По специальности 100103.65 - «социально-культурный
НОУ ВПО «МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(НОУ ВПО «МГТА»)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор НОУ ВПО «МГТА»,
д.э.н., профессор
____________А.Л.Ломакин
«___»__________ 20 ____ г.
ПРОГРАММА
ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100103.65 - «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ
СЕРВИС И ТУРИЗМ»
Москва - 2011
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»
Программа одобрена на заседании кафедры сервиса и туризма Протокол №______ от «___»__________20___г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ПРОГРАММА ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН 1.1 Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма 1.2 Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма 1.3 Реклама в социально-культурном сервисе и туризме 1.4 Связь с общественностью 1.5 Инновации в социально-культурном сервисе и туризме Литература 2. ПРОГРАММА ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 2.1 Организация выездного туризма 2.2 Маркетинг гостеприимства 2.3 Туристские формальности 2.4 Транспортное обслуживание туризма 2.5 Экологический туризм 2.6 Организация деятельности туристского предприятия 2.7 Экономика туризма 2.8 География туризма 2.9 Стратегический менеджмент в туризме 2.10 Религиозный туризм Литература | |
РАЗДЕЛ 2. ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 1.ВОПРОСЫ ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН 2.ВОПРОСЫ ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ |
ВВЕДЕНИЕ
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм» разработана коллективом кафедры сервиса и туризма в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 293 св/сп от 27.03.2000 г., с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (от 25.05.1994 г.), рекомендаций УМО по образованию в области сервиса и туризма (№ 14-550359 ин/15 от 18.05.02) и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия» (от 19.10.2011г.).
Программа итогового междисциплинарного экзаменаотражает основные вопросы цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации, знание которых определяет необходимый уровень готовности выпускников к работе в качестве специалистов по сервису и туризму.
Итоговый междисциплинарный экзамен имеет своей целью выявить теоретическую подготовку студентов к решению профессиональных задач.
При оценке знаний выпускников следует руководствоваться требованиями к профессиональной подготовке специалиста по сервису и туризму с высшим образованием. Выпускник по специальности 100103.65 - «Социально-культурный сервис и туризм» отвечает следующим требованиям:
- знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- знает основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;
- знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
- знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социо-культурных проектов;
- знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
- обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;
- принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;
- принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
- способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;
- умеет разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
- использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;
- обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
- владеет знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма;
- обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
- владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Программа итогового междисциплинарного экзамена включает перечень вопросов, краткое содержание этих вопросов и перечень рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы.
В программу для выпускников по специальности 100103.65 - «Социально-культурный сервис и туризм» включены вопросы, составленные на основе действующих учебных программ по циклам дисциплин:
- по циклу специальных дисциплин (Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма; Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма; Реклама в социально-культурном сервисе и туризме; Связь с общественностью; Инновации в социально-культурном сервисе и туризме).
2. по циклу дисциплин специализации (Организация выездного туризма; Маркетинг гостеприимства; Туристские формальности; Транспортное обслуживание туризма; Экологический туризм; Организация деятельности туристского предприятия; Экономика туризма; География туризма; Стратегический менеджмент в туризме; Религиозный туризм).
Учитывая весь набор требований к подготовке специалистов данного профиля, предлагаемая программа составлена из совокупности различных дисциплин, входящих в учебный план по специальности 100103.65 - «Социально-культурный сервис и туризм», и носит междисциплинарный, комплексный характер.
В программу включены проблемы, которые соответствуют содержанию базовых курсов, прочитанных студентам за время обучения и освещенных в рекомендуемой учебной и методической литературе, а также в научных изданиях и публикациях, имеющихся в библиотеках, и доступных для студентов.
В программе содержится перечень вопросов, на основании которых составляются экзаменационные билеты. В каждый билет будут включены по три вопроса из программы.
Порядок организации и проведения итогового междисциплинарного экзамена изложен в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников НОУ ВПО «МГТА».
РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА ПО ЦИКЛУ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Связь с общественностью
Роль института связей с общественностью в современном обществе.Субъект, объект, цели, задачи, сущность, принципы, функции связей с общественностью. Взаимосвязь связей с общественностью с другими науками, научными направлениями. Реклама и паблик рилейшнз. Связи с общественностью в коммуникационной системе маркетинга.
Функции служб и специалистов по связям с общественностью.Службы по связям с общественностью. Интегративные функции специалиста по PR, его статус в компании. Требования к специалистам по связям с общественностью. Подготовка специалистов по связям с общественностью.
Технология проведения PR-кампаний и акций.Кампании в связях с общественностью: общие положения. Внутрикорпоративное общение как внутренние связи с общественностью. Интегративная роль технологического цикла кампании в связях с общественностью. Цели и направления рекламных и PR-кампаний в трудовом процессе.
Уровни и формы связей с общественностью.Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз. Организационные формы в связях с общественностью. Коммуникативный уровень связей лидера с общественностью. Этика в связях с общественностью. Слэнговые и «грязные» формы. Информационные и коммуникационные технологии при проведении рекламных мероприятий и PR-кампаний.
ЛИТЕРАТУРА
Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28.06.2009)
2. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)»
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с последующими изм. и доп.).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с последующими изм. и доп.).
6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (с последующими изм. и доп.).
7. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (с последующими изм. и доп.).
8. Бирджаков М.Б.. Казаков Н.П. Безопасность в туризме и – СПб.: Герда, 2006.
9. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
10. Гуляев В.Г.Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2008.
11. Самойленко А.А. География туризма: Учеб.пособие. – Ростов н/д: Феникс, 2006
12. Алейникова Г. М. Системы технологий: общие положения, технология туристической деятельности. Донецк, 2005.
13. Веселова Н. Ю. Организация туристского бизнеса. Краснодар, 2005.
14. Волков Ю. Ф. Технологии гостиничного обслуживания. Ростов-на-Дону, 2004
15. Горбунова М. Ю., Щетинина Е. Б. Социальные технологии и инновации в социальных сервисах. Саратов, 2005.
16. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
17. Елисеева Т. И., Косолапов А. Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. М., 2005.
18. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. М., 2001.
19. Исмаев Д. К. Организация въездного туризма в Российской Федерации. М., 2005.
20. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы. М., 2005.
21. Кононыхин С. В. Системы технологий в туристической индустрии. Донецк, 2004.
22. Кононыхин С. В. Техника и технология услуг туристического бизнеса. В 2-х ч. Донецк, 2000-01.
23. Косолапов А. Б. Моделирование работы туристской фирмы. Владивосток, 2000.
24. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М., 2001.
25. Мамедов А. А. Технологические системы обеспечения производства туристских услуг. М., 1988.
26. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2005.
27. Ракша-Слюсарева Е. А. Организация и технология туризма. Донецк, 2005.
28. Руденко Л. Л. Организация работы руководителя туристской группы. Владивосток, 1998.
29. Саратовцев Ю. И. Технология туризма. СПб., 2002.
30. Саратовцев Ю. И., Тюкова С. Ю. Организационные основы приема и обслуживания туристов. СПб., 2002.
31. Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 2003.
32. Стадник А. А. Технология приема и обслуживания туристов в гостинице. М., 1995.
33. Сухов Р. И. Организация работы туристического агентства. Ростов-на-Дону, 2005.
34. Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов. М., 2004.
35. Ушаков Д. С. Технологии въездного туризма. Ростов-на-Дону, 2006.
36. Ушаков Д. С. Технологии выездного туризма. Ростов-на-Дону, 2005.
37. Черных Н. Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. М., 2005.
38. Экономика и организация туризма: международный туризм.//Под ред. Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой, И. А. Рябовой. М., 2005.
Реклама в СКС
1. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме.: Уч.-3-е изд. испр. и доп.-М.:ИЦ «Академия», 2009.-288с. (Гриф УМО)
2. Васильев Г. А. Основы рекламы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
3. Карпова С. В. Рекламное дело: учебно-метод. пособие и практикум / С. В. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Третьякова Т. Н. Реклама в социокультурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. - М.: Издат. центр «Академия», 2008.
5. Бернадская Ю. С. Текст в рекламе: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. С. Бернадская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
6. Измайлова М. А. Психология рекламной деятельности: учебник / М. А. Измайлова. - М.: Дашков и К°, 2007.
7. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Морган, А. Ричард / пер. с англ. под ред. Б. Л. Ерёмина - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
8. Музыкант В. Реклама. Международный опыт и российские традиции / В. Музыкант. - М.: ПРИОР, 2006. - 372 с.
9. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник / под ред. Л. М. Дмитриевой. - М.: Экономистъ, 2006.
10. Уэллс У. Реклама: теория и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориати. - СПб.: Питер, 2009.
Инновации в СКС
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
2. Малахова Н.Н., Ушакова Д.С. Инновации в туризме и сервисе.-М.:ИКЦ «Март», 2008.-224 с.
3. Новиков В.С. Инновации в туризме: Учебное пособие- 3-е испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия»,2010.-208 с.
4. Ополченов И.И. «Инновационные технологии повышения в сфере производства туристских услуг. – М.: «Финансы и статистика» 2007.
5. Евдокимова, Т. Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Т. Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова Н. В. Ефимова. - СПб., «Вектор» 2005.
6. Кузнецов, Б. Т. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Б. Т. Кузнецов, А. Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
7. Чередникова Л. Е. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: стратегия и тактика: учеб. пособие / Л. Е. Чередникова, А. А. Бовин, Б. И. Шейнгельц. - Издательство Новосибирского государственного университета, 2007.
8. Брюс Э. Инновации / Э. Брюс, Д. Берчелл. - Издательство: Дело и Сервис, 2010.
9. Васильев В. П. Управление инновациями / В. П. Васильев. - Издательство: Дело и Сервис, 2009.
10. Гончаренко Л. П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л. П. Гончаренко. - М.: Кнорус, 2009.
11. Котлер Филипп. Новые маркетинговые технологии. Методика создания гениальных идей / Филипп Котлер, Фернандо де Без Триас: под ред. Т. Р. Тэор - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
12. Попов В. Л. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / В. Л. Попов, Н. Д. Кремлев, В. С. Ковшов, А. В. Марков. - М.: ИНФРА-М, 2007.
13. Уокер Джон. Управление гостеприимством: учебник / Джон Уо- кер. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2. ПРОГРАММА ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Маркетинг гостеприимства
Тенденции и перспективы развития индустрии гостеприимства.Роль и место гостеприимства в сфере услуг. Факторы, Влияющие на состояние и развитие индустрии гостеприимства. Гостиничная индустрия: вчера, сегодня и завтра мировой индустрии. Современные тенденции развития мировой индустрии гостеприимства.
Гостиничная индустрия и гостиничный сервис.Индустрия гостеприимства: основные понятия и составные элементы. Гостиничная услуга: специфика и составные элементы. Управление качеством услуг в индустрии гостеприимства.
Основы сегментации рынка гостиничных услуг.Сегментация рынка гостиничных услуг, критерии и признаки сегментации. Целевой рынок гостиничных услуг, методика поиска целевых сегментов. Позиционирование гостиничных продуктов.
Маркетинговые исследования рынка гостиничных услуг.Методические основы маркетинговых исследований. Формы организации и основные направления маркетинговых исследований.
Организация, управление и планирование маркетинговой деятельности.Управление маркетинговой деятельностью как системой, процесс управления маркетингом. Службы маркетинга и продаж предприятий гостиничной индустрии. Стратегическое маркетинговое планирование, выбор и оценка стратегий. Ключевые направления маркетингового планирования на рынке гостиничных услуг.
Маркетинговая продуктово-рыночная стратегия предприятия индустрии гостеприимства.Формирование продуктово-рыночной стратегии. Формирование ассортиментной политики гостиничного предприятия. Новые гостиничные продукты и услуги, особенности их внедрения на рынок.
Ценовая стратегия и тактика предприятий гостеприимства.Цена в комплексе маркетинга гостиничного предприятия, особенности ценообразования в гостиничном бизнесе. Постановка целей и выбор методов ценообразования. Определение и реализация ценовой стратегии.
Маркетинговая сбытовая стратегия предприятия гостеприимства.Формирование сбытовой стратегии гостиничного предприятия. Каналы сбыта гостиничных услуг. Франчайзинг в системе гостиничного бизнеса.
Туристские формальности
Паспортные формальности.Смысл гражданства и паспорта как документа, удостоверяющего гражданство. Паспортная система РФ. Типы заграничных паспортов. Условия получения заграничных паспортов. Правила поведения гражданина в случае потери заграничного паспорта во время заграничной поездки.
Визовые формальности.Определение визы и визового режима. Типы виз. Типы визовых режимов в отношении граждан РФ. Правила получения туристических виз. Консульские и посольские службы иностранных государств на территории РФ. Визовый режим РФ в отношении иностранных туристов. Страны входящие в Шенгенскую зону и зону Евросоюза. Пример оформления документов для получения Шенгенской визы и визы Евросоюза.
Санитарно-эпидемиологические формальности РФ.Содержание смысл и цели санитарно-эпидемиологических формальностей. Правила санитарно-гигиенической безопасности туристов при посещении ряда государств. Правила карантина и приграничного санитарно-эпидемиологического контроля РФ.
Таможенные формальности РФ.Смысл (экономический и правовой) таможенных формальностей. Органы таможенного контроля и их полномочия. Правила провоза багажа через таможенные границы РФ. Таможенная декларация. Правила провоза через таможенную границу РФ подакцизных товаров, предметов старины, антиквариата, сложной аппаратуры и техники.
Валютные формальности РФ.Определение иностранной валюты и резидентуры РФ. Направления государственного валютно-финансового контроля в РФ. Смысл валютных формальностей. Ограничения на провоз иностранной и национальной валюты через границу РФ.
Страховые формальности РФ.Необходимость страхования туристов в РФ. Правила страхования. Программы страхования российских туристов. Заполнение страхового полиса и смысл страхового полиса как документа. Правила поведение при возникновении страхового случая.
Туристская документация.Смысл туристской документации. Турстская путевка и тур. ваучер как важнейшие тур. Документы. Информационный листок. Порядок заполнения, хранения и учета туристской документации. Договор. Тур.
Упрощение туристских формальностей как приоритет развития международного туризма.Направления упрощения туристских формальностей. Ограничения при упрощении туристских формальностей.
Экологический туризм
Проблема сохранения природы планеты и экологический туризм.Глобальные экологические проблемы современности. Взаимосвязь экологических и социальных кризисов. История возникновения экологического туризма. Современное состояние экологического туризма. Определение и базовые принципы экологического туризма. Мировые тенденции и перспективы развития экологического туризма.
Ресурсы и виды экологического туризма.Национальные парки и другие охраняемые природные территории. Организация эколого-туристской деятельности на охраняемых природных территориях. Виды экологического туризма.
Мировые регионы и центры экологического туризма.Европа. Северная Америка. Центральная Америка. Южная Америка. Африка. Азия. Австралия.
Экологический туризм в России.Экологическая доктрина Российской Федерации. Ресурсы экологического туризма в России. История развития природно-ориентированного туризма в России. Современное состояние эколого-туристской деятельности в России.
Менеджмент экологического туризма.Международная практика управления эколого-туристской деятельностью. Законодательное обеспечение туристской деятельности в ООПТ России. Финансирование деятельности ОПТ.
Экономика туризма
Понятия фирмы и предприятия. Предприятие как основная структурная единица туристской отрасли. Виды туристских предприятий (туроператоры и турагентства).Предприятие как агент рыночных отношений. Хозяйственная обособленность предприятия – необходимое условие конкуренции. Туроператоры и турагенты, их функции и взаимоотношения.
Издержки производства и себестоимость продукции и услуг. Понятие затрат и издержек производства. Классификация затрат. Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции. Определение себестоимости продукции. Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции. Определение безубыточного производства. Оптимизация затрат.
Ценообразование и ценовая политика предприятий туриндустрии. Сущность и функции цены. Виды цен. Принципы и методы ценообразования. Виды цен на турпродукт и услуги предприятий туриндустрии. Ценовая политика и ценовая стратегия предприятия. Государственное регулирование цен.
Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.Понятия экономического эффекта и экономической эффективности. Эффективность использования основных средств, текущих хозяйственных расходов, живого труда. Понятие и виды рентабельности.
География туризма
Рекреационное районирование и туризм.Районообразующие признаки в туризме. Рекреационная зона и рекреационный район. Группы рекреационных ресурсов и их характеристика. Природные рекреационные ресурсы. Культурно-исторический потенциал туристского региона. Экологические условия природной среды. Рекреационная освоенность территории. Степень развития инфраструктуры туристского региона. Перспективы развития туристского региона Рекреационные районы России (15 районов).
Туристские рынки и услуги в туризме.Источники сбора информации о состоянии зарубежных и отечественных туристских рынков. Факторы, определяющие сегментацию туристского рынка. Рынок международного туризма. Региональные рынки международного туризма. Национальные туристские рынки. Основные сегменты национальных туристских рынков. Услуги в туризме. Стандартизированные и дифференцированные услуги. Взаимозаменяемость на рынке туристских услуг.
Туристский маршрут.Классификация маршрутов путешествий по типам, по сезонности, по продолжительности путешествия, по построению трассы маршрута. Факторы, влияющие на построение маршрута. Критерии выбора направления туристского маршрута. Методика изучения туристских особенностей маршрута. Формы и методы привлечения внимания туристов.
Развитие международного туризма.Факторы, влияющие на развитие международного туризма. Демографические факторы. Экономические факторы. Социальные факторы. Культурные факторы. Психологические факторы. Изменение технологий обслуживания в туристской отрасли. Международные факторы развития туризма.
География международного и внутреннего туризма в странах Европы.Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Португалия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Греция, Мальта, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Венгрия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока.Азия: Индия, Непал, Шри-Ланка, Индонезия, Пакистан, Китай, Япония, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Монголия. Ближний Восток: Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Израиль, Сирия, Кипр, Турция, Саудовская Аравия, Иордания. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
Международный и внутренний туризм в странах Америки.США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Куба, Ямайка, Коста-Рика. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
Международный и внутренний туризм в странах Африки.Марокко, Тунис, Эфиопия, Танзания, Кения, ЮАР, острова Маврикий, Мадагаскар, Сейшельские острова. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
Международный и внутренний туризм в Австралии и Океании.Австралия, Новая Зеландия. Правила въезда-выезда, биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура, гидроминеральные ресурсы, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма и проблемы рекреационного освоения.
Въездной и выездной туризм в России.Характеристика выездного туристопотока. Основные направления путешествий. Характеристика въездного туристопотока. Характеристика рекреационных ресурсов Российской Федерации по регионам: Север России - Карельско-Кольский район (Мурманская область, Карелия) и Североевропейский район (Архангельская, Вологодская, Ленинградская области и республика Коми). Центр России - Центральный район (Московская область и территории прилегающих областей - Смоленской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Брянской); Западный район (Калининградская, Псковская и Новгородская области); Верхневолжский район (Тверская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Кировская области и северные части республик Удмуртия, Чувашия и Мари Эл); Уральский район (Пермская, Екатеринбургская, Челябинская области, Башкирия, восточная часть Удмуртии). Юг России - Центральные Черноземные области и побережье Черного, Азовского и Каспийского морей, предгорные и горные районы Северного Кавказа; Кавказско-Черноморский район (Черноморское побережье Краснодарского края): Северо-Кавказский район (предгорная и низкогорная части Северного Кавказа); Горно-Кавказский район (горная система Большого Кавказа в пределах границ РФ); Азовский район (Российское побережье Ростовской области и Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов); Каспийский район (Дагестанское побережье Каспийского моря от Судака до южных границ республики); Поволжский и Южно-Российский рекреационные районы (территории Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, Оренбургская и Ростовская области). Сибирь и Дальний Восток - Север и Юг (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы и Азиатский север России). Биоклиматические условия, природные рекреационные ресурсы, инфраструктура района, гидроминеральные ресурсы, лечебные грязи, экологические условия природной среды, культурно-исторический потенциал, рекреационная освоенность территории, основные центры туризма, проблемы рекреационного освоения и перспективы развития.
Религиозный туризм
Религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок.Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности. Разновидности религиозного туризма. Светский и паломнический религиозный туризм. Формы, типы и категории религиозного туризма. Индустрия религиозного туризма и тенденции её развития в России и за рубежом. Туристский продукт и туристические организации, специализирующиеся на религиозном туризме. Потенциал религиозного туризма. Правила и формальности в международных туристских поездках, в том числе паломнических. Страхование при поездках, специфика страхования в религиозном туризме. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация. Субъекты религиозного туризма.
Суть и типы религий.Определение и структура религии. Функции религии в обществе. Типология современных религий. Туристский интерес в религиозном туризме.
Религиозный туризм в христианстве.История возникновения и основы вероучения христианства. Православие в России. Православие: приверженцы, территория и туристическая инфраструктура. Православное паломничество. Религиозные центры православия в России и странах СНГ. Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья. Католицизм. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии. Христианские святыни на Святой земле.
Религиозный туризм в исламе.История возникновения и основы вероучения ислама. Территория распространения ислама. Религиозные объекты ислама.
Религиозный туризм в буддизме.Буддизм и его основные направления. Территория распространения буддизма. Религиозные объекты буддизма.
Религиозный туризм в индуизме. Религиозная философия и направления индуизма. Характеристика территории распространения индуизма. Святые места и паломничества в индуизме.
Паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений.Религиозный туризм в иудаизме. Религиозный туризм в сикхизме. Религиозный туризм в конфуцианстве. Религиозный туризм в синтоизме.
Особенности практической организации поездок в религиозном туризме.Характерные черты практической организации поездок туристов по православным святым местам. Требования, предъявляемые к навыкам экскурсовода. Особенности организации поездок паломников на хадж в Мекку. Особенности практической организации поездок в Индию, а также другие страны Востока. Практическая организация поездок в Гималаи (Тибет). Этика религиозного туризма.
ЛИТЕРАТУРА
Маркетинг гостеприимства
1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Уч. пособие.-2-е изд., испр. –М.:ИЦ «Академия», 2005.-224с.
2. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов. 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 1063с. (Гриф МО РФ)
Туристские формальности
1. А.П. Бгатов, Т.В. Бойко, М.В. Зубрева «Туристские формальности» - Москва, издательский центр «Академия», 2004.
2. Закон РФ « Об основах туристской деятельности РФ» от 14 ноября 1996 г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003, 22.08.2004, 05.02.07, 28.06.2009).
3. Официальный сайт ЮНВТО www.unwto.org
4. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России www.fms.gov.ru
5. Официальный сайт УФМС России по г. Москве www.fmsmoscow.ru
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Шенгенская_зона
7. Информационный визовый портал www.visa4.ru
8. Официальные сайты визовых центров
9. www.francevac-ru.com
10. www.spainvac-ru.com
11. www.belgiumvac-ru.com
12. www.italyvms.ru
13. www.netherlandsvac-ru.com
14. www.bulgariavac.ru
15. www.czechvac-ru.com
16. www.ukvac-ru.com
17. www.denmarkvac-ru.com
18. www.greecevac-ru.com
19. www.maltavac-ru.com
20. Официальный сайт ВОЗ www.who.int
21. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России www.customs.ru
22. Информационно-консультативная система «Виртуальная таможня» www.vch.ru
23. Приказ ГТК РФ 815 от 24.11.99 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (в ред. Приказов ГТК РФ от 10.03.2000 N 176, от 24.06.2003 N 688, от 07.06.2004 N 640, от 17.06.2004 N 687).
24. Официальный сайт ОСАО «Ингосстрах» www.ingos.ru
Экономика туризма
1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304 с.
2. Экономика и организация туризма. Международный туризм /Под.ред.Рябовой.- 4-е изд., стер.-М.:КНОРУС, 2010.-576 с. ( Гриф УМО)
3. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник.-М.: Финансы и статистика.2007 .-272с.
4. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. пособ. -4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство РДЛ, 2007. – 480 с.
5. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.06.2009).
6. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)».
7. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
География туризма
1. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александровой. – М.: КНОРУС, 2008. – 592 с.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 28.06.2009)
3. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-20