Развитие образования в 70-90-х гг XIX в. Во второй половине XIX века, как и первое, развитие украинской культуры происходило в условиях колонизаторских политических режимов

Во второй половине XIX века, как и первое, развитие украинской культуры происходило в условиях колонизаторских политических режимов, которые господствовали в Украине. Больше всего они донимали народной образовании. Начальных и средних школ не хватало. До отмены крепостного права в Российской империи (1861 г.) образование в Украине, особенно начальное, упадок. Дворяне считали, что образование им не нужна. Царское правительство почти совсем устранился от материального содержания начальных школ.

В образовании изменения стали ощутимыми уже на рубеже 60-х гг Молодая интеллигенция, студенты, объединившиеся в общины, активно занимались созданием воскресных школ. В 1862 г. в Украина их было более 110. Преподавание во многих из них производилось Украинский языке, издано было буквари и учебники, в том числе «Букварь» Т. Шевченко. Но того же 1862 царское правительство решило закрыть воскресные школы, а многих организаторов и преподавателей этих школ были арестованы.

Положение стало улучшаться после проведения реформ. В 70-х гг XIX в. земства содействовали открытию новых школ, заботились содержанию и методике обучения. Они увеличивали ассигнования на содержание и строительство школ. С 1871 г. по 1895 г. ассигнования возросли в 6 раз. Внедрялось изучение истории, географии, математики.

На Правобережной Украине, где земств не было, система начального образования подчинялась Российской православной церкви. Указ 1881 отмечал, «что влияние духовенства должен распространяться на все виды элементарных училищ ». А 1884 вышло Положение о церковно-приходские школы.

Политика реформ проводилась царизмом одновременно с политикой репрессий против украинской культуры. Правительство не позволял учиться на украинском языке. Валуевский циркуляр и Эмский указ четко определили главное направление образовательной политики российского царизма в Украина: не допустить украинский язык в школу. Однако, благодаря распространению начального образования уровень грамотности в украинских селах в конце XIX в. составил около 20%, а в городах - 50%.

Определенные изменения в области образования не обошли и Западную Украину. В 1869 г. правительство Австро-Венгерской империи провозгласил всеобщее обязательное начальное обучение на западноукраинских землях. Но через материальные лишения много украинских детей не имели возможности посещать школу. К тому же в подавляющем большинстве школ обучение велось: Восточной Галиции - на польском языке, в Северной Буковине - немецком, румынском, в Закарпатье - венгерском. Это обусловило то, что уровень грамотности среди украинском населения едва достигал 40%, а в горных районах - 10%.

Значительно больше внимания правительства империй уделяли среднем образовании, ведь она считалась основой высшего образования, готовила специалистов государственного управления, народного хозяйства, культуры и науки.

В системе среднего образования Российской империи существовало несколько типов школ: классические гимназии, реальные, кадетские и духовные училища, семинарии. В одних (классических гимназиях) предпочтение отдавалось изучению греческого, латинского языков и логики, а их выпускники получали право поступать в университеты, в других (реальных) - современным европейским языкам, математике, естественным наукам. В 1859 г. в Киеве был открыт первую женскую гимназию.

На 1876 гимназии существовали во всех губернских, а также в некоторых уездных городах. В 90-х гг в Украина была примерно 150 мужских и женских гимназий.

Для разграничения реальной и классической среднего образования 1871 была проведена реформа средней образования. Реальные гимназии превратились в реальные училища. Они давали четко выраженную профессиональную специализацию, готовили учащихся к практической деятельности. Обучение в реальных училищах продолжалось 6 лет. Седьмой, дополнительный класс давал право поступать в технические вузы. На 1876 насчитывалось 19 реальных училищ. Их количество не менялась до конца века.

На западноукраинских землях основным учреждением среднего образования тоже была гимназия, преимущественно с польской языком обучения. В 1899 г. Украинский гимназии действовали только во Львове, Перемышле, а в Коломые, Тернополе и Черновцах - отдельные гимназические классы.

Специальное среднее образование с развитием промышленности получила значительное распространение. Промышленность, развивалась, нуждалась значительного количества специалистов из разных отраслей хозяйства. В 1888 г. были утверждены «Основные положения о промышленных училищах», согласно которым создавалась система промышленной технического образования. Училища обеспечивали квалифицированными кадрами железнодорожный транспорт, горнодобывающую, металлургическую, сахарную промышленность. Они же готовили специалистов для сельского хозяйства, торговли, флота.

В Российской империи подавляющее большинство средних учебных заведений, особенно специализированных, было закреплено за отдельными правительственными ведомствами: за министерством народного образования - учительские семинарии, министерством внутренних дел - ветеринарные училища, за военным ведомством - кадетские корпуса, военные училища и школы; синод основывал специальные богословские заведения. Немало средних учебных заведений удерживали земства (ремесленные училища) или частные лица. Из последних известной была коллегия Павла Галагана, основана 1871 в Киеве. Она работала по специальной программе и давала широкие знания по общим и украиноведческих гуманитарных дисциплин.

Высшими учебными заведениями на украинских землях были Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Черновицкий университеты.

В Российской империи после относительной либерализации в 60-70-х, когда университеты пользовались правом внутренней автономии, начался период ограничения их прав. После убийства народниками царя Александра II в 1884 г. был принят новый университетский устав, согласно которому ликвидировались автономия университетов, выборность ректоров, деканов, профессуры отменялась. Весь преподавательский состав подлежал проверке на благонадежность.

Становление индустриального общества, развитие промышленности обусловили появление высших технических учебных заведений: политехнических институтов во Львове и Киеве; двух ветеринарных высшие учебных заведений в Харькове и Львове; других высших учебных заведений - технологического в Харькове, сельскохозяйственного в Одессе, горного в Екатеринославе. И все же, как и первое, высшие учебные заведения оставались учреждениями для узкого круга юношей.

Итак, во второй половине XIX в. в системе образования на украинских землях произошли положительные сдвиги, обусловленные потребностью времени в образованных специалистах. Был сделан шаг в развитию всеобщего начального образования. Однако имперские правительства Российской империи и Австро-Венгерской монархии не были заинтересованы в развивки украинский культуры, опасаясь роста национального сознания масс.

На всей территории Украины не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком преподавания.

М. Грушевский

Наши рекомендации