Программа факультативного курса
Программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
Для учащихся 4-5 классов
Автор-составитель:
Олина М.А.
учитель начальных классов
ГОУСОШ №532
Научный консультант:
Берсенева Т.А.,
гранд доктор философии,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-педагогического
образования СПбАППО
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…..3
Пояснительная записка………………………………………………….….…..5
Планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс……….…...8
Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 4 класс…….8
Планирование курса «Основы православной культуры» 5 класс…………..15
Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 5 класс…...15
Список используемой литературы ……………………………………………22
Список используемых электронных ресурсов………………………..……....23
Приложение №1………………………………………………………………...24
Приложение №2…………………………………………………………….......25
Введение
В последние десятилетия в связи с большими изменениями в духовной, социально – экономической, политической сферах жизни российского общества система образования существенным образом подвергается модернизации и реформированию.
Одним из направлений по обновлению содержания общего социально -гуманитарного образования является приобщение школьников к духовным ценностям традиционных российских конфессий. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с христианством. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Это обусловливает актуальность и целесообразность изучения курса « Основы православной культура» в системе школьного образования.
Через изучение курса «Основы православной культуры» предполагается знакомство с национальными культурными традициями русского народа. Многие родители и педагоги неверно воспринимают курс «Основы православной культуры» как курс, направленный на воцерковление детей. В беседах с родителями надо объяснить, что нельзя жить в России и не знать историю и культуру своей страны. Обязательно отметить культурологическую направленность курса. Можно назвать такие уроки «Добрыми уроками наставления». Знание национальных особенностей, традиций, характера русского народа, исторических условий их формирования, поможет понять нам и другие народы.
Перед введением курса необходимо провести родительское собрание с тем, чтобы рассказать о предмете «Основы православной культуры», познакомить родителей с программой, предложить им написать заявление[1] с просьбой о предоставлении школой возможности изучать их ребенку курс «Основы православной культуры» (в заявлении указаны нормативные документы, дающие основание для изучения данного курса).
Изучение курса «Основы православной культуры» в образовательном учреждении проводится факультативно в 3 - 4 четверти четвертого класса и 1-2 четверти 5 класса. Один час в неделю.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя – предметники, вводится много новых дисциплин. Одни пятиклассники быстро адаптируются к учебному процессу, другие тяжело переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Появляется тревожность, дети становятся робкими или наоборот развязными, снижается успеваемость. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, и невозможность новому классному руководителю уделить всем достаточно внимания делает педагогически целесообразным преподавание курса «Основы православной культуры» в 5 классе классным руководителем начальных классов.
Изучение курса «Основы православной культуры» в 4-5-х классах нужно ориентировать на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей Родины, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В помощь учителям русского языка и литературы, мною разработаны задания, позволяющие расширить тематику курса «Основы православной культуры»[2].
В помощь родителям и детям предлагается учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов: «Добрые уроки наставления» (Сатисъ, Санкт-Петербург 2010). «Уроки добротолюбия» (Сатисъ Держава, Санкт-Петербург 2010). Авторы – священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева.
Пояснительная записка
Актуальностьизучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.
В основе православной культуры лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)
Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни. К.Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.
Нормативно правовая база:
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9 п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (кратко ОРКСЭ) вводится по Поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
С апреля 2010 года было положено начало преподавания предмета ОРКСЭ в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.
Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе ценностей отечественной православной культуры.
Задачифакультативного курса:
· раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;
· формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся;
· бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества;
· осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;
· создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;
· формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;
· формирование уважения к религиям других народов.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что усвоение курса по православной культуре приведет учащихся осознанию роли Православия в истории и культуре России, поможет действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами Православия и создаст мотивационную основу продолжения занятий в старших классах.
Конкретный результат курса:
Написание творческих работ с последующей защитой.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
· Историю возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.
· Азы православной культуры и православного образа жизни.
· Моральные нормы поведения.
· Традиции православной культуры.
· Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.
Учащиеся будут уметь:
· Обобщать материал в ходе занятия;
· Формулировать вопросы;
· Делать выводы, умозаключения;
· Соотносить опыт православного учения и свои жизненный опыт.
Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа
4 класс (17 часов)
№ | Содержание урока | час |
I | Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России | |
Мы и мир вокруг нас | ||
Принятие православия Русью | ||
II | Основы православной культуры (часть 1) | |
Библия. Священное Предание и Священное Писание | ||
Что говорит о Боге православная культура | ||
5-6 | Божественное Откровение о сотворении Мира. Сотворение невидимого и видимого мира | |
Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей | ||
Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом | ||
Христианское учение о добродетели | ||
Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея | ||
Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого | ||
Заповеди Блаженства | ||
Милосердие – традиция христианского образа жизни | ||
Главный символ православной культуры | ||
Святая обитель | ||
Символ Веры. Таинства | ||
Урок закрепления и обобщения изученного | ||
И т о г о |
Краткое содержание курса «Основы православной культуры»
Класс
Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа
5 класс (17 часов)
№ | Содержание урока | час |
III | Основы православной культуры (часть 2) | |
«Книжная сладость» | ||
Русские Храмы | ||
Святыни родного края | ||
Древнерусская икона | ||
Церковное пение. Колокола и колокольный звон | ||
Православный образ жизни | ||
Небесное воинство | ||
Блаженны чистые сердца | ||
Добрые люди земли Русской | ||
10-11 | Смысл праздника в православной традиции. Православные праздники | |
12-13 | Красота православной семьи | |
Уклад православного дома. Праздник в нашем доме | ||
IV | Духовные традиции многонационального народа России | |
Святость, честь и совесть | ||
Патриотическое служение Православной церкви в годы войны | ||
Урок-отчет. Урок-презентация творческих работ | ||
И т о г о |
Краткое содержание курса «Основы православной культуры»
Класс
III. Основы православной культуры (часть 2)
Занятие №2. Русские Храмы.
Храм – это особый дом, посвященный Богу, где совершается богослужение.
Устройство православного храма (форма основания и купола, алтарь, средняя часть, иконостас, притвор).
Православный храм, Ветхозаветная скиния.
Символика. Свечи и их назначение.
Первый Православный храм в Иерусалиме Храм Гроба Господня.
Церковь в честь Пресвятой Богородицы в Киеве.
Софийский собор в Новгороде.
Церковь «Покрова на Нерли»
Спасо-Преображенский собор в Перьяславле-Залесском.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
Задание. Приготовь устное сообщение о храме своего города, который ты посещаешь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Добрые уроки наставления. Сатисъ. СПб. 2010.
2) Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добролюбия. Сатисъ. СПб. 2010.
3) В.Ю.Малягин, А.А.Добросоцких.Наш православный дом. Даниловский благовестник 2000.
4) О.С.Надпорожская. Небесные покровители Санкт-Петербурга. Нева. М. 2003.
5) В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии: Христианство. М.1997.
6) В.М.Воскобойников. Православные святые. Респект. СПб. 1996.
7) Г.Н.Юдин. Чудо о Петре и Февронии. Даниловский благовестник. М. 1996
8) Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. М. 1996.
9) П.Т.Смирнова. Православные святыни и храмы Санкт-Петербурга. Издательский дом «Петроградский». 2009.
10) Г.Михайлов. Психология мужества. СПб. 2010.
11) Подвиг в миру. Диоптра. СПб. 2002.
12) Милосердие – жертва Богу. Диоптра. СПб. 2002.
13) Рождение свыше. Диоптра. СПб. 2002.
14) М. Тимофеев. Матрона Московская: святая помощница в любом деле. Как получить поддержку великой покровительницы верующих. 2010.
15) Журнал. Русский дом. №1, 2011.
16) Основы православной веры. Киев. 2006.
17) Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви . (Беседа о христианском браке) Сатисъ. 1994.
18) Иеромонах Иоанн (Кологривов) Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 1961.
19) Святитель Феофан Затворник. Советы православному христианину. Ронда. 2006.
20) Житие Преподобного Сергия. Издание Свято- Троице-Сергиевой Лавры. 1989.
21) К.Д.Ушинский. Детский мир и хрестоматия. СПб. Диомат. 1998.
22) В.Маттельмяки, Б.Арапович. Библейские рассказы в картинках. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1990.
23) Библия.
24) Житие святых.
25) Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 1997.
26) Н.В.Давыдов. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Директору ГОУСОШ № _______________
города ______________________________
____________________________________
от родителей:
_____________________________________
____________________________________
Тел.:______________________
З а я в л е н и е
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 и пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, просим предоставить нашему (моему) ребенку
_____________________________________________________________________________,
возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучения предмета «Основы православной культуры» («Православная культура», «Основы Православия» и т.п.) в рамках основной учебного нагрузки в сетке часов основных занятий в помещении школы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 новой редакции статьи 7 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательное учреждение обладает всеми необходимыми правомочиями ввести предмет «Основы православной культуры» в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса (прежде всего – формируемой образовательным учреждением).
Считаем изучение курса «Основы православной культуры» необходимым для формирования духовно-нравственной личности нашего ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, обеспечения самоопределения и создания условий для самореализации, а также воспитания патриотизма и любви к Родине, семье, истории и традициям нашего Отечества, что закреплено нормами Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 2 «Принципы государственной политики в области образования», статья 14 «Общие требования к содержанию образования»).
Родители:
Отец ___________________ (ФИО, подпись)
Мать ___________________ (ФИО, подпись)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Пояснительная записка
В таблице представлены литературные материалы, вопросы, задания, слова, соответствующие темам курса «Основы православной культуры». Рекомендую материал использовать на уроках русского языка и литературы. Отобранный материал поможет решить задачи курса «Основы православной культуры». Воспитывает детей чуткими к красоте и богатству русской культуры, национальной традиции. Введение в содержание урока русских народных пословиц, поговорок, высказываний святых, стихотворений русских авторов, притч должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению и упорядочению их словаря, научит ценить силу, красоту, выразительность русского слова.
В первой графе таблицы представлены высказывания святых, пословицы, поговорки. Материал рекомендую использовать для выполнения различных видов работ:
каллиграфическое написание высказывания, пословицы;
толкование смысла высказывания;
работа над пословицей, как синтаксической единицей русского языка;
определение лексического значения слов, поиск фразеологизмов, старославянизмов, подбор синонимов;
фонетический разбор слова;
поиск знакомых орфограмм;
определение частей речи;
морфологический разбор слова;
морфемный анализ слова.
Во второй графе таблицы представлены новые слова, с которыми дети познакомились на уроке «Основы православной культуры», вопросы и задания. Рекомендую виды работ:
лексическую, орфографическую, морфологическую, фонетическую работу над словом;
написать сочинение-миниатюру, сочинение-размышление, устное рисование;
составить рассказ;
выучить наизусть или приготовить выразительное чтение стихотворения;
сочинить загадку, стихотворение;
прочитать притчу, растолковать её смысл;
объяснить смысл крылатого выражения;
записать по памяти;.
выполнить задание учебника «Добрые уроки наставления», «Уроки добротолюбия», Сатисъ Санкт-Петербург, 2010,Священник Алексий мороз, педагог Т.А.Берсеньева.
Программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
Для учащихся 4-5 классов
Автор-составитель:
Олина М.А.
учитель начальных классов
ГОУСОШ №532
Научный консультант:
Берсенева Т.А.,
гранд доктор философии,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-педагогического
образования СПбАППО
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…..3
Пояснительная записка………………………………………………….….…..5
Планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс……….…...8
Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 4 класс…….8
Планирование курса «Основы православной культуры» 5 класс…………..15
Краткое содержание курса «Основы православной культуры» 5 класс…...15
Список используемой литературы ……………………………………………22
Список используемых электронных ресурсов………………………..……....23
Приложение №1………………………………………………………………...24
Приложение №2…………………………………………………………….......25
Введение
В последние десятилетия в связи с большими изменениями в духовной, социально – экономической, политической сферах жизни российского общества система образования существенным образом подвергается модернизации и реформированию.
Одним из направлений по обновлению содержания общего социально -гуманитарного образования является приобщение школьников к духовным ценностям традиционных российских конфессий. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с христианством. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Это обусловливает актуальность и целесообразность изучения курса « Основы православной культура» в системе школьного образования.
Через изучение курса «Основы православной культуры» предполагается знакомство с национальными культурными традициями русского народа. Многие родители и педагоги неверно воспринимают курс «Основы православной культуры» как курс, направленный на воцерковление детей. В беседах с родителями надо объяснить, что нельзя жить в России и не знать историю и культуру своей страны. Обязательно отметить культурологическую направленность курса. Можно назвать такие уроки «Добрыми уроками наставления». Знание национальных особенностей, традиций, характера русского народа, исторических условий их формирования, поможет понять нам и другие народы.
Перед введением курса необходимо провести родительское собрание с тем, чтобы рассказать о предмете «Основы православной культуры», познакомить родителей с программой, предложить им написать заявление[1] с просьбой о предоставлении школой возможности изучать их ребенку курс «Основы православной культуры» (в заявлении указаны нормативные документы, дающие основание для изучения данного курса).
Изучение курса «Основы православной культуры» в образовательном учреждении проводится факультативно в 3 - 4 четверти четвертого класса и 1-2 четверти 5 класса. Один час в неделю.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения, классный руководитель и учителя – предметники, вводится много новых дисциплин. Одни пятиклассники быстро адаптируются к учебному процессу, другие тяжело переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Появляется тревожность, дети становятся робкими или наоборот развязными, снижается успеваемость. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, и невозможность новому классному руководителю уделить всем достаточно внимания делает педагогически целесообразным преподавание курса «Основы православной культуры» в 5 классе классным руководителем начальных классов.
Изучение курса «Основы православной культуры» в 4-5-х классах нужно ориентировать на развитие чувства любви: любви к Отечеству, любви к традициям своего народа, любви к человеку, любви к своей вере, любви к истории своей Родины, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере. Важно, чтобы ученики осознали, почему тысячу лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор, и знали о существовании духовных законов, выполняя которые, они смогут жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В помощь учителям русского языка и литературы, мною разработаны задания, позволяющие расширить тематику курса «Основы православной культуры»[2].
В помощь родителям и детям предлагается учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов: «Добрые уроки наставления» (Сатисъ, Санкт-Петербург 2010). «Уроки добротолюбия» (Сатисъ Держава, Санкт-Петербург 2010). Авторы – священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева.
Пояснительная записка
Актуальностьизучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность, и, разумеется, определяют содержание всей создаваемой нами культуры. Общество не может благополучно существовать и развиваться без единства ориентиров, которые бы объединяли людей, стали значимыми в их жизни. Именно это условие есть важнейшая основа стабильного развития любого современного государства.
В основе православной культуры лежит понятие духовности. С древних времен русские люди воспитывались на ценностях, которые формировали такое качество, как духовность. Этому качеству характерно не внешнее подражание нравственным идеалам, а глубокое внутреннее одухотворение. «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)
Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, которая открывает перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни. К.Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало.
Нормативно правовая база:
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9 п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (кратко ОРКСЭ) вводится по Поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
С апреля 2010 года было положено начало преподавания предмета ОРКСЭ в 19 регионах РФ в рамках федерального компонента образования.
Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе ценностей отечественной православной культуры.
Задачифакультативного курса:
· раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций Русского государства;
· формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся;
· бережного отношения и преемственности к историко-культурному наследию нашего Отечества;
· осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия;
· создание условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям Православия и формирования гражданского патриотизма;
· формирование у детей целостного миропонимания и добропорядочности в межличностных отношениях;
· формирование уважения к религиям других народов.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что усвоение курса по православной культуре приведет учащихся осознанию роли Православия в истории и культуре России, поможет действовать в реальной жизни в соответствии с нравственными нормами Православия и создаст мотивационную основу продолжения занятий в старших классах.
Конкретный результат курса:
Написание творческих работ с последующей защитой.
В ходе изучения курса учащиеся будут знать:
· Историю возникновения Православия на Руси и роли церкви в истории государства.
· Азы православной культуры и православного образа жизни.
· Моральные нормы поведения.
· Традиции православной культуры.
· Выдающиеся произведения зодчества, иконописи.
Учащиеся будут уметь:
· Обобщать материал в ходе занятия;
· Формулировать вопросы;
· Делать выводы, умозаключения;
· Соотносить опыт православного учения и свои жизненный опыт.
Планирование курса «Основы православной культуры» - 34 часа
4 класс (17 часов)
№ | Содержание урока | час |
I | Роль и место православия в истории Российского государства, формировании духовных ценностей и нравственных идеалов народа России | |
Мы и мир вокруг нас | ||
Принятие православия Русью | ||
II | Основы православной культуры (часть 1) | |
Библия. Священное Предание и Священное Писание | ||
Что говорит о Боге православная культура | ||
5-6 | Божественное Откровение о сотворении Мира. Сотворение невидимого и видимого мира | |
Для чего Бог создал мир. Жизнь первых людей | ||
Христианское учение о грехе. Как бороться с грехом | ||
Христианское учение о добродетели | ||
Нравственная культура христианства. Десять заповедей Моисея | ||
Христианское учение о спасении. Иисус Христос – спаситель рода человеческого | ||
Заповеди Блаженства | ||
Милосердие – традиция христианского образа жизни | ||
Главный символ православной культуры | ||
Святая обитель | ||
Символ Веры. Таинства | ||
Урок закрепления и обобщения изученного | ||
И т о г о |
Краткое содержание курса «Основы православной культуры»
Класс