Многообразие и взаимодействие культур .

Для социологии культура важна с точки зрения , что сделано человеком.

Культура – система убеждений и норм , общих для членов группы, которые регулируют поведение человека и упорядочивают опыт (ритуалы и традиции).

Культура бывает материальная и нематериальная (духовная).

Материальная культура –ее можно определить тактильно , анне материальную только эмоционально .

Культуру разделяют по степени общности (Типы культуры):

1. Доминирующая (традиционная)- совокупность образов поведения , которые разделяются и принимаются подавляющим большинством группы или общества.

2. Субкультура – культура группы , которая отражает особенности данной группы , но не противоречит доминирующей культуре.

Культура может быть : а) профессиональной б) этносной в) национальной

3. Контркультура – это субкультура , ценности и нормы , которые противоречат доминирующей. При этом субкультура может переходить в традиционную культуру и контркультуру.

Также культуру можно различать по тому кто ее создал и как она распространяется .

Формы культуры:

1. Элитарная – она создается профессионалами , опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Чем выше уровень образованности общества, тем шире уровень восприятия элитарной культуры .

2. Народная – она создается анонимными творцами. По реализации могут быть индивидуальной , групповой и массовой.

3. Массовая – она авторская по происхождения и массовая по распространению, обладает самой широкой аудиторией. Возникает в начале 20 в. с появлением СМИ. Обладает меньшей ценностью, чем элитарная и народная.

Принципы взаимодействия культур :

1. Этноцентризм – тенденция оценивать другие культуры на основе собственной , вера в превосходство своей культуры над остальными. На этом фоне сформирован цивилизационный подход к изучению общества.

2. Культурный релятивизм- культуру можно понять лишь на основе ее ценностей в ее собственном качестве.

3. Взаимодействие между культурами может происходить на основании конфликта :

Культурные конфликты

а) Аномия-(Дюргейм ) – «нет нормы»

б) культурное запаздывание (перемены в материальной жизни опережают перемены в нематериальной жизни )

в) господство чужой культуры (взаимодействие культур происходит неестественное чреватое напряженностью смешение, содержание в ней многих противоречащих элементов )

Социальный институт

Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные потребности общества.

Основные виды социальных институтов:

1) экономические, занятые производством и распределением материальных благ, организацией труда, денежным оборотом и т.д.;

2) политические, связанные с исполнением власти;

3) социальные, организующие добровольные объединения, жизнь коллективов, регулирующие повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;

4) культурные и воспитательные, обеспечивающие преемственность культуры общества и передачу её последующим поколениям;

5) религиозные, организующие отношения людей к религии.

Уровень развития институтов показывает на каком уровне развития находится общество.

Институциализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, направляется, моделируется, регулируется. Не все роли внутри института могут быть иституциализированы. «Маменькин сынок» - индивидуальная роль, сын – институциональная. Институциональные роли постоянны, отступление от них наказывается. Колебания индивидуальных различий внутри этих ролей ограничены.

Этапы процесса институционализации:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организационных действий. Исчезает потребность, отмирает институт. (дворянская дуэль).

2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью явилась защита дворянской чести. Ценность чести выше человеческой жизни.

3. Появление норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Практическое принятие правил и процедур. Спонтанные ссоры среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки: правила вызова на дуэль и ответа на него, поведение во время и после дуэли.

6. Установление системы санкций, дифференцированное их применение в отдельных случаях. Наказание за отказ от поединка, возможность такого отказа в результате явного неравенства в положении дуэлянтов.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.

Социальные статусы

Социальный статус – позиция человека (группы) в обществе связанная с определенными обязанностями и правами.

Виды статусов:

1. Приписанный – такое положение в обществе, над которым индивид (группа) не имеет контроля. Например: возрастной статус (каждому возрасту общество приписывает определенные права и обязанности), гендерная принадлежность.

2. Достигаемый – приобретается благодаря собственным усилиям. Например: студент.

3. Смешанный – несет в себе элементы приписываемого и достигаемого. Например: безработный, нобелевский лауреат.

Виды статусов формируют статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Достижение социального статуса возможно при помощи «социального лифта» (вертикальная и горизонтальная мобильность).

Социальная группа (по Сорокину) - тотальность взаимодействующих индивидов, которая организована, если существуют цели и ценности.

Группа обладает собственной иерархией. Если статус рассматривать как место в иерархии – это ранг, он определяет каким – высоким, средним, низким статусом человек обладает.

Несовпадение статусов: 1. В одной группе человек может занимать высокий статус (на работе), а в другой низкий (круг приятелей).2. Когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению другого статуса. Чиновник не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, прокурор не может быть мафиози.

Функции статуса:

1. Идентификация – отождествления себя с определенным набором норм и предписаний.

2. Стратификационная – распределяет по уровням и слоям общества, указывает индивиду его место относительно других.

3. Ориентирующая – показывает индивиду, какие есть возможности для изменения своего положения.

4. Регулятивная – обеспечивает коммуникацию и взаимодействие индивидов.

5. Инструментальная – дает возможность использовать свое положение для решения своих проблем в рамках статуса.

Социальная роль

Социальная роль - поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный статус. Она, в отличие от социального статуса подвижна.

Человек социально отзывчив. Осознает он это или нет, но он стремиться соответствовать ожиданиям других людей. (эксперимент Ф.Зимбардо)

Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Например: статус профессор – роль «преподаватель», «автор научных статей», наставник молодежи», «специалист в своей области». Каждая роль предполагает свою манеру общения с людьми.

Ролевая напряженность – ситуация при которой роль предъявляет человеку противоречивые требования.

Ролевой конфликт - ситуация при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Способы решения ролевого конфликта: 1) разведение ролей во времени;

2) дискриминация одной из ролей.

Человек не поглощается полностью социальными ролями. Между Я человека и ролью существует дистанция. Чем сильнее развита у индивида способность смотреть на себя со стороны, тем он социально компетентнее. З. Фрейд определил, что ролевой дистанции нет у больных людей и у детей, поскольку она формируется в процессе социализации.

Наши рекомендации