труда. Сторона труда: объект и субъект труда. Понятие о классификации профессий. Профессиональная сфера деятельности специалиста по сервису и туризму – «человек – человек». Объекты деятельности специалиста по сервису и туризму.

Особенности и виды профессиональной деятельности. Модель специалиста: модель деятельности и модель личности.

Взаимосвязь профессиональных требований к специалисту и индивидуально-психологических особенностей работника.

Требования ГОС ВПО к личности и профессиональной компетентности специалиста по сервису и туризму с учетом профессиональной специализации выпускника вуза.

Связь видов профессиональной деятельности и квалификационных требований к должностям работников туриндустрии с содержанием ГОС ВПО.

Понятия о профессиональной пригодности, профессиональном отборе и подборе.

Понятие о резюме.

Основные понятия темы: труд, объект труда, субъект труда, профессиональная деятельность, модель специалиста, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор, резюме.

Контрольные вопросы по теме:

1. Раскройте содержание понятий: труд, объект труда, субъект труда, профессиональная деятельность, модель специалиста, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор, резюме.

2. Перечислите все известные Вам сферы трудовой деятельности человека.

3. Назовите профессиональную сферу деятельности специалиста по сервису и туризму.

4. Назовите объекты деятельности специалиста по сервису и туризму.

5. Назовите объекты деятельности специалиста по сервису и туризму.

6. Перечислите виды профессиональной деятельности.

7. В чем состоит взаимосвязь профессиональных требований к специалисту и индивидуально-психологических особенностей работника?

8. Перечислите требования ГОС ВПО к выпускнику специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

9. Поясните, как связаны виды профессиональной деятельности специалиста по сервису и туризму и квалификационные требования к должностям работников туристской индустрии с содержанием ГОС ВПО.

Источники и литература по теме:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм» [Электронный ресурс].

2. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст]: Учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма – М.: Советский спорт, 2005. – 528 с. – (Профессиональное туристское образование) – С. 329-516.

В результате изучения темы студент должен

знать:

· содержание основных терминов и определений темы: труд, объект труда, субъект труда, профессиональная деятельность, модель специалиста, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подбор, резюме;

· понятие о классификации профессий и профессиональных сферах деятельности специалистов;

· понятие о модели специалиста;

· требования ГОС ВПО к специалисту по сервису и туризму (квалификационную характеристику выпускника).

Тема 2.7. Концепция профессионального роста. Понятия: профессионал, профессионализм, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность как результат профессионального образования.

Понятие карьеры. Карьера как цель и как процесс. Факторы, влияющие на развитие карьеры. Стадии и этапы карьеры. Планирование карьеры. Правила выбора карьеры.

Принцип активности личности. Роль и значение творческой активности для карьерного роста.

Реальные и потенциальные возможности развития личности. Типы ресурсов личности. Понятие личной эффективности. Определение задач самореализации в профессии.

Основные понятия темы: профессионал, профессионализм, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, карьера, реальные возможности личности, потенциальные возможности личности, личная эффективность, самореализация.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте определения понятий: профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, карьера, самореализация.

2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на развитие карьеры.

3. Перечислите стадии карьеры.

4. Охарактеризуйте «путь» выбора карьеры.

5. Назовите правила выбора карьеры.

Источники и литература по теме:

1. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления [Текст]: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с. (С. 265-277).

2. Зорин, И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст]: Учебник для вузов / И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма – М.: Советский спорт, 2005. – 528 с. – (С. 329-516).

В результате изучения темы студент должен

знать:

· основные термины и определения темы: профессионал, профессионализм, профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, карьера, реальные возможности личности, потенциальные возможности личности, личная эффективность, самореализация;

· факторы, влияющие на развитие карьеры;

· стадии, этапы и правила выбора карьеры;

уметь:

· определять реальные и потенциальные возможности развития своей личности;

· определять задачи самореализации в профессии;

· соотносить качества личности с требованиями профессиограммы и психограммы.

Тема 2.8. Основы информационной культуры личности специалиста. Многообразие информационных потребностей личности.Понятие информационной культуры. Компоненты информационной культуры: библиотечно-библиографическая грамотность, культура чтения, компьютерная грамотность, пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний. Виды носителей информации.

Программа Организации Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «Информация для всех». Цели и задачи п

Наши рекомендации