Характеристика здоровья (определение, факторы риска для здоровья, подходы к определению здоровья, источники болезни, основные причины смертности, уровни ценности здоровья).
Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Факторы, определяющие риск здоровья:
1. Образ жизни: Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия (малая физическая активность), непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др. 50%
2. Генетика, биология человека:Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням. 20%
4. Внешняя среда, природно-климатические условия:Загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения. 20%
4. Здравоохранение, медицинская активность:Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. 10%
Подходы к определению здоровья:
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьемпонимается«состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этомпод физическим здоровьемпонимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
К источникам болезни можно отнести следующие причины: состояние человеческого орг-ма и внешние причины, на него воздействующие. Для предупреждения болезней - повышения жизнеустойчивости организма есть 2 способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление орг-ма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины.
К основным причинам смертности относят болезни системы кровообращения, Сердечно-сосудистые заболевания (Сердечно-сосудистые заболевания повсеместно занимают среди причин смерти первое место. Смертность от этого важнейшего класса причин в России намного выше, чем в других странах Запада и, что особенно тревожно, увеличивается на протяжении последних 30 лет, тогда как в этих странах происходит ее непрерывное сокращение. Болезни сердца занимают ведущее положение среди сердечно-сосудистых заболеваний. Смертность от болезни сосудов мозга - второй основной группы сердечно-сосудистых заболеваний - непрерывно росла в России на протяжении последних 30 лет. Вероятно, они объясняются недостаточным качеством медицинского обслуживания пожилых людей, среди которых данная патология встречается наиболее часто. В России, кроме того, еще большему усилению неблагоприятной тенденции способствует, по-видимому, злоупотребление алкоголем.); новообразования, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, цирроз печени, диабет, нефрит и т.п.. Преимущественно экзогенные (связанные с действием внешней среды) причины смерти — это инфекционные и паразитарные заболевания, болезни органов дыхания, пищеварения, несчастные случаи, отравления и травмы.
Динамика смертности населения России указывает на то, что выраженный рост этого показателя совпадает с периодами неблагоприятной экономической и социальной ситуации в нашей стране в начале (1991-1993 годы) и в конце (1998-2000 годы) девяностых годов прошлого века. Бедность и экономическая незащищенность являются основной причиной высокой смертности россиян. Низкий социально-экономический уровень населения - важная преграда для профилактики болезней и смерти от несчастных случаев (отравления алкоголем и другими токсическими веществами, самоубийства, убийства, травматизм и т.д.), уровень которых в России очень высок.
От болезней, причиной которых является курение, в России в 2004 году умерло 376 000 человек. Для сравнения, от инфекционных болезней в этом же году умерло 37 030, в том числе от туберкулеза 30 840 и от СПИДА - 965 человек. Курение является важнейшей причиной БСК (инфаркта миокарда, мозгового инсульта), злокачественных опухолей (рак легкого, полости рта, губы, глотки, гортани, пищевода, желудка, поджелудочной железы, печени, почки, мочевого пузыря, шейки матки и миелоидного лейкоза), хронических обструктивных болезней легких (ХОБЛ), острых и хронических язв желудка.
Чрезмерное потребление алкоголя является доминирующей причиной сверх высокой смертности населения России от внешних причин, а именно: несчастных случаев на транспорте, случайных отравлений алкоголем, других видов отравлений, смерти в результате падения, пожара, утопления, других видов травматизма, самоубийства, убийства и т.д.
С чрезмерным потреблением алкоголя связана также высокая смертность от цирроза и других заболеваний печени. Потребление крепких спиртных напитков повышает риск, а соответственно и смертность от рака полости рта, глотки, гортани, пищевода, печени, поджелудочной железы и молочной железы.
Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический—начальное здоровье предусматривает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов как следствие максимума адаптации; социальный—здоровье является мерой социальной активности, деятельности, отношения человеческого индивидуума к миру; особый психологический—здоровье является не столько отсутствием болезни, но быстрее возражением ей, в значении преодоления (здоровье не только состояние организма, но и стратегия жизни человека).
14. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье (определение образа жизни, стиля жизни, здорового образа жизни, их характеристика, критерии, от чего зависит здоровый образ жизни).
О́браз жи́зни — устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношенийформы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни - это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.
Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Образа жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей.
Качество жизни– категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Стиль жизни– особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни.
Стиль жизни - совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.
Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными иэмоциональными потребностями.
О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:
· организация рабочего и свободного времени
· занятия вне сферытруда
· устройство быта
· манеры поведения
· ценностные предпочтения, вкусы и др.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактикуболезней и укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Формирование здорового образа жизни включает:
· Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;
· Санитарно-гигиеническое воспитание;
· Снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;
· Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы, от которых он зависит: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
1. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
2. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
3. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
4. Рациональное питание человека
5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
6. Оптимальный двигательный режим. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков.
7. Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
8. Физическое воспитание. Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений.
9. Личная гигиена и режим дня. Включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма.
Содержательные характеристики здорового образа жизни (перечислить, характеристика режима труда и отдыха, организации сна, на что влияет систематическое недосыпание, бессонница и её причины, средства профилактики).
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
· режим труда и отдыха;
· организацию сна;
· организацию режима питания;
· гигиену питания, питьевого режима, уход за кожей;
· организацию двигательной активности;
· выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
· профилактику вредных привычек;
· психофизическую регуляцию организма.
Режим труда и отдыха
Режим труда и отдыха- это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.
Взаимосвязь процессов, протекающих в орг-ме в зависимости от вн. среды, изучает хронобиология. На закономерностях ритмичного протекания процессов жизнедеятельности орг-ма чел-ка основываются правила режима труда и отдыха. Ночью снижаются пок-ли обменных процессов, работа СС, дых. систем, темпер. тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает инф-ию, нет нагрузки ни физ., ни ум.. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двиг-ой активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все ф-ии ЦНС и высшей нервной дея-ти.Работоспособность человека в утренние часы постепенно увеличивается и достигает к 10-13 ч наивысшего пика. После 14 ч происходит снижение работоспособности, а к 16-17 ч следует волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 ч.Однако основные положения режима труда и отдыха должны соблюдаться. К ним относятся: • выполнение различных видов деят-ти в строго определенное время; • рац. чередование работы и отдыха; • регулярное питание, не менее 3 раз в день в одни и те же часы; • занятия целенаправленной двигат. (физ.) нагрузкой, не менее 6 ч в неделю; • пребывание на свежем воздухе, не менее 2-3 ч в день; • строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 ч в сутки, желательно, в одно и то же время.Эти простые правила способствуют укреплению здоровья, повышают жизненный стимул, продлевают функционирование всех систем на долгие годы.
Организация сна
Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
Ряд исследований, проведенных американскими учеными, показал, что медицинские последствия хронического недосыпания очень серьезны. Рассеянность, сонливость, некоторая заторможенность или раздражительность; ожирение, гипертония и диабет; ухудшение памяти.
Выяснили, что уже недельное недосыпание по 3-4 часа в ночь негативно влияет даже на молодых и здоровых людей: их организм хуже переваривает и усваивает углеводы и хуже переносит стрессовые состояния. У них появляются гормональные отклонения и ослабляется иммунная система.
Негативный эффект накопленного дефицита сна можно сравнить с "бичами" современного образа жизни - неправильным питанием, сидячим образом жизни, курением.
Систематическое недосыпание вызывает изменения метаболизма и эндокринной функции, аналогичные эффекту старения.
Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию - развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.
Бессо́нница (инсомния) — это расстройство сна, которое характеризуется недостаточной продолжительностью или неудовлетворительным качеством сна, либо сочетанием этих явлений, на протяжении значительного периода времени.
Общие умственные и физические причины бессонницы.
Иногда бессонница длится всего несколько дней и проходит сама по себе, особенно это актуально в случаях смены часовых поясов, стресса накануне предстоящей презентации, болезненного разрыва. Хроническая же бессонница, как правило, связана с умственной или физической проблемой.
К проблемам психологического характера, которые могут стать причиной бессонницы, относят депрессию, тревожность, хронический стресс, биполярное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство. Другой проблемой бессонницы могут быть лекарственные препараты, которые вы принимаете. Среди них антидепрессанты, содержащиеся в алкоголе, обезболивающих средствах, которые содержат кофеин, диуретики, кортикостероиды, гормональные препараты для щитовидной железы.
Причиной развития бессонницы могут быть и различные заболевания, такие как астма, аллергия, болезнь Паркинсона, гипертиреоз (повышение функции щитовидной железы), кислотный рефлюкс (заброс кислоты желудка в пищевод), заболевания почек, онкологические заболевания. Неправильный пищевой режим, поздний плотный ужин, злоупотребление кофе, чаем перед сном, также способствует бессоннице.
Профилактика бессонницы
Для предотвращения бессонницы рекомендуется:
-Здоровый образ жизни, четкий распорядок дня.
- ложиться спать строго в одно и то же время
- заниматься спортом
- не пить кофе как минимум за пять часов перед сном
- спать днем не более часа
- Перед сном проветрите комнату.
- Каждый день просыпайтесь в одно и то же время независимо от того, когда вы легли, не спите допоздна.
Питание при физических и умственных нагрузках (общая характеристика, на что влияет, что такое пища, энергетический состав пищи, суточная потребность в питании, рациональное питание, потребность в воде).
Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами - белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал; у женщин на 5-10% ниже); энерготраты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10-15%; около 30-40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек - 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше, чем центральной, на 10-15%, в южных - на 5% ниже.
Калорийность рациона на 1400-1600 ккал обеспечивается за счет углеводов (350-450 г), 600-700 ккал за счет жиров (80-90 г) и 400 ккал за счет белков (100 г). Из общего количества углеводов доля сахара должна составлять не более 25%.
В период экзаменационных сессий, когда энерготраты возрастают, распад белков усиливается, вследствие чего энергетическая ценность рациона повышается до 3000 ккал, в процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500-4000 ккал.
У лиц, занимающихся умственным трудом, двигательная активность невелика. К каким неприятным последствиям для здоровья это может привести, вы, наверно, прекрасно знаете. Снижение мышечного тонуса, ожирение и целый букет следующих за ним болезней... Активная же мышечная работа, напротив, способствует правильному течению обменных процессов, улучшает работу сердечнососудистой и (что для нас особенно важно отметить) пищеварительной систем, повышает активность пищеварительных соков, улучшает моторику кишечника, снижает интенсивность гнилостных процессов в нем.
Питание лиц умственного труда должно учитывать эти особенности. При малых физических нагрузках необходимо ограничить калорийность рациона. Но без ущерба для сбалансированности и полноценности питания. В суточный рацион рекомендуется включать 100-115г белка, 80-90г жиров и 300-350г углеводов. Не менее 50% от потребляемых белков должны составлять белки животного происхождения, причем рекомендуется, чтобы как минимум половину из них составляли молочные белки. 25% жиров должно приходиться на долю сливочного масла, остальное - растительное масло и другие жиры. Рекомендуется максимально ограничить количество сахара и сладостей, так, чтобы их доля в общем количестве потребляемых углеводов не превышала 15%.
В рационе лиц умственного труда должно содержаться достаточное количество витаминов, стимулирующих окислительно-восстановительные процессы (В2, С, Р, РР) и оказывающих липотропное действие (холин, инозин, витамины Е, В12, Р, фолиевая кислота).
Лицам умственного труда рекомендуется принимать пищу 4—5 раз в день.
Для лиц, занимающихся физическим трудом, соотношение основных пищевых веществ должно быть несколько другим: необходимо обеспечивать более высокие энергозатраты организма. Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4. Содержание животного белка в рационе должно быть не ниже 55% от общего количества потребляемых белков.
Лицам физического труда рекомендуется 3—4-разовый режим питания. При трехразовом приеме пищи завтрак должен составлять 30-35%, обед — 40-45% и ужин — 25% суточного рациона.
Пища — это то, без чего невозможно существование человека: она, во-первых, снабжает организм материалами для его роста и восстановления и, во-вторых, является источником энергии, которая может быть превращена в тепло и работу. Вещества, не способные служить ни одной из этих функций, могут занимать в пище полезное место, но они не вправе рассматриваться как настоящая пища. Такие вещества называются вкусовыми и находятся, например, в
чае и кофе.
Энергетический состав пищи – это белки, углеводы, жиры, витамины.
Пищевой рацион должен содержать 80—90 г белков, 100— 105 г жиров, 360—400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750—2800 ккал.
Оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4. Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Белки в большинстве случаев должны составлять 12 %, жиры — 30-35 % общей калорийности рациона. Лишь в случае значительного повышения доли физического труда и увеличения в связи с этим потребности в энергии содержание белков в рационе может быть снижено до 11 % его общей калорийности (за счет увеличения доли жиров и углеводов как поставщиков калорий).
Если человек может прожить без пищи около 40 дней, то без воды — не больше недели. Вода считается важнейшей составляющей частью нашего пищевого рациона, поскольку она обеспечивает нормальное течение обменных процессов, пищеварение, выведение с мочой продуктов обмена веществ, теплорегуляцию. Но при этом надо знать, как правильно её употреблять.
Потребность в воде зависит от характера питания и труда, климата, состояния здоровья и других факторов. Средняя суточная потребность в воде взрослого человека, живущего в умеренном климате, — 2,5 л. Из них 1–1,5 л воды должны поступать в организм в виде свободной жидкости (суп, чай, компот и т. д.), 1–1,5 л — из пищевых продуктов и 0,3–0,4 л образуется в самом организме в ходе обменных процессов.
Одинаково вредны для организма как излишнее потребление, так и нехватка воды. Например, установлено, что обезвоживание, потеря организмом более 10% воды, угрожает его жизнедеятельности, в то время как чрезмерное поступление жидкости в организм затрудняет работу почек, сердца, становится причиной отёков.
Принято считать, что при избыточном употреблении воды создаётся повышенная нагрузка на сердце и почки, из организма выводятся минеральные вещества и витамины. При ограничении же воды увеличивается концентрация мочи, в ней могут выпадать осадки солей, уменьшается выделение из крови продуктов обмена веществ. В целом эти положения верны, но не для всех людей. Многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека и характера его питания.
17. Организация двигательной активности (характеристика, двигательная активность студентов, суточные нормы двигательной активности, граница двигательной активности, двигательная активность и болезни человека, примеры влияния, научные данные).
Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов - систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений. У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1:3, а по энерготратам 1:1; во внеучебное время соответственно 1:8 и 1:2. То обстоятельство, что динамический компонент деятельности студентов во время учебных занятий и во внеучебное время почти одинаково, то это указывает на низкий уровень двигательной активности значительного контингента студентов. Установлено, что в среднем двиг. активность студентов в период уч. занятий (8 месяцев) составляет 8000-11000 шаг/сутки; в экзаменационный период (2 месяца) – 3000-4000 ш.а в каникулярный период 14000-19000 шагов. Очевидно, что уровень двиг. активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, так как в этот период они свободны от уч. занятий. Исходя из этого, можно отметить, что ур-нь их двиг. активности в период уч. занятий составляет 50-65%, в период экзаменов - 18-22% биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году. Учебные занятия по физическому воспитанию (два раза в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 4000- 7300 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени. Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности - зимой она снижается на 5-15% по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной медицинской группе, она выше, чем у тех кто распределен в специальную медицинскую группу, в среднем на 17-28%. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25-30%. Нейродинамические особенности (баланс между возбуждением и торможением) также влияют на объем двигательной активности. У лиц с преобладанием возбуждения наблюдается более высокий уровень двигательной активности, чем у лиц с преобладанием торможения над возбуждением (в 2-3 раза). Лица с уравновешенностью этих процессов по уровню двигательной активности занимают среднее положение.В связи с этим возникает важнейшая социально-педагогическая задача - определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.
Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку, чтобы сохранить нормальный уровень функционирования организма. Этому уровню должен отвечать двигательный режим оздоровительно-профилактического характера. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, который может привести к переутомлению, перетренировке, к резкому снижению уровня работоспособности в учебно-трудовой деятельности. Назовем такой режим индивидуально адаптированным к максимальным возможностям студентов.
В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т.е. занимается только в рамках учебных занятий по физическому воспитанию. Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой, при котором мужчины уделяют занятиям 8-12 в неделю, а женщины 6-10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6-8ч мужчинам и 5-7 ч женщинам. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности - самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микро паузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.).
Таким образом, чтобы выполнять указанный двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность. Так, двухчасовую прогулку со скоростью 4,5 км/ч заменяет 15-минутный бег со скоростью 10 км/ч или 30 мин игры в баскетбол. В качестве компонента двигательной активности не следует забывать танцы. Их высокий эмоциональный эффект сопряжен и с хорошим функциональным эффектом (пульсовой режим 120-140 удар/мин).
Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.
Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.
При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма. Вот почему лечебная гимнастика находит широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансеров и пр. С большим успехом используются физические упражнения при лечении различных хронических заболеваний и в домашних условиях. Однако нельзя применять физические упражнения в период обострения заболевания, при высокой температуре и других состояниях.
Двигательная активность позволяет снизить риск преждевременных заболеваний и увеличить продолжительность жизни.Исследования показали, что двигательная активность наряду с высоким уров