Как происходило развитие США после Второй мировой войны?

США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.

Переход экономики и социальной сферы, названный реконверсией, начался еще на заключительном этапе войны. Обустройство жизни демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы и государственные решения по устройству участников войны, обеспечению их работой, землей, жильем, медицинским обслуживанием, обучением.

Спокойному течению реконверсии способствовало наличие в стране емкого внутреннего рынка. В США к концу войны имелось 129 млрд долл. ликвидных накоплений, существование которых дало мощный стимул производству товаров широкого потребления и капитальному строительству.

Значительно окрепли позиции крупного бизнеса страны. Это создавало внутриполитические трудности в деле реализации реформистской политики, начатой Ф. Рузвельтом. В 1947 г. был принят закон Тафта—Хартли, существенно ограничивавший демократические возможности трудящихся. Вынашивались планы снижения налогов с корпораций, ограничения политики регулирования социально-экономических отношений.

Внутриполитическая ситуация осложнялась и надвигавшимися в 1948 г. президентскими выборами. Перед Г. Трумэном стояла сложная задача: как отразить натиск противников либеральных реформ и с какой программой идти к тем, кто был сторонником дальнейшего социально-экономического реформирования страны. Было решено сделать акцент на углубление реформ в сфере внутренней политики и на жесткое укрепление гегемонистских позиций США в сфере внешней политики. Комбинация этих двух начал позволила Трумэну сохранить властные позиции. Программа действий, предложенная Г. Трумэном на новом витке развития страны, вошла в историю под названием «справедливый курс». Вступая в должность президента в 1949 г., Г. Трумэн обещал добиться отмены закона Тафта—Хартли, расширения системы социального страхования. Он говорил также о принятии федерального законодательства в области гражданских прав негритянского населения, о повышении минимума заработной платы, о принятии масштабной программы строительства жилья для малообеспеченных семей, о помощи фермерам.

Однако реализовать программу «социального курса» удалось не полностью. Представители влиятельной деловой элиты не испытывали желания нести затраты на поддержание новых социальных программ. Реформистские планы Г. Трумэна во многом спутала начавшаяся в июне 1950 г. война в Корее, резко изменившая общий вектор внутриполитического развития США. К этому времени также резко усилились конфронтационные отношения США с СССР. Стала актуальной тема «инфильтрации коммунистов» в органы власти. Так, в 1946 г. была создана комиссия по проверке лояльности государственных служащих. Представители республиканской партии требовали решительной чистки всех госструктур от неблагонадежных элементов. В нагнетание антикоммунистической истерии свой вклад внес сенатор Дж. Маккарти (отсюда произошел термин «маккартизм» как проявление политической нетерпимости). Все эти внутриполитические процессы уменьшали шансы на успешную реализацию программы «справедливого курса».

В ходе президентских выборов 1952 г. республиканцам удалось одержать победу. Двадцатилетняя «эра демократов» завершилась. Новым президентом США стал лидер республиканцев Д. Эйзенхауэр.

Ему постепенно удалось погасить активность маккартистов, так как это оказывало дестабилизирующее воздействие на политическую систему США, а это наносило ущерб и развитию экономики, и имиджу США на международной арене.

Состоявшиеся в 1956 г. очередные президентские выборы символизировали утверждение в обществе консенсусных начал и стабилизацию всех его составных компонентов. И элиту, и общество устраивало сложившееся положение вещей, и задача руководства состояла в том, чтобы и далее поддерживать стабильное развитие страны и общественное согласие.

Наши рекомендации