Объективные показатели состояния организма.

Объективным показателем самоконтроля является влияние тренировочного процесса на состояние сердечно - сосудистой системы и организма в целом. Объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро. Показателем самоконтроля, отражающим состояние сердечно-сосудистой системы, является пульс – частота сердечных сокращений. Частота пульса 40 уд./мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой-либо патологии. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.

К объективным показателям самоконтроля относятся:

• Частота пульса (ЧСС)

Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки: 100-130 уд/мин - небольшая; 131 -150 уд/мин - средняя; 151 -170 уд/мин - выше средней; более 171 уд/мин - предельная.

• Артериальное давление

• Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки:

отсутствие изменений или незначительное снижение ЖЕЛ сви­детельствует об умеренной нагрузке;

снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. - о большой; снижение на 300-500 мл. — о максимальной.

• Частота дыхания

По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки: час юза дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умерен­ной нагрузке;

25-40 раз в мин. - о большой;

более 40 раз в мин. - о максимальной.

• Вес тела

Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и по­сле физических упражнений:

уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке;

па 400-700 г. - о большой;

более 800 г. - о максимальной.

6.Социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Углубленное и всестороннее изучение какого-либо феномена, в том числе физической культуры, невозможно без привлечения знаний из других смежных дисциплин, позволяющих создать целостное представление об этом предмете.

При организации процесса физического воспитания большую роль играют знания комплекса медико-биологических, социально-психологических, педагогических (анатомия, физиология, биология, гигиена, педагогика, психология, социология) и многих других наук. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни, физической и спортивной подготовки.

Физкультура -личность

Под физической культурой личности понимаются достигнутые результаты в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двига­тельных качеств, навыков и специальных знаний в повсед­невной жизни. Осознание необходимости развития физи­ческой культуры личности определяет возможности че­ловека по достижении цели собственного благополучия. Ведь физическая культура нужна каждому не только как определенный уровень его подготовленности, но и как фактор надежности в выполнении ежедневно возникаю­щих перед ним задач, готовности к конкуренции, обеспе­чению своего статуса в обществе. Обеспечение физичес­кой готовности личности к предстоящей деятельности во многом определяет возможности человека к самовыраже­нию своих творческих, интеллектуальных и других воз­можностей.

Показателями развития физической культуры личности являются:

- уровень основных физических качеств - силы, вы­носливости, быстроты, ловкости, гибкости;

- культура движений и широкий фонд жизненно не­обходимых двигательных умений и навыков, прежде все­го в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах;

- приобретенные знания в области физической куль­туры;

- устойчивые интересы и мотивы личности к физиче­скому совершенствованию;

- гигиенические навыки и привычки повседневно за­ботиться о своем здоровье, закаливании организма, фи­зической подготовленности;

- соблюдаемый режим физической активности.

Наши рекомендации