Методика проведения народных игр с детьми старшего школьного

Возраста.

Методика проведения народной подвижной игры в целом ничем не отличается от проведения подвижной игры и включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, наблюдательность и предвидение. Стимулируя интерес ребёнка к игре, увлекая, его педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Важно помочь ребёнку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Наблюдательность и любовь к детям позволяет педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельность, корректировать поведение ребёнка и своё собственное, создавать радостную атмосферу в группе. Методика проведения игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребёнка и владеющего разнообразными двигательными навыками.
Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор и планирование народных подвижных игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребёнка, времени года, особенностей режима, место проведения, интересов детей.
Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми.
Тематика сюжетных народных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы, подражание повадкам животных.Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействует формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которые не может не проявить воспитываемые у него качества.
Ребёнок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснения педагога, был недостаточно внимателен и т.д.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка), взрослому не следует её разучивать заранее, а желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала. Такая игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположение игроков и атрибутов, правилах игры. Он может дать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.
Сюжетную народную игру также можно объяснить по разному. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу. Например: рассказывает о жизни того народа, в чью игру предстоит играть, показ иллюстраций, предметы быта и искусства. Можно образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Успешное проведение во многом зависит от удачного распределения ролей.
Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, чувство уверенности и стремление к совершенствованию. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физические и индивидуальные особенности детей. Команды подбираются равные по силам, для активизации неуверенных детей соединяют со смелыми и активными.
В ходе игры задача педагога:
- следить за движениями, которые должны соответствовать правилам, (подсказать, как целесообразнее выполнить то, или иное движение),
- следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно, общая продолжительность игры около 15минут),
- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу),
- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих,
- приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку,
- приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.
Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться ещё лучших результатов. К обсуждению игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.





Таким образом, как показали результаты изучения научно-методической литературы, в практике физического воспитания детей дошкольного возраста средствами развития физических качеств являются физические упражнения. Важными средствами развития быстроты и ловкости являются подвижные игры и игры-эстафеты.

Выводы по первой главе.

На протяжении всего дошкольного периода формирование физических качеств находится в прямой зависимости от умственной деятельности. Для развития быстроты и ловкости необходимо целенаправленно на протяжении всего школьного детства добиваться активизации умственной деятельности в процессе физических упражнений.

Умственная деятельность представляет собой сложную функциональную систему, включающую знания, умственные действия (анализ, сравнение, обобщение, умозаключение, классификацию), познавательные процессы (наблюдение, слушание, изложение), умственные способности, а также эмоционально-волевые проявления.

Развитие движений детей 7-8 лет имеет свои особенности, и в первую очередь это связано с подготовкой детей к школе. В в начальной школе уровень физического развития детей становится значительно выше. Движения становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Дети могут представить и описать упражнение в определенной последовательности, объяснить причину неудачного движения, дать оценку и самооценку.

Старший школьный возраст является сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Важным средством развития быстроты и ловкости у детей старшего возраста являются физические упражнения. В дошкольном возрасте необходимо уделить особое внимание подвижным играм, так как они являются средством развития физических качеств, в частности быстроты и ловкости. Игры-эстафеты являются также важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных игр в старшей дошкольной группе.

Применение игр в учебном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовленности детей. Способствует возникновению у детей заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, вызывает желание заниматься физкультурой.

         

Наши рекомендации