Взаимодействие русской и северокавказской культур

Более полными стали сведения о Кавказе с того времени, когда в Предкавказье появилось русское население. Теперь о Кавказе в полный голос начинают говорить русские источники. Их информация неуклонно возрастает на протяжении ХШ-ХУШ вв. Процессы этнических перемещений и изменений в основном завершаются в ХIV-ХVв.в., когда этническая карта горного Кавказа приобретает более или менее стабильный характер и по существу мало отличается от современной. Происходит самоотверженная борьба народов Северного Кавказа за свободу и независимость с иноземными завоевателями с глубокой древности и кончая монголо-татарскими ордами, полчищами турецких султанов, крымских ханов и шахов Ирана. Но не к одним только войнам сводились контакты жителей Северного Кавказа с соседями или отдаленными народами. Более важное позитивное значение имели разного рода культурные мирные связи с соседними странами и народами, в частности, Закавказья.

Победа русского народа на Куликовском поле, дальнейшая борьба за окончательное освобождение Руси от золотоордынского ига коренным образом изменили международную обстановку в Восточной Европе, в том числе, и на Северном Кавказе. Поражение и распад Золотой Орды привели к значительным этническим и политическим изменениям в Предкавказье. По - видимому, в это время основная масса кабардинского населения продвинулась из северного Прикубанья на восток, в районы современной Кабардино-Балкарии и некоторые прилегающие округа. Несколько облегчилось положение осетин, хотя главными местами их обитания по-прежнему оставались горные районы, куда они были в своё время оттеснены монгольскими завоевателями. Стали постепенно оправляться после опустошительных походов Тимура народы Дагестана. Постепенно возрождались старые феодальные объединения и возникали новые. Несмотря на многоэтнический состав населения Дагестана, и там начала появляться тенденция к возникновению крупных политических объединений, из которых наиболее значимыми постепенно становятся владения аварских куцалов. Однако прессу консолидации мелких феодальных владений на Северном Кавказе препятствовала политика оттоманской Порты, Крымского ханства, ханского Ирана.

Огромное и благотворное значение для исторических судеб народов Северного Кавказа имело присоединение к России среднего и нижнего Поволжья (Казанского и Астраханского ханств). Утверждение Русского государства на всем Великом Волжском пути выводило русскую торговлю на Каспий, а через него - и в страны Востока вплоть до далёкой Индии. Основная масса коренного населения Северного Кавказа положительно воспринимала эти политические успехи Русского государства. Доказательством этого явилось возникновение первых русских вольных (казачьих) поселений в районе Терека, а затем прямое обращение ряда северокавказских владетелей в Москву с просьбой о принятии их в русское подданство. Особо здесь надо отметить укрепление русско-кабардинских связей, выразившееся в добровольном переходе Кабарды под власть России. В непосредственной связи с просьбами местного населения возникают и русские укрепления в низовьях Терека, где устанавливаются русские гарнизоны, возникают посады, в которых селятся не только русские, но и кумыки, кабардинцы, чеченцы, а позже армяне, грузины и др. Такое усиление русского влияния на Северном Кавказе встречало противодействие прежде всего со стороны Османской империи и её вассала - крымского хана. В ХVI-ХVII вв. в период турецко-иранских войн через степи Предкавказья крымские татары ходили на помощь турецким войскам, воевавшим с Ираном в Закавказье. Оценивая большие достижения в развитии русско-северокавказских связей с ХVI - ХVII вв. надо учитывать всю сложность политической обстановки в регионе, прежде всего, феодальные распри, затрагивавшие и отношения между народами. В разнообразных конкретно-исторических условиях отдельные феодалы в своих корыстных интересах в борьбе с феодальными соперниками нередко переходили на сторону Османской империи, крымского хана. Османская империя использовала противоречия между отдельными местными феодалами и, разжигая религиозную рознь и фанатизм, старалась посеять между мусульманским и христианским народами Кавказа, натравливая население, исповедовавшее Ислам, против христианской России. В тоже время подобного рода факты отнюдь не могут заслонить тот главный, ведущий процесс, который продолжался и в ХVIII веке-дальнейшее сближение народов Северного Кавказа с соседним русским народом и неуклонно продолжавшееся присоединение региона к России на условиях добровольного вхождения в её состав большинства народов Северного Кавказа.Такие обращения шли от осетин, чеченцев, ингушей, дагестанцев. Показательно то, что как только возникала опасность новых вторжений султанских или шахских войск, помыслы и надежды всех прогрессивных слоев населения Северного Кавказа обращались к России. Ускорялся рост русского и украинского населения в разных районах Предкавказья. Наряду со старыми гребенскими и терскими поселениями во 2-й половине ХVI века здесь возникали новые станицы по Тереку и его притокам, а затем по правым притокам Кубани и, наконец, с переселением запорожцев - по кубанскому правобережью. Возникновение Линейного и Черноморского казачьих войск, а затем и крестьянских русских поселений в пределах Ставрополья имело огромное значение для истории Северного Кавказа. В сложной истории горско-казачьих отношений в основе всё-таки лежала не вражда, а растущие экономические и культурные связи. История Северного Кавказа ХVI-ХVIII вв. - это одновременно и история русско- кавказских связей и отношений северокавказских народов с Закавказьем.





Большой Кавказский хребет никогда полностью не разделял жителей его южных предгорий и северных степей. Укрепление русско- горских связей и процесс присоединения Северного Кавказа к России, вхождение народов этих регионов в её состав органически связаны с русско-закавказскими взаимоотношениями, под готовкой вхождения в Россию народов Закавказья. Можно утверждать, что без успехов России на Северном Кавказе вряд ли могли столь успешно развиваться русско-украинские или русско-армянские связи. И не случайно грузинские цари, начиная с ХV в., в своих отношениях с Россией опирались на горцев Центрального Кавказа. Знаменательный политический акт -Георгиевский трактат 1783 года, поставивший Восточную Грузию под покровительство России по добровольному соглашению Грузии, сыграл огромную роль в судьбах Северного Кавказа.

Вопросы для самоконтроля.

Каковы современные представления о географических границах Кавказа?

На какой стадии культурно-эволюционного развития человек стал использовать при обработке камня метод ножевидных пластин?

Каков ареал распространения кобанской культуры?

Как называлась столица Боспорского царства?

Какие золотоордынские города существовали на территории Северного Кавказа?

Как именовались аланы в грузинских, русских и китайских письменных источниках?

Какой из северокавказских народов первым добровольно присоединился к России?

В каких областях наиболее тесно взаимодействовали казачья и горская культуры?

Наши рекомендации