Объективные показатели самоконтроля.

К объективным показателям самоконтроля относятся:

• Частота пульса (ЧСС)

Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки: 100-130 уд/мин - небольшая; 131 -150 уд/мин - средняя; 151 -170 уд/мин - выше средней; более 171 уд/мин - предельная.

• Артериальное давление

• Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Изменение ЖЕЛ также свидетельствует о величине нагрузки:

отсутствие изменений или незначительное снижение ЖЕЛ сви­детельствует об умеренной нагрузке;

снижение ЖЕЛ на 100-200 мл. - о большой; снижение на 300-500 мл. — о максимальной.

• Частота дыхания

По изменению частоты дыхания можно определить величину нагрузки: час юза дыхания 20-25 раз в мин. свидетельствует об умерен­ной нагрузке;

25-40 раз в мин. - о большой;

более 40 раз в мин. - о максимальной.

• Вес тела

Величину нагрузки можно определить по изменению веса тела до и по­сле физических упражнений:

уменьшение веса тела на 300 г. свидетельствует об умеренной нагрузке;

па 400-700 г. - о большой;

более 800 г. - о максимальной.

Объективные показатели самоконтроля. - student2.ru • Функциональные и физиологические пробы

С помощью функциональных проб и тестов можно наиболее объективно определить уровень функционального состояния организма и его реакцию на нагрузку.

Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма

Тест - специально организованное испытание или измерение для полу­чения объективной информации об изучаемом явлении или объекте

К наиболее известным пробам и тестам относятся:

- ортостатическая проба (пульс в положении лёжа - стоя);

- тест Руффье (20 приседаний: ЧСС до, после, через минуту от­дыха);

- гарвардский степ-тест (восхождение на скамейку в течение 5 минут: ЧСС на 2-й, 3-й, 4-й минуте);

- проба Штанге (задержка дыхания на вдохе);

- проба Генча (задержка дыхания на выдохе);

- проба Ромберга (проба на устойчивость в позе);

- теппинг-тест (определяется максимальная частота движения кисти).

• Спортивные результаты

Чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями и спортом, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного време­ни и оценка тяжести физической нагрузки по субъективным и объективным по­казателям.

62. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.

Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплиныМедициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» дня обо шачения здоровья человека.Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.ВАЛЕ( 1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формировании, Сохранении И укреплении здоровья.Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИЦель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в со< гоянии предболезни.Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;• механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;• методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;• теория и методика валеологического образования.Валеология включает в себя две составные части:1) теоретическую валеологию;2) практическую валеологию.В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья);2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:- дошкольную;- школьную;- вузовскую;- послевузовскую.

63. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины.



Общин характеристика валеологии как научной и учебной дисциплиныМедициной здоровья является валеология, родившаяся в России в 80-е годы XX века, Именно гогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» дня обо шачения здоровья человека.Но мнению большинства ученых, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, па 20% от генетики, на 20% - от наследственности и только на 10% 01 СОСТОЯНИЯ здравоохранения. Следовательно, наше здоровье - это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.ВАЛЕ( 1Л01 11Я (от лаг. уа1ео - здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний О здравствовании человека, о причинах, формировании, Сохранении И укреплении здоровья.Валеоло! ИЯ объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, ПСИХОЛ01 он, педагогов, экологов и составляет научную основу здорового образа жи 1НИЦель валеологии как учебной дисциплины - вооружение человека знаниями о здоровом образе жизни, формировании, укреплении и сохранении здоровья.Объектом валеологии выступает здоровый человек или человек, находящийся в со< гоянии предболезни.Предметом изучения валеологии как научной основы здорового образа жизни является: • здоровье как медико-биологическая, психологическая и социальная категория;• механизмы и способы формирования, сохранения и укрепления здоровья;• методы оценки индивидуального здоровья и образа жизни;• теория и методика валеологического образования.Валеология включает в себя две составные части:1) теоретическую валеологию;2) практическую валеологию.В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: культурологический, биологический, психологический, педагогический, экологический и т.д.В рамках практической валеологии следует выделить два относительно самостоятельных раздела:1) диагностическая валеология (валеометрия - измерение здоровья);2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию (возрастную, семейную, профессиональную).Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на:- дошкольную;- школьную;- вузовскую;- послевузовскую.

64. Здоровье: сущность, понятие и его компоненты.

Здоровье: сущность понятия и его компонентыВажнейшей ценностью для человека является здоровье.Древний мыслитель Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго: процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: • Соматическое (физическое) здоровье - текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных ифункциональных резервов.Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой -обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.• Психическое здоровье - состояние психической сферы человека.Основу психического здоровья составляет состояние общего душевногокомфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.• Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных,интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.Основа сексуального здоровья определяется:- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородною поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и Других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;- отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.• Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д. Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в к> же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья яв-1яются:- для физического здоровья - «я могу»;- для психического здоровья - «я хочу»;- для нравственного здоровья - «я должен».Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья - это жизнеспособность индивида.Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Да-виденкоД.Н., 2001).Вполне очевидно, что уровень здоровья как результат взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется. Здоровье - это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, уровень его здоровья понижается (иногда до нуля, что означает смерть); когда человек выздоравливает, уровень его здоровья повышается (однако человек никогда не достигает совершенного здоровья).Рассматривая взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы - между ними существуют разнообразные состояния».Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:• Здоровье - состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;• Предболезнъ - состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации;• Болезнь - состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.

Образ жизни и здоровье.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - одна из важнейших биосоциальных категорий, интег­рирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности че­ловека.

Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни чело­века, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни - один из критериев общественного прогресса, «лицо» че­ловека.

При анализе образа жизни обычно рассматривают различные его со ставные части:

- профессиональную;

- общественную;

- социально-культурную;

- бытовую и др.

В качестве основных видоввыделяют:

- социальную активность;

- бытовую активность;

- физическую активность.

Иными словами, главным в образе жизни человека является то, каков] основные способы и формы его жизнедеятельности, её направленность. При этом каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения, что обусловлено определённой зависимостью образа жизни от социально-экономических условий. В целом же, об раз жизни находится в прямой зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья, функциональных возможностей организма.

Образ жизни человека включает три категории:

• Уровень жизни — степень удовлетворённости материальных, культурных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории);

• Качество жизни - характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория);

• Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровня качества), носящих в большей степени общественный характер, здоровье чел< века в значительной мере зависит от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями, а также личностными наклонностями.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоров: человека является понятие «здоровый образ жизни».

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком.

Здоровый образ жизни характеризуетсястремлением к:

- физическому совершенству;

- достижению душевной, психической гармонии;

- обеспечению полноценного, рационального питания;

- исключению из жизни саморазрушающего поведения (пр., от­каз от вредных привычек);

- поддержанию оптимального двигательного режима;

- соблюдению правил личной гигиены;

- закаливанию и очищению организма.

К основным принципам здорового образа жизниотносятся следую­щие:

- к социальным: образ жизни должен быть эстетичным, нравст­венным, волевым;

- к биологическим: образ жизни должен быть возрастным, энер­гетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Учёными установлено, что причиной подавляющего большинства забо­леваний являются различные нарушения режима. Так, беспорядочный прием пищи неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в неодинаковое время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение рацио­нального чередования работы и отдыха снижает работоспособность.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако каждому человеку следует с молодого возраста выработать режим, подходящий его жизнедеятельности.

Наши рекомендации