Рационализация организационной деят-ти
Рационализация — это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной орг-ции управленческого и исполнительского труда. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эф-ти развития субъектов экономич. и хоз. деят-ти в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Рационализация организационной деят-ти — это процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит, и более качественное состояние системы за счет четкой орг-ции производственной деят-ти, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.
Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем. Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio — «разум», следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда.
Осн. направлениями рационализации деят-ти организационных систем являются усовершенствование научной орг-ции труда, результатов труда, средств труда, и технологических процессов.
Усовершенствование научной орг-ции труда. Рационализация трудового процесса предусматривает создание наиболее благоприятных условий труда, устранение перегрузок и нервного перенапряжения, создание благоприятного психологич. климата в коллективе, материальное стимулирование работников, заинтересованность их в приобретении солидного статуса фирмы.
Усовершенствование результатов труда заключается: в расширении спектра оказываемых услуг; в упорядочении номенклатуры и ассортимента продукции; в улучшении потребительских качеств выпускаемой продукции; в стандартизации, унификации и нормализации изделий; в повышении качественных характеристик исходного сырья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования.
Усовершенствование средств труда и технологических процессов заключается в применении ноу-хау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предприятия.
Реинжиниринг орг-ции
С начала 1990-х годов методическим направлением, изучающим вопросы процессной орг-ции систем и дающим решения по их построению, является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП). Впервые термин «РБП» был введен Михаилом Хаммером – родителем первого, традиционного подхода к РБП.
Современная концепция РБП предполагает переосмысление и трансформацию бизнеса орг-ции для более тесной координации деят-ти ее функциональных частей и повышения их гибкости.
Понятие бизнес-процесса относится ко всем процессам орг-ции.
Трактовка орг-ции как процесса предполагает деят-ть, направленную на установление и обеспечение целесообразных связей между элементами системы, обуславливающих ее нормальное функционирование.
Объектом изучения реинжиниринга являются интегрированные процессы, происходящие в орг-ции. Орг-ции не подвергают реинжинирингу ни отделы, ни производственные подразделения – они перестраивают работу, которую выполняют люди в этих подразделениях, и предлагают новые модели процессов орг-ции работ.
Реинжиниринг – это не то же самое, что автоматизация. Автоматизация существующих процессов с помощью информационных технологий просто обеспечивает более эффективные способы выполнения рациональных операций. Реинжиниринг означает больший выпуск при использовании меньших мощностей. Реинжиниринг в русской редакции – это реорганизация структуры бизнес-процесса. Орг-ции, которые всерьез принимаются за «сокрушение» структур управления, начинают с конца. Реинжиниринг стремится к прорывам не путем улучшения существующих процессов, а путем отказа от них и замены их новыми.
Реинжиниринг – это начало любого процесса заново с чистого листа бумаги. Суть реинжиниринга заключается в отказе от привычных методов и принципов работы. Реинжиниринг – это изобретение качественно нового подхода к структуре процесса. Реинжиниринг – поиск новых моделей организации работы.
Рассмотрим определение реинжиниринга, выдвинутое М. Хаммером и Дж. Чампи: «РБП – фундаментальное переосмысление и радикальная реконструкция бизнес-процессов с целью достижения драматически сильных улучшений критически важных в современных условиях уровней критериев производительности, таких как стоимость, качество, услуги, скорость».Это определение раскрывается трактовкой использованных в нем ключевых понятий.
1. «Фундаментальный». Должны быть получены ответы на ключевые вопросы о деят-ти предприятия: «Почему мы должны делать то, что мы делаем?» и «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?»
2. «Радикальный». Радикальность означает отбрасывание всех существующих структур и процедур и воплощение новых способов выполнения работ.
3. «Драматический». РБП должен применяться только тогда, когда есть нужда во «взрывном» воздействии.
4. «Процессы». Указывается, что хотя это понятие – самое важное в определении реинжиниринга, оно наиболее трудно понимается управляющими предприятий. Большая часть деловых людей не является «процессоориентированными», они сфокусированы на задачах, на работах, на людях, на структурах, но не на процессах. М. Хаммер и Дж. Чампи определяют бизнес-процесс как «совокупность видов деят-ти, которая имеет один или более видов входных потоков и создает выход, имеющий ценность для клиента».