Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
Утомление определяется не только физиологическими, но также психологическими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:
1)со стороны субъективной -как психическое состояние;
2)со стороны физиологических механизмов;
3)со стороны снижения производительности труда и его эффективности.
С психологической точки зрения утомление - это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определённое нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в организме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. К моциональному напряжению ведут и такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, её ответственность, культура межличностных отношений, психологический климат в коллективе. Длительное нервно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального состояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности мозга, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение неврозов, понижение мышечного тонуса).
От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный лоток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.
Под влиянием умственной работы психические функции (внимание, память, восприятие, скорость реагирования) претерпевают фазные изменения: в начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения "тестовых" задач и профессиональная работоспособность изменяются в сторону улучшения, затем умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающееся в том, что количественные и качественные показатели работоспособности падают, снижается лабильность зрительного анализатора, ухудшаются Функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (кратковремен ной и долговременной), восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и сложные сенсомоторные реакции. Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:
- от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);
- от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);
- от состояния предшествующей работоспособности;
- от состояния здоровья;
- от профессионализма.
3. Особенности использования средств физической культуры для повышения работоспособности и профилактики утомления
Физическая культура - компонент человеческой культуры, включающий в себя не только развитие мускулатуры и занятия физическими упражнениями, но и умение управлять своим самочувствием.
Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело. Устойчивость и активность показателей умственной деятельности (память, внимание, скорость передачи информации и др.) прямо пропорциональны уровню физической подготовленности человека, а различные психические функции зависят от определённых физических свойств и качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, и их нужно постоянно тренировать.
Физические упражнения оказывают на работоспособность непосредственное воздействие сразу же после их использования, либо вызывают кумулятивный эффект, в котором проявляется суммарное влияние многократного их использования (на протяжении нескольких недель или месяцев).
Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целесообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках. Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повышение умственной работоспособности оказывают упражнения динамического характера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в "группе здоровья" или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.
В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, необходимо использовать упражнения направленного (специфического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головного мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного аппарата, для релаксации, закаливающие процедуры и т. д. Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с большим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координацию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упражнения для профилактики утомления определяются в зависимости от сочетания четырёх основных признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сонливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых надо начинать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.
При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультминуток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выполнять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыхательной гимнастикой.
Недостаток физической двигательной активности в период экзаменационной сессии в течение трудового дня может быть реализован в виде выполнения комплексов упражнений:
1.Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.
2.Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.
3.Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозированная ходьба - 6 км/ч.
4.Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.
5.Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.
6.Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях: походы, спортивные
игры, соревнования и др. (продолжительностью до 2-4 ч. в свободное время).
4. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов
С окончанием учебного года и успешной сдачей экзаменов у студентов есть возможность снять утомление и повысить свою работоспособность в оздоровительно-спортивном лагере (ОСЛ). Как показывает многолетний опыт, пребывание в ОСЛ кардинально улучшает деятельность не только психо-эмоциональной сферы, но и вегетативных органов (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), а также опорно-двигательного аппарата.
Улучшение функционирования психоэмоциональной сферы происходит за счёт:
- положительных реакций по поводу удачной сессии;
- отсутствия необходимости сдачи экзаменов;
- отсутствия учебных занятий (смена обстановки);
- новых межличностных контактов;
- новых форм в распорядке дня, что обусловлено эвристической функцией физкультурной деятельности;
-эмоциональные игры.
Улучшение функционального состояния жизнеобеспечивающих систем объясняется тем, что 90-95% времени в ОСЛ студент находится на свежем воздухе, а его двигательная активность возрастает в десятки раз по сравнению с учебным годом.
Всем понятно, что 2-х разовых занятий по физкультуре в неделю совершенно недостаточно не только для повышения функционального состояния студента, но даже и для компенсации того переутомления, которое наступает в ходе учебного процесса.
Недаром в недалёком будущем предусматривается ввести (пока в школах) ежедневные занятия физкультурой. Нам известно негативное отношение большинства студентов к этому нововведению, но почему в ОСЛ с утра до ночи ежедневно они с удовольствием пребывают в движении? Ведь это - утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, целый день - бадминтон, настольный теннис и футбол; турпоходы (пешие, конные, водные, вело); военно-спортивные игры; малые олимпиады; первенства отрядов, лагеря и межлагерные; плаванье; катание на роликах; работа на тренажёрах и т.д. и т.п. Работа "до упаду", а возвращаются студенты из лагеря отдохнувшими и, главное, окрепшими. Ибо другого средства оздоровления, чем физическая культура, человечество ещё не изобрело.
А пока что в среде студентов - около 40% отнесённых по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. К 2003 году ожидается, что школу закончат 100% больных выпускников, которые и придут к нам в вузы.
5. Физическое воспитание в специальных медицинских группах
Основные задачи физического воспитания в спецмедгруппах (СМГ):
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию организма. Решение этой задачи трудно реализовать по следующим причинам:
-большое количество групп и лиц, в них занимающихся;
-нет единого подхода врачей к определению медгруппы;
- тенденция к "перестраховке" как со стороны врачей, так и преподавателей физкультуры.
2. Увеличение умственной и физической работоспособности учащихся. Решение этой задачи затруднено тем, что в процессе учебного дня теперь почти не используются физкультминутки и физкультпаузы, нет вводной гимнастики, а отношение большинства студентов к физической работе если не отрицательное, то в лучшем случае индифферентное. Это состояние и не может вести к повышению физической работоспособности, а её ухудшение ведёт к снижению умственной работоспособности, о чём говорилось выше.
3.Формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых в профессиональной подготовке. Решение этой задачи затрудняется тем, что большинство студентов СМГ в школе уроки физкультуры не посещали, а потому не обладают соответствующими двигательными навыками и умениями. Поэтому прикладная профессионально-физическая подготовка (ППФП) приобретает для них особое значение. Её реализации мешает психологический барьер, который трудно преодолеть больному человеку.
4.Подготовка к сдаче зачёта по теоретическим требованиям в области физической культуры. Решение этой задачи затруднено тем, что теоретическая учебная подготовка ограничена во времени, а повышению своего теоретического уровня самостоятельно студенты не уделяют внимания. Не соблюдаются также недельные двигательные режимы.
5.Формирование навыков и воспитание привычек личной гигиены и здорового образа жизни (ЗОЖ).
Особый акцент среди прочих мы ставим на следующих моментах:
- сохранение осанки (а она нарушена у 33% студентов);
- навыки правильной ходьбы (современная обувь этого не позволяет);
- навыки носового дыхания (отсутствие которого затрудняет интеллектуальную деятельность);
- гигиена полости рта, стоматологическая помощь;
- соблюдение активного отдыха;
- борьба с вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания, половая распущенность, уносящие сотни тысяч жизней в США, России, не говоря уже о "третьих" странах);
- развитие интереса к физической культуре.
Он реализуется при активизации познавательной деятельности студентов, при повышении образовательной ценности учебных занятий, при совершенствовании теоретических основ обучения. Немалую роль играет дифференцированный подход к учащимся с разным отношением к физической культуре. Самостоятельность, при выполнении заданий, обоснование их применения также развивает интерес к этому виду деятельности. Результаты антропометрических измерений, тесты также иногда побуждают к изучению влияния ФУ на организм больного человека.
Принципы методики занятий в СМГ:
а) оздоровительная, лечебно-профилактическая направленность средств физической культуры. При этом сначала ставится задача восстановления нарушенных функций, предупреждения рецидивов болезни. Поэтому здесь немало элементов лечебной физической культуры.
б) дифференцированный подход к использованию средств ФК. Идеальным вариантом было бы объединение в группы по диагнозу заболевания: болезни опорно-двигательного аппарата, вегето - сосудистой дистонии, болезни пищеварительного, зрительного аппарата и т.д. К этому следовало добавить объединение в группу по физической подготовленности, не говоря уже о возрасте и поле. Пока что такие варианты неосуществимы из-за недостатков расписания, наличия баз и инвентаря, большого контингента в группах.
В структуре упражнений следует более тщательно использовать топографию мышечных групп, последовательность упражнений, учитывать характер деятельности мышц. Иными словами, и студент, и преподаватель должны знать физиологический эффект каждого упражнения: что даёт каждое упражнение этому организму.
в) профессионально-прикладная направленность занятий. С одной стороны, занятиями в СМГ преследуется задача всестороннего развития человека (что в принципе невозможно), но с другой - требуется подготовка будущего специалиста к его профессиональной деятельности. Поэтому преподавателю физкультуры, равно как и студенту, следует знать профессиограмму каждой специальности и использовать средства физкультуры для её совершенствования.
г) принцип круглогодичности - особенно важен для СМГ, т.к. перерыв в дви-
гательной активности во время каникул сведёт на нет положительные сдвиги, достигнутые в течение года. Процесс физического воспитания в СМГ осуществляется по 3 периодам:
I. Подготовительный, в котором решаются в основном оздоровительные задачи. В этом периоде немаловажную роль должны сыграть домашние задания по физкультуре, спецификой которых являются упражнения, применяемые именно при определённом заболевании (элементы ЛФК). Домашними заданиями предусмотрено изучение УГГ, коррекция осанки, управление дыханием, самоконтроль, закаливание.
II. Основной, в котором начинается тренировка ослабленных функций и переход к элементам ППФП.
III. Заключительный, где с помощью общей и специальной подготовки решаются задачи повышения работоспособности и основные задачи ППФП. Длительность каждого периода зависит от динамики положительных результатов в показателях здоровья и физической подготовленности.
Лекция 5 ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПЛАН
I часть
1.Общеметодические принципы обучения.
2.Методы обучения.
3.Основы обучения двигательным действиям.
4.Воспитание физических качеств.
II часть
1.Основные стороны спортивной тренировки.
2.Законы интенсивности нагрузок и их характеристика.
3.Формы занятий физическими упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
1.Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.-Т.-.М.: ФиС, 1976.
2.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970.
3.Харре Д. Учение о тренировке. -М.: ФиС, 1971.
4.Физическое воспитание /Под ред. В.А.Головина и др. - М.: Высш. шк., 1983.
I ЧАСТЬ