Развитие экономики спорта происходило поэтапно.

1 этапхарактеризуется эпизодическим взаимодействием эк-ки и спорта. Начало этого этапа можно отнести к первым Олимп. играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение профе. спорта. Исследование проблем, касающихся взаимодействия эк-ки и спорта на этом этапе, ни на эмпирическом, ни на теорет. ур-не не проводилось.

2 этап отличается пост. и активным взаимодействием эк-ки и спорта. На этом этапе (приблизительно с середины 70-х годов XX в.) специалисты стали проявлять интерес к исследованиям проблем взаимосвязи и взаимодействия эк-ки и спорта на эмпирическом уровне.

3 этап, начало к-го относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия эк-ки и спорта, как по кол-нным, так и по кач-ным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем эк-ки спорта, рез-том чего явилось формирование эк-и спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теорет. ур-нь исследований), к-ая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и др. науками.

4. В наст. время происходит активный процесс интернационализации эк-ки спорта, проявляющийся в 3х осн. аспектах — концептуальном, кач-ном и кол-ном.

Концептуальный аспект интернационализации характеризуется тем, что эк-ка спорта явл-ся хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью эк. науки. Экономика спорта как уч. дисциплина входит в программы высших проф. уч. заведений многих стран мира.

Кач-ный аспект интернационализации связан с динамичным развитием эк-ки спорта как сектора нар. хоз-ва, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса явл-ся интернационализация капитала (пост. рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, к-ые спонсируют крупнейшие международные соревнования), интернационализация рынка спорт. товаров, в т. ч. создание мультинациональных фирм по их пр-ву (Adidas, Nike, Reebok, Rossignol и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды др. стран, и др.

Кол-ный аспект интернационализации характеризуется долей ВВП, к-ая отражает место эк-ки спорта в нац. или междунар. экономике. По приблизительным оценкам, доля эк-ки спорта в нац. продукте развитых стран составляет 1 — 2%. Объем мирового рынка спорт. товаров равен 2,0 — 2,5% междунар. торговли.

5. Эк-ка спорта как научная дисциплина до последнего времени в основном развивалась в рамках прикладной эк-ки. Специалисты пользовались концепциями, методами исследований, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из полит. Эк-мии, экон. анализа и др., применяя их для изучения взаимодействия эк-ки и спорта.

Попытки выхода на ур-нь эк. теории явл-ся пока в области эк-ки спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты основываются на концепциях и методах различных областей пол-ой эк-ии, упр-ния, эк-ки труда и т.д., не породив до наст.времени собственной теории эк-ки спорта или оригинального метода исследований.

Эк-ка спорта априори носит междисциплинарный характер, т. к. изучает два класса явлений — эк-кие и спорт. — в их взаимосвязи и взаимозависимости.

6. В наст. время общ-во как никогда заинтересовано в расширении эк. исследований в области спорта.

Представители различных отраслей промышленности заинтересованы в изучении многообразных секторов спорт. рынка. В первую очередь это относится к исследованиям функционирования и развития различных видов спорта для того, чтобы на научной основе осуществлять эффективную спонсорскую деят-ть, увеличивать/уменьшать пр-во разнообразных спорт. товаров, диверсифицировать пр-тво спортэ товаров и физкультурно-спортивных услуг и т.д.

Эк. анализ позволяет выявить нек-ые переменные величины, формирующие спрос представителей различных социально-демографических групп населения на конкретные физкультурно-спортивные услуги. Ур-нь развития эк-ких исследований в сфере спорта, объем накопленной информации в различных странах мира делают настоятельно необходимым создание банка данных по экономике спорта.

7. Наряду с неэкономическими существуют эк. детерминанты роста уровня спорт. достижений.Одним из главных стимулов спортсмена (как профессионала, так и любителя) к достижению спорт. рез-та явл-ся приз в ден. или нат. форме. Высокие спорт. рез-ты повышают рыночную ст-сть спортсмена: для спортсмена-любителя это зачастую открывает путь в профессионалы, для спортсмена-профессионала это значительно повышает стоимость его контрактов при переходе из одного клуба в другой.

На ур-нь спорт. достижений оказывают влияние высококач. Спорт. товары. Эк-ка, в лице фирм по пр-ву спорт. товаров, заинтересована в пр-ве таких продуктов, к-ые будут апробированы спорт. элитой на крупнейших междунар. соревнованиях, а затем (со временем) станут достоянием массового спорт. рынка. Спортсмены же проявляют интерес к пр-ву новых высокотехнологичных спорт. товаров, к-ые помогут им побеждать.

Наши рекомендации